КРЫЛЬЯ  Крылья, день 1: real indie и герои для школьников

Отчет о первом дне фестиваля Крылья, в котором ботаники Барокко-Флэш катаются на роликах, Провода слушают группу Кино, Седьмая Раса перепевает Егора Летова, Макса Покровского закидывают рублем, Андрей Запорожец выступает в электричестве, Психея вопреки организаторам исполняет "Сид Spears", французы Spooky Jam устраивают стриптиз, а хедлайнером все равно будет Алиса.

День первый
В котором ботаники Барокко-Флэш катаются на роликах, Провода слушают группу Кино, Седьмая Раса перепевает Егора Летова, Макса Покровского закидывают рублем, Андрей Запорожец выступает в электричестве, Психея вопреки организаторам исполняет "Сид Spears", французы Spooky Jam устраивают стриптиз, а хедлайнером все равно будет Алиса.

Прошлогодний фестиваль "Крылья" оставил по себе приятные воспоминания: Bloodhound Gang пили водку с журналистами, Tractor Bowling в буквальном смысле уложили своих фанатов на землю, чтобы мгновением позже аэродром взлетел на воздух, а Soulfly, несмотря на прежние обещания никогда в России не выступать, все же приехали, чтобы наглядно продемонстрировать группе Чайф, что такое настоящий хедлайнер.

Список участников фестиваля отчетного радовал глаз наличием восьми отечественных альтернативных команд, что стало возможным благодаря прошлогоднему триумфу "Тракторов", которые привели народу не меньше, чем безмерно популярные Океан Ельзи или Пилот. Последние, кстати, стали единственной группой, удостоившейся чести выступать на "Крыльях" как в прошлом году, так и в этом.
Имена зарубежных гостей нынче оказались куда скромнее. Pleymo, несмотря на артподготовку в виде сольного выступления в "Точке" 20 мая, менее известны в России чем Soulfly. И эстрадная певица Наталья Имбрулья (Natalie Imbruglia) вряд ли в состоянии завести публику лучше, чем Bloodhound Gang. Hazmat Modine - артист очень интересный, но целесообразность его приглашения на рок фестиваль вызывает сомнения. "Крылья" - это рок-фестиваль, что бы там ни городили организаторы про "не имеющую границ музыку мегаполиса".

Intacto открывали фестиваль, но отнюдь не стали открытием - совершенно безликий неометалл с мелодичным, но равнодушным вокалом. Они уже разогревали Evanescence, выступали на "Эммаусе" и даже заявлены на московский концерт самого Трента Резнора (NIN). Налицо расхождение между амбициями и реальным уровнем коллектива, лидер которого слегка побаивается сцены, и на зрителей от греха подальше старается не смотреть. Спасением показались Stigmata, которые в первый день фестиваля, очевидно, призваны были олицетворять эмо-движение. Хотя музыка Stigmata является скорее работой над ошибками всевозможных представителей актуальных направлений альтернативной музыки. Вроде бы, действительно эмо, но с яйцами; вроде и хардкор, но с мозгами. Несмотря на молодость (всего два альбома), ребята в табели об альтернативных рангах лишь немного уступают лидерам: Jane Air, Amatory и Психея.

Следующими для пущего контраста выкатились на роликах ботаники Барокко-Флэш, чтобы "очистить от скверны" наш разум. Психонавты исполнили несколько позитивных наркотических и алкогольных гимнов, однако были безжалостно скручены своевременно прибывшими санитарами и утащены за кулисы. Выступление ска-роллеров оставило море визуальных впечатлений, однако совсем никаких - аудиальных.
Восстановить покачнувшуюся веру зрителей в собственную адекватность должна была Z.I.M.A. "Зима" порадовала: отечественный рок оказался в силах звучать не только как вокально-инструментальный ансамбль при заводском доме культуры, но и как, например, британский инди-рок ансамбль в программе Top Of The Pops, что для начала тоже неплохо. Не изменяя стилю, лидер группы Сергей Мельник даже покинул сцену по-английски, только и махнув галстуком на прощание. На смену модернистам пришел реакционный рокапопс группы Провода. Искренне меня восхищает их песня про "я поцелую тебя глубоко". Проникновенно, ничего не скажешь.

Если Константин Кинчев двигается в последнее время строго на север, то Макс Покровский уверенно идет на восток.
Денег на дорогу не хватает, но люди добрые помогли, чем смогли, во время исполнения "Московского романса", закидав сцену рублевыми монетками. Несмотря на постоянные участия в коммерческих и политических мероприятиях, где публика обычно недееспособная, инициировать двигательно-мозговую активность зрителя Ногу Свело все ещё умеют. Макс заставил всех кричать "бензин", петь абсурдную "Хару Мамбару" и даже изображать "тушинский оргазм".

