Scott WALKER  The Drift

Скотт Уокер (Scott Walker) - поп-икона 60-х и международный человек-загадка. Его группа The Walker Brothers одной из первых перебралась из США в Великобританию за пониманием. Позже этот же маршрут с...

Скотт Уокер (Scott Walker) - поп-икона 60-х и международный человек-загадка. Его группа The Walker Brothers одной из первых перебралась из США в Великобританию за пониманием. Позже этот же маршрут с той же целью проделают Sparks, Kansas, Manowar, Scissor Sisters и The Killers. Сольные альбомы Скотт начал записывать еще в конце 60-х. В этих работах впервые был наведен мост между только-только зародившимся рок-авангардом и традиционной эстрадой.
Став ролевой моделью для таких выдающихся рок-денди, как Брайан Ферри и Дэвид Боуи, сам Уокер вскоре ушел в тень. The Walker Brothers несколько раз распадались и воссоединялись - тихо и незаметно, как позже Roxy Music. Позднейшие сольные работы музыканта вряд ли чем-то могли заинтересовать широкую публику. Последним про Скотта вспоминал ботаник Джарвис Кокер во время записи альбома Pulp "We Love Life". Впрочем, продюсерское участие Уокера эту работу от скорого забвения не спасло.
Но - чу! Скотт Уокер выпускает новый сольный альбом. Настоящая большая новость для небогатого на откровения начала XXI века. Причем и рок-авангард, и эстрада тут присутствуют в ассортименте. Это для затравки. А теперь - небольшое упражнение по закатыванию губ: и эстрада и авангард тут представляют собой немного не то, к чему мы привыкли. Нет, они даже находятся в состоянии равновесия, но при этом как бы "разведены по панораме".
В открывающем альбом "The Drift" номере "Cossaks Are" гитарные переборы нагнетают тревогу, а партии ударных словно бы сыграны задом наперед. Над туманной пеленой баса парит вроде бы совершенно не стыкующийся со всем этим мрачняком лирический полутенор-полубаритон. Хотя, если разобраться, голос тут идеально вписан в аранжировку. Просто еще никто не вписывал ТАКОЙ голос в ТАКОЙ инструментал, отсюда и дисгармония. Уже страшно? То ли еще будет... Струнный оркестр в 12-минутной пьесе "Clara" дает звуковой вал, напоминающий скорее Стравинского, нежели битловскую "A Day In The Life". Хаотичные всплески перкуссии подобны ударам палок. Дополнительный женский голос пробивается сквозь нытье дрели. Финальный штрих: Клара - жена Бенито Муссолини. В общем, сочинение не для слабонервных. А в "Jolson And Jones" моменты абсолютного спокойствия чредуются то с индустриальным лязгом наматывающихся на барабаны цепей, то со стонами истязаемых животных (на самом деле это лишь альт-саксофон в исполнении маэстро).
Можно было бы в очередной раз помянуть сугубо британскую любовь сочетать корявый поп с гладеньким авангардом, но во-первых, у Уокера здесь все как-то совершенно по-другому, а во-вторых, эта работа рождает совершенно иные ассоциации. Почему-то в первую очередь на ум приходят "Русские Песни" Александра Градского. Там был такой же контраст между лирическим вокалом и колючим сопровождением, схожие оркестровые пассажи в духе Стравинского, а главное - та же жутковатая красота без налета успокаивающей лощености.
По каждой композиции с этого альбома можно было бы написать развернутое исследование размером поболее этой статьи. Но никто не расскажет о такой музыке лучше, чем она сама. Скажем так - для развлечения вы этот альбом слушать не сможете. Но что-то цепляющее и не отпускающее в этих песнях определенно есть.

19.07.2007, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)