AEROSMITH  Токсические братья по разуму

Многолетнее ожидание концерта Aerosmith и их блёклые творческие достижения последних лет посеяли в душе смутные сомнения: а не придется ли разочароваться в очередных богах и героях? Не пришлось. Более того, Aerosmith показали себя командой, способной раскачать самую специфическую аудиторию. А главное - активно этого желающей и добивающейся своего.

Выступления Aerosmith на просторах нашей необъятной планировались и срывались несколько раз. Мало кто уже помнит, что эта команда была на грани включения в программу легендарного "Музыкального Фестиваля Мира" 1988 года в Лужниках. В 1994 году, когда альбом "Get A Grip", поплевывая на грандж с высокой колокольни, продолжал победное шествие по хит-парадам, их вместе с Whitesnake звали на "Белые Ночи" в Петроград. Тогда администрация группы не сошлась с организаторами фестиваля. В 1998 году редакция "Московского Комсомольца" решила размахнуться и вытащить авторов оккупировавшей экраны MTV песенки "Pink" на праздник своей газеты в Лужниках. Тогда Aerosmith дипломатично отказались, сославшись на разбитое основанием микрофонной стойки колено вокалиста Стива Тайлера (Steve Tyler), и комсомольцы обошлись более подходящим их музыкальной редакции Мумий Троллем.

Ну и ладно. Урезанный фестивальный сет с нагрузкой из неизвестно чего - это, как говаривал Остап Ибрагимович, "низкий сорт, нечистая работа". У нас - увы, ососбенно. А полноценного гига можно было и подождать. Дождались.

Следует учитывать, что популярность этой команды в нашей стране имеет весьма специфическую окраску. Во всем цивилизованном мире Aerosmith - иконы глэм-рока, равновеликие, скажем, Kiss. У нас же широкие массы узнали эту группу лишь в начале 90-х, благодаря нелегально крутившемуся в ночном телеэфире видеосборнику "Big Ones" и столь же нелегально изданному Ташкентской "Мелодией" винилу "Get A Grip", содержавшему лишь две трети материала с родного CD. Спешно закупленные нашими челноками в Польше партии кассет с "Permanent Vacation" (1987) и "Pump" (1989) делу не очень помогли. И уже к 1997 году, когда радиохиты с "Nine Lives" были перемешаны в отечественном радиоэфире с творениями неоварваров от рокапопса, иначе, как поставщиков симпатичных рок-баллад, группу у нас не воспринимали. В то же время многих старых меломанов, бывших в курсе благородных блюзовых корней и суровой хард-роковой ориентации Aerosmith, эта ситуация от новейших творений группы просто оттолкнула. Так что собрать "Олимпийский" в разгар лета для Aerosmith, конечно, не проблема - но вот каков будет основной контингент публики?

А ситуация с творческими достижениями группы в новом веке вызывала массу сомнений. Альбом "Just Push Play" (2001) запомнился лишь тремя хит-синглами - "Fly Away From Here", "Jaded" и "Sunshine". Остальной его матриал был откровенно скучен. Программа "Honkin' On Bobo" восстановила реноме Aerosmith, однако представить себе группу, исполняющую нашей публике на стадионе ТАКОЕ количество классических блюзовых номеров, было просто невозможно. К тому же в туре, запечатленном на видео "You Gotta Move" музыканты выглядели откровенно уставшими, и словно бы пытающимися закосить под самих себя. Наконец, недавний сборник "Devil's Got A New Disguise: The Very Best" и вовсе не выполнял никаких функций, кроме сувенирно-подарочных. Не придется ли разочароваться в очередных богах и героях?

Не пришлось. Более того, Aerosmith показали себя командой, способной раскачать самую специфическую аудиторию. А главное - активно этого желающей и добивающейся своего.