Саша Растич с неизменной "бодхисатвой", открывал целый блок альтернативных каманд. Седьмая Раса - хоть и альтернативщина по паспорту, но там давно уже смешался и грандж, и хипповый кришна-кор (кто-то же должен был поднять знамя, выпавшее из рук группы Небо Здесь). В дополнение ещё и сыграли летовскую "Снаружи всех измерений", чтобы окончательно сбить с толку критиков. Во время выступления "Расы" мне в голову лезли грустные мысли, о том, что признание несколько запоздало к "Седьмой расе" в частности и нашей альтернативной сцене в целом. Поклонников-то командам всегда хватало, да только крупные игроки русского шоу-бизнеса почему-то поверили в них только сейчас. На момент появления Расы на крупных фестивалях, актуальной является скорее музыка их изначально стороннего проекта - группы Мои Ракеты Вверх, ныне обретающей автономность.
Развеять пессимистические настроения взялись Amatory. Они потрясающе динамичны на сцене, на фоне остальных утомленных солнцем и пивом артистов цепляют сразу, хотя и играют совершенно незамысловатый неометалл в духе Fear Factory, слегка лишь припанкованный. Тем не менее, впервые именно на выступлении этой группы публика перед сценой как-то воспряла духом и продемонстрировала качественный слэм.

Зажатый со всех сторон "мазафакерами" Sun Say не испугался, а гнул свою линию. Его регги-драйв весьма заразителен и предполагает, что воспринимать солнечные децибелы лучше лежа прямо на земле, и глядя в небо, а не на сцену. Хотя там тоже было на что посмотреть - Андрей Запорожец в электричестве. Ещё во времена Пятницы все считали своим долгом спросить: "а почему бы вам не пригласить себе нормальных музыкантов?". Вот, пожалуйста. Материал этот и предполагался как новый альбом группы 5'nizza, однако Бабкина теперь больше тянет на театральную сцену и по обоюдному согласию проект продолжается как сольное творчества "Сана".

Кирпичи, выступая на пивном фестивале, конечно, не могли не спеть про то, что "водка - плохо". Тезис этот зрители в целом одобрили. Правда сами Кирпичи одобрения уже не вызывают, после "Силы ума" они так ничего интересного пока и не записали. Все, кто тащился по их тинейджерскому трэшу, уже подросли, "отцов" уважают и любят, но больше не слушают.

Далее на сцене оказалась группа-деепричастие. "Убей Мента" Психея решила не играть, справедливо рассудив, что московский ОМОН не понимает шуток. Зато исполнили "Звезду рок-н-ролла" Майка Науменко. Фео перед исполнением "Шлюхи" вежливо предупредил: "никому не посвящается". Сыграли даже "Сид Spears", несмотря отсутствие песни в сет-листе и просьбы организаторов не материться со сцены. Правда в конце ребята немного застеснялись и орать "заебитесь" вышел почему-то "Кита", который кричал только "зае" и дальше делал вид, что его глушат. Таким образом кибер-панки завершили альтернативную часть банкета, после чего все маргиналы дружно отправились домой, уступив жизненное пространство поклонникам русского рока.

Билли Новик приземлился на сцену из совсем других атмосферных слоев. Он играл свой хардкор-шансон, в перерывах делился зарисовками из питерской жизни, в том числе рассказал о судьбе просто парня живущего в Купчино. Сам того не ведая, Билли продолжил тем самым мотив Бригадного Подряда, который ещё на прошлогоднем фестивале заявлял, что "Купчино - центр вселенной".
Игравшее следом Воскресение символичнее смотрелось бы на сцене днем позже, а ещё лучше, если бы вместо них играла Машина Времени, однако организаторы верны принципу ротации состава: выложившись на "Крыльях" в прошлом году Макаревич и друзья нынче отдыхают. Отдыхает и публика, потому как Воскресенье- слишком камерная группа для такой площадки.

Мельница выкинула фокус, какого свет ещё не видывал. Плохо и на скорую руку настроившись, фолк-рокеры не звучали, как им свойственно... и оттого звучали много лучше. На первый план вылезли бас и "бочка" - и оказалось, что так оно гораздо лучше, нежели "археологический" саунд, характерный для сольных выступлений, где проблем со звуком меньше.
Далее - одно из наиболее ярких выступлений дня: Сурганова и оркестр, в отличие от Ночных снайперов, не имеет такого большого арсенала хитов, зато у Светланы имеется оркестр, который звучит как одно целое с её прошибающим насквозь голосом. Оркестр, который великолепно сочетается с харизмой и ощущением образа Светланы Сургановой как артиста.

Spooky Jam прекрасно понимали, что поклонники Сургановой или Арии не могут и не хотят услышать инди-рок, поэтому сразу принялись эпатировать. Деловито раздевшись до трусов, фрацузкое трио, похватав гитары, принялось носиться по сцене, принимая различные героические позы. И даже подначило публику выучить нехитрый русский припев "сука, сука, большая сука". Те немногие, кто все же понимали, что такое инди, пост-панк и вообще кто сейчас выступает, подверглись ковровым бомбардировкам в те участки мозга, что ответственны за драйв, эйфорию, экстаз и прочие явления, про которые за чередой русских групп немудрено позабыть.

Но люди то все равно пришли на Арию и Алису. И кого бы там ни приглашали организаторы "Крыльев" из-за моря, ничего не изменится в предпочтениях их массового посетителя. Артур Беркут усталой трусцой перебегает от монитора к монитору, натужно тряся головой, но каждый его жест встречается восторженным воплем масс. В битве за армию арийцев Ария победила Кипелова, но конкуренции с собой прежней беркутовская Ария по-прежнему не выдерживает. Равно как и Алиса, где Кинчев-сверхчеловек берет вверх над прежним Кинчевым-анархистом. Вот такая Алиса у нас хедлайнер первого дня фестиваля.
Школьничкам нужен идеал? На здоровье.

Продолжение следует...

29.07.2007, Яша ВЕТКИН (ЗВУКИ РУ)