MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Джаз в Монтре: раздвигая рамки

Montreux Jazz Festival - кажется, единственный фестиваль в Европе, где можно услышать популярных звезд не в пыли и грязи, а в огромном, хорошо оборудованном зале и за вполне разумные деньги. Добавьте сюда еще великолепный вид на Женевское озеро и мирную, цивилизованную атмосферу - и вы получите потрясающий результат. Прямой репортаж из Монтре, часть 1: звезды фестиваля и его легендарный оганизатор...

Джаз-фестиваль в Монтре - признанный респектабельный брэнд, на который ориентируются организаторы джазовых хэппенингов во всем мире. Этот двухнедельный праздник, проходящий у подножия Альп на берегах Женевского озера, всегда ассоциируется у публики с европейским стилем и вкусом. Правда, необходимо заметить, что ассоциировать Montreux Jazz Festival с собственно джазом в последние годы становится все труднее.
Раздвинув рамки "джаза" практически до бесконечности, организатор фестиваля Клод Нобс (Claude Nobs) добился того, что в программу фестиваля органично вписываются такие брутальные жанры, как хип-хоп, хард-рок и прочие, порой экстремальные образчики contemporary art. Если учесть, что самому господину Нобсу недавно стукнуло 70, становится очевидно, что этот человек обладает просто невероятной широтой мышления. Напомним, первый фестиваль Клод проводил в 1967 году, и тогда программа хэппенинга состояла преимущественно из музыки, которую позже назвали smooth-jazz.
Формат был оправдан: ведь первый "Монтре" проходил в здании казино, и публика на эти фестивали собиралась соответствующая: завсегдатаи раутов, курортные снобы. Кстати, с этим казино тоже не все просто: раньше на части его площади располагалась знаменитая Mountain Studio, в которой Фредди Меркьюри записывал свой последний альбом. А однажды студия горела, и этот апокалиптический пожар на берегу Женевского озера послужил темой знаменитой песни Deep Purple "Smoke On the Water".

В 80-х годах формат мероприятия стал стремительно меняться. Надо сказать, к этому располагали перемены в самом городе: Монтре существенно демократизировался. Помимо пятизвездочных отелей, в городе стали появляться недорогие B&B, которые так любит студенческая молодежь со всей Европы, местная публика с большим удовольствием начала открывать для себя новые имена, фестиваль приобрел мировой статус и смог позволить себе приглашать хоть каждый день звезд первой величины. В результате Монтре - кажется, единственный фестиваль в Европе, где можно услышать популярных звезд не в пыли и грязи, а в огромном, хорошо оборудованном зале на 2 тысячи мест, и за вполне разумные деньги (около 50 евро за однодневный билет, охватывающий 4 концерта - что, согласитесь, вполне сопоставимо с ценами на иные московские концерты). Добавьте сюда еще великолепный вид на Женевское озеро и мирную, цивилизованную атмосферу - и вы получите потрясающий результат.

Нам удалось коротко поговорить с Клодом о становлении фестиваля - от идеи до предприятия.

Звуки.Ru: - Клод, сейчас Ваш фестиваль в расцвете. А каким для Монтре был самый трудный год?
Claude Nobs: - Самые первые годы были одновременно и наиболее трудными, и наиболее захватывающими. Очень многое из того, что мы тогда делали, было чистой авантюрой. К примеру, меня спрашивают, правда ли, что я "купил" Ариту Франклин (Aretha Franklin) за коробку шоколада? Это не совсем так, но коробка шоколада действительно сыграла в нашем разговоре важную роль. Дело было так: в 1971 году я приехал на переговоры с Аритой. Она уже тогда была звездой мирового масштаба. Договориться с ней было нереально - нереально было даже назначить встречу. Ее личный ассистент сказала "я даже не знаю, где это - Швейцария". Я попросил передать Арите коробку шоколадных конфет, и на следующий день, когда я только продрал глаза, к моему удивлению, мне позвонил менеджер и сказал: "Арите понравились конфеты. Она согласна рассмотреть ваше предложение. И она приехала, и выступила, и это было действительно вликолепное мировое шоу.

Звуки.Ru: - А когда случилась Ваша самая большая менеджерская удача?

Claude Nobs: - В 1963. Я был в Лондоне и по чистой случайности уговорил the Beatles на выступление на фестивале "Rose D'Or".

Звуки.Ru: - Да ладно?! Битлы?

Claude Nobs: - Истинная правда.