Разогрева, слава всем богам, не было. На стадион упала тьма, и экран над сценой разродился кратким видеомиксом на тему жизни и приключений героев вечеринки. Таковые не замедлили появиться и с ходу обрушили на зал "Love In An Elevator". Стив Тайлер в стетсоне, белых клешах и с традиционной кучей ленточек на микрофонной стойке носился по сцене, как ошпаренный, а его "токсический брат по разуму" Энтони "Джо" Перри (Anthony "Joe" Perry) грозно вышагивал по протянутому в партер подиуму в армейской фуражке и с вишневым "Gibson SG" наперевес. Все сомнения тут же улетучились - эта была та самая группа, про знакомство с музыкой которой рассказывал Slash из Guns'N'Roses: "Однажды подружка пригласила меня домой, и когда я уже лежал в кровати, поставила "Rocks". Я был настолько потрясен, что забыл про секс..."

Где-то между поддержанной кадрами из видеоклипа "Cryin'" и людоедской "Eat The Rich" Джо взял в руки свой традиционный черный "Les Paul". Басист Том Гамильтон (Tom Hamilton) вовсю рубился на пятиструнном инструменте и от души пел бэки. Перед выходом на последний бридж Перри к тому же порадовал публику шквалом диких фидбэков, заведя гитару о монитор на краю подиума.

К сожалению, видеоэкран над сценой работал не вполне стабильно - переключение с камеры на камеру происходило не без мелких глюков. Ладно, сойдет за спецэффект. Тем более, что одна видеокамера, похоже, была вмонтированная непосредственно в микрофон Тайлера, а это, знаете ли, то еще зрелище. Баллада "I Don't Want To Miss A Thing" - единственное светлое пятно в самом высокобюджетном собрании технических ляпов за историю кино под названием "Армагеддон". Знаменитый вздох перед словом "forever" Стив игриво протянул так, что партер спел эту строку за него. В конце этого номера, а так же в "Jaded" - классно поддал йодля. А первый куплет "What A Takes" Тайлер и вовсе спел в одиночестве - пока Джо в очередной раз менял гитару - на сей раз "Gretch White Falcon" на зеленый "Telecaster".

Странно, но именно на великолепном рок-н-ролле "Big Ten Inch Record" контакт группы с залом едва не оборвался. Танцевали почему-то в основном трибуны - в партере народ всю песню простоял столбиками, что твои суслики. Обычно этот номер группа растягивает на концертах вдвое - в этот раз музыканты, видя вялую реакцию, фактически скомкали концовку. И продолжили кормить народ медляками. Причем без особой охоты - "Crazy" исполнялась без особого задора, к тому же в паре мест слышались откровенные косяки. После чего мужики явно закусили удила, и с одной лишь мыслью - "мы вас научим блюз любить, мать вашу!" - забацали "Baby Pleace Don't Go". Ага, эпоха "Honkin' On Bobo" еще не кончилась! Шаманские ритмы ударных Джоя Крамера (Joey Cramer) и заливистая гармоника Тайлера наконец-то проняли всех, вплоть до распоследнего позорного поппера.

Здесь Тайлер и вооружившийся черной двенадцатистрункой Перри вышли на самый край подиума. После первого куплета "Hangman Jury" (к сожалению, целиком эта песня сыграна не была), Джо залез было в какие-то психоделические дебри, приличествующие скорее Джимми Пейджу, но, в конце концов вырулил на "Seasons Of Whiter". Не самая очевидная для концертного исполнения вещица, хороший выбор. Соло здесь (как, кстати, и в "Jaded") достались Брэду Уитфорду (Brad Whitford), обычно упоминаемому в кредитах альбомов в качестве ритм-гитариста.

Судя по кульминационной части "Dream On", с голосом у Тайлера по-прежнему все в порядке, и знаменитые верха "микстом" он по-прежнему берет на ура. Хороший контраст с выступающими у нас на том же "Олимпийском" Deep Purple: в 2002 году Ян Гиллан еле вытянул "Child In Time", в последующие приезды вообще от исполнения этого номера отказался. Вообще, порой кажется, что шумиха вокруг Deep Purple на нашей земле была неоправданно раздута, а Aerosmith до начала 90-х столь же незаслуженно оставались в тени. Впрочем, кому как...

