Эрик Трюффа (Erik Truffaz) относится к
тем редким музыкантам, который,
играя джаз, не замкнулся на заумных интровертных импровизациях, зачастую более
интересных исполнителю, чем слушателю. В то же время, его музыку нельзя в
полной мере отнести ни к коммерческой, ни к экспериментальной: Трюффа играет
то, что органично для него и для его музыкантов. Возможно, именно эта
бескомпромиссность и есть следствие того, что на сегодняшний день Трюффа -
один из самых знаменитых мировых трубачей. Внешняя мягкость уживается в этом
человеке с самыми твёрдыми принципами, которыми он далеко не всегда готов с
вами делиться.
Концерт Трюффа и его виртуозных музыкантов в Москве прошёл
7 июля. Перед выступлением месьё Трюффа любезно согласился побеседовать с нами.
Звуки.Ru - Ваш последний альбом называется "Arkhangelsk" почему вы выбрали это название?
Эрик: Потому что мы любим этот город. Мы были там три раза. Первый раз - участвуя в большом международном джазовом фестивале, лет десять назад. Это было сумасшествие, после нашего выступления мы с другими музыкантами поплыли по Белому морю к Соловкам. Выступления перемежались с распитием по русскому обычаю огромных количеств водки. Это продолжалось три дня, и стало воспоминанием на всю жизнь (смеется). Там же, в Архангельске мы встретили человека - Юрия Силкина, который впоследствии стал нашим концертным агентом в России. Он организовывал наши последующие выступления в, Самаре, Нижнем Новгороде, Петербурге.
Звуки.Ru - А в Москве вы уже выступали?
Эрик - Да, несколько раз, но это были маленькие клубы, и музыку мы играли несколько иную, чем сейчас.
Звуки.Ru - В связи с этим вопрос. Для нас слово Архангельск ассоциируется с севером, снегом, и соответственно с определенной "нордической" музыкой, у вас "Архангельск" иногда почти средиземноморский...
Эрик - Да-да, вы правы... Это просто... я увидел фотографию этого дома впервые в музее в Лозанне, она напомнила мне ощущения в Архангельске... Я думаю, музыка альбома выражает это ощущение...
Звуки.Ru - Как вам впечатление от русских музыкантов, по сравнению, например, с французскими или американскими?
Эрик - Мы встретили много действительно хороших музыкантов... Они тяготели, правда, более к фри-джазовому музицированию. Но это было десять лет назад, сейчас, может быть, всё изменилось...
Звуки.Ru - Думаю, не намного...
Эрик - Да? Вы знаете, ведь мы и сейчас играем свободную музыку, но при этом сохраняем groove, определенные мелодические структуры...
Звуки.Ru - В вашей музыке можно услышать много элементов различных культур. Это и хип-хоп, и арабское пение, и электронная музыка. У вас есть какое-то определение для этого?
Эрик - Наша музыка - это смесь джаза, поп, рок и электроники. Мы можем использовать и рок, и фанк, главное условие, чтобы были groove и мелодия...
Звуки.Ru - Что для вас главное в вашей музыке - импровизация или композиция?
Эрик - Мы очень много сочиняем, и всё это рождается коллективно. Поэтому здесь трудно определить грань между композицией и импровизацией.
Звуки.Ru - А что вы можете сказать о музыкальной ситуации в мире на сегодняшний день? Всё сейчас смешивается со всем, существует огромное количество различных кроссоверов. Как вы думаете, что будет дальше? Нас интересует ваша личная оценка происходящего.
Эрик - Знаете, моя цель - играть музыку. Пусть другие задумываются об этом. Дело музыкальных критиков - размышлять о музыке, а дело музыкантов - играть музыку. Но насчёт Франции я могу сказать, что ситуация такова, что коммерческая музыка постепенно теряет своё влияние, своё значение, в свою очередь некоммерческая музыка у слушателей вызывает всё больший и больший интерес. Та музыка, которую мы играем, всё чаще и чаще звучит на радио и парадоксальным образом становится востребованной, каковой она изначально не является. Хотя мне это не нравится, так как радио подразумевает определённый формат. Если мы вспомним 70-е, то там были композиции по 10 и по 12 минут. А сегодня формат - 3-4 минуты - и это совсем никуда не годится.
Звуки.Ru - А вас вообще волнует эта тема радиоформата?
Эрик - Вообще-то не очень, но мы всё-таки каким-то образом представлены медиа-ресурсами, и меня это волнует постольку, поскольку я записываю музыку, я готовлю какой-то материал для людей, а значит, я как-то связан со всей этой кухней.