В знаменитой тягучей "Living On The Edge" Джо вооружился двухгрифовым "Gibson". Интересно, что обычно эта фирма изготавливает двухгриффовые инструменты на основе профиля "SG". У Перри же в руках явно была мутационная разновидность "Les Paul", да еще и с тремоло "Bigsby" на нижнем струнодержателе. В последующей "Stop Messin' Around" Джо к тому же от души попел основной вокал, в то время, как Тайлер сперва переместился за клавиши, а потом урезал очередное соло на гармонике. Не стоит забывать, что голос Джо - второй по значимости в группе, и такие номера, как, например, "Falling Off", поет именно он.

"Sweet Emotion" началась с долгого басового соло Гамильтона. Неудивительно, что название этой песенки стало его "партийной кличкой". Рефрен опять-таки, пел Перри - причем через диковинный "электроварган". Больше всего порадовала его "убитый" "Fender Strat" с перевернутым грифом а-ля Дик Дэйл. А настоящий отрыв произошел на "Draw The Line", после того, как Тайлер потряс своим феноменальным маракасом размером со школьный глобус. Джо сперва кинул гитару на пол, и отхлестал струны своим красным кафтаном. Услышав получившийся звук, Джой Ди Майо из Manowar должен был бы позеленеть от бессильной зависти. Потом гитарист спиной вперед кинулся на ударную установку, дав Крамеру возможность постучать по грифу палочками. Помнится, в 1980 году наш родной Аквариум за подобный перформанс почему-то обвинили в пропаганде половых извращений. Хорошо, что времена меняются...

После этой безумной оргии музыканты покинули сцену. Но публика понимала, что это еще далеко не конец. В очередной раз вспыхнувший над сценой видеоэкран продемонстрировал народу видео-комикс про сотону, рассекающего по прерии на кадиллаке под номером 666. Нарочито примитивная графика вызывала в памяти видеоигру "Revolution" с музыкой и участием Aerosmith, появившуюся на свет в 1993 году, и ныне сохранившуюся лишь на старых, картриджных приставках и в павильонах винтажных игровых автоматов. Вернувшись на сцену, мужики исполнили на бис еще пару номеров - грандиозный ритм-н-блюзовый хит "Train Kept A Rolling", более известный по фильму Антониони "Blow Up" в исполнении Yardbirds, и, конечно же, убойную "Walk This Way" - даже с ди-джейскими скрэтчами, оставшимися, должно быть, от сотрудничества с Run DMC. Лишь после этого шоу было объявлено закрытым.

Кто-то по дороге к метро убеждал меня в том, что "для престарелых алкашей-америкосов, конечно, неплохо", и что "они уже миллионеры, и им давно пофиг, как на них реагируют". Ну уж, позвольте не поверить. И вообще - мы еще поглядим, кто из рокеров нового поколения будет способен на такое угарное шоу накануне 60-летия... Как говорил Тайлер в одном из интервью "Rolling Stone": "Подождем немного, тогда и посмотрим, чья задница крепче..."

13.07.2007, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.aerosmith.com

AEROSMITH

Американская группа Aerosmith сделала рок-н-ролл признанной классикой жанра.

Подробности из жизни:

Aerosmith - американская рок-группа.
Жанр: рок, хард-рок
Состав:
Стивен Тайлер (Steven Tyker) - вокал, губная гармошка
Джо Перри (Joe Perry) - гитара
Брэд Уитфорд (Brad Whitford) - гитара
Том Хэмилтон (Tom Hamilton) - бас-гитара
Джоуи Крамер (Joey Kramer) - барабаны

Итальянцы много и хорошо поют. Причём это касается не только классиков из Ла
Скала или попсовиков из Сан-Ремо. Потомки окопавшихся в Североамериканских
Соединённых Штатах итальянцев отлично показыкают себя по классу
хард-рок-вокала. Причём во всех его ипостасях. Джон Бон Джови, Ронни Джеймс
Дио, Дэйв Меникенти (Y&T), Лу Грэмм (Foreigner)... Ещё среди них есть
неплохие рок-барабанщики - достаточно вспомнить легендарных Дэйва
Ломбардо или Питера Крисса (a.k.a. Криссуолла)...
"Мой прадед, Джовани Таллерико, исполнял классическую музыку на
виолончели: как и я, гастролировал по стране... Всё детство я провёл под
отцовским роялем - часами слушал, как он репетировал Дебюсси, Шопена,
Листа..." - рассказывает…

Далее... →