Звуки.Ru - ОК. Вопрос, вытекающий из предыдущего. В настоящий момент ситуация в музыкальном мире изменилась. Традиционные формы распространения музыки, такие, как магазины, розничные продажи, фирмы звукозаписи - монополисты, которые диктовали свои условия на рынке, постепенно утрачивают своё значение. Всё большее применение получают новые технологии, такие, как распространение и продажи через Интернет, iTunes и т.д. Представлена ли и ваша музыка в этой области?
Эрик - Сейчас, извините... (обращается к официантке): Roksan, ja hochu chu-chu chai! (Восторг всех присутствующих, официантка приносит чайник чая). Spasibo! (обращаясь к нам) Конечно же, мы пытаемся быть представлены везде. В том числе и на iTunes. Но для такого жанра, как у нас, это не меняет ничего. Это настолько ничтожно, по сравнению с теми доходами, какие получает от этого, например, Мадонна (Madonna), и вообще - мега-звёзды, что... Для нас, в общем, куда важнее играть вживую и продавать наши записи тем, кто их покупает и хочет слушать. Сказать честно, для нас куда большее значение имеет аспект игры, нежели обеспокоенность продажей своего творчества.
Звуки.Ru - Считаете ли вы свою музыку авангардной?
Эрик - 30-40 лет назад было огромное количество всевозможных течений - битники, хиппи... Сегодня же молодые люди стали довольно правильными. Ситуация постоянно меняется, поэтому мне трудно сказать, что является авангардом, а что нет. Но с самого начала нашей деятельности, мы сталкивались с определённым противодействием, которое шло как от коммерческой музыки, так и от андерграунда. И нашей задачей являлось как-то это обойти.
Звуки.Ru - Вы не пытались экспериментировать с академической музыкой, например, оперой?
Эрик - Да, пытались. В прошлом году у нас был проект во Франции с симфоническим оркестром.
Звуки.Ru - Каковы ваши литературные предпочтения?
Трюффа тем временем приносят чай. Он ставит чайник на пол. Фотограф Юля уступает свой стул для чайника.
Эрик - Нет, нет, сидите, пожалуйста. Вы знаете, я не перестаю удивляться вашим людям. Они не такие как везде. Они загадочные, непредсказуемые. Они иногда совершенно непонятны для меня.
Звуки.Ru - Для нас тоже.
Эрик - Да, так ваш вопрос. Да, я люблю литературу. И очень люблю русскую литературу - Толстой, Булгаков. Я достаточно много читаю.
Звуки.Ru - Джойс? Аполлинер?
Эрик - Да, конечно. Очень люблю современный авангард. Вообще я работаю со словами. У меня есть проект, когда параллельно со звуковым исполнением, с помощью специальной экранной проекции создаются слова.
Звуки.Ru - О да, это было в видео-клипе, который представлен на альбоме "Turtle".
Эрик - Да, точно.
Звуки.Ru - Кстати, насчёт системы. Вы очень много сочиняете. Вы один это делаете или у вас происходит это как-то совместно?
Эрик - С этой группой (указывает на своих музыкантов) у нас абсолютно совместное творчество. Мы импровизируем вместе и записываем всё это. После чего этот выбираем то что нам нравится: так создаются коллективные композиции, бывает что мы ищем мотив или ритмический рисунок полгода и бывает наоборот, что мы пишем десять номеров за 2 часа, так что все очень индивидуально.
Звуки.Ru - Вы очень много ездите, выступаете, записываетесь... Как вы боретесь со стрессом и откуда вы черпаете силы для ваших новых турне?
Эрик - Я живу за городом вместе со своей семьёй, и это, конечно, во многом обновляет меня... Но должен вам сказать, что этот напряжённый концертный график меня очень сильно вдохновляет. Вчера я сидел в Монреале, сегодня я в Москве и разговариваю с вами... И всё это мне очень нравится.
1984 – Австралия, наконец, получила собственный гимн. По итогам народного голосования песне Питера Доддса Маккормика "Развивайся, прекрасная Австралия" был присвоен статус национального гимна. До этого австралийцы довольствовались британским вариантом — God Save the Queen »»
Alexis KORNER (1928)
Alan PRICE (1941)
Bernie WORRELL (1944)
Mark VOLMAN (1947)
Andy SHERNOFF (1952)
Tony MARTIN (1957)