На вопрос, какую же цель он ставил перед собой все эти годы, Нобс сдержанно, но гордо отвечает: "Моей самой большой страстью всегда было делиться музыкой, страстью к ней. Делиться - это определяющее понятие. Этому посвящен весь фестиваль - я хочу делиться музыкой, пока она длится, и сохранять ее для будущего"
Щедрость и открытость Нобса становятся особенно очевидны, когда пытаешься узнать его поближе. Нам посчастливилось побывать в гостях у мэтра, награжденного в прошлом году на международной выставке MIDEM званием "человек года". Нобс обитает в шале, нависающем в горах над Монтре, и двери его дома постоянно открыты для музыкантов, друзей и просто дружелюбно настроенных посетителей. Хозяин дома увлеченно коллекционирует модели поездов, музыкальные автоматы и инструменты, а также старинные лампы цветного стекла. На время проведения фестиваля дом превращается в сплошную вечеринку. Здесь можно запросто встретить какую-нибудь звезду, наблюдающую запись вчерашних выступлений, или музыкантов из разных групп, играющих в гостиной джем.
В подвале дома Нобс с помощниками из местного политехнического института реализует амбициозный проект: оцифровывает все 4 тысячи выступлений из архива Montreux Jazz Fest. В настоящее время это - один из самых серьезных видеоархивов в Европе, с середины 90-х годов записывающихся в формате HDTV. Когда оцифровка будет завершена, европейские меломаны могут получить в свое распоряжение поистине бесценные записи.

Нобс постоянно экспериментирует, и при этом помнит о главном. Он - популяризатор, но скорее, умеренный. "Нет смысла говорить "Мы самые большие, мы лучшие, мы нагнали на фестиваль 300 000 человек". Вместо этого мы экспортируем Montreux Jazz по всему миру - например, в Сингапур или Атланту... Я хочу создать такую атмосферу, которая позволит всем унести с собой новые впечатления, узнать о музыке нечто новое и воспринять ее как открытие." - кажется, в этих словах Нобса есть все, за что мы любим музыку.
Нобсу вторит один из постоянных участников фестиваля - Куинси Джонс (Quincy Jones), - легендарный продюсер и музыкант, колоритнейший старикан. Он считает, что самое ценное для музыканта - никогда не взрослеть, всегда смотреть на мир глазами ребенка. Во время своего мастер-класса музыкант долго и с удовольствием рассказывает о своих впечатлениях от современной музыки и признает, что ему по-прежнему интересно ее слушать: "Я слушаю не как профессионал, я стараюсь впитать то, что музыка хочет мне сказать".

Познакомившись с хозяевами фестиваля, отправляемся знакомиться с самим мероприятием. Главные выступления в Монтре проходят ежевечерне в двух залах огромного концертно-выставочного комплекса, названных в честь знаменитых музыкантов прошлого - Stravinski Hall и Miles Davis Hall. При этом программа разных залов составляется разными людьми и может быть кардинально контрастной. Например, за день до нашего приезда в Стравинском отыграли сет Motorhead и супергруппа в тяжелом весе Heaven and Hell, а в Miles Davis тем временем выступал Дэймон Элбарн и его The Good, The Bad And The Queen. А в день нашего появления в Монтре Placebo боролись за внимание публики с тандемом John Legend - India.Arie.
Параллельно на нескольких сценах вокруг основных площадок фестиваля проходит программа off. Концерты на уличных сценах проходят с 12 дня и до 7 вечера, а с 8 вечера начинается основная программа. Помимо этого, публику развлекают семинарами и мастер-классами, а также видео-версиями концертов, проходивших в Монтре в минувшие годы. По ночам в Sudio 41 выступают самые модные ди-джеи (числом более 200 на все время проведения феста).

Первый концерт, который нам удалось услышать в "стационарном" режиме - дуэт Чика Кориа (Chick Corea) с вибрафонистом Гэри Бёртоном (Gary Burton), проректором колледжа Бёркли. Музыканты исполнили программу с 37-летней давности альбома "Crystal Silence", записанного для ECM. В последнее время Бертон и Кориа концертируют с ней по всему миру - заезжали в том числе и в Москву. Мягкие, нежные аранжировки навевают ассоциации с "Танцем феи Драже" из Щелкунчика: композиции неспешно перетекают одна в другую, как картинки в волшебном фонаре.

Но мне хочется чего-то пободрее. Поэтому я отправляюсь на сет Beastie Boys. Милые нашему сердцу три подонка в шляпах: Mike 'Mike D' Diamond, Adam 'MCA' Yauch и Adam 'Adrock' Horovitz - выступают в Монтре дважды, первый концерт состоит из громадного микса хитов, а второе выступление посвящено выходу нового альбома "The Mix-Up" - инструментального и очень funky. Надо сказать, BB и раньше радовали народ инструментальными композициями (чего стоит одна "Sabrosa" с альбома Ill Communication), однако лишь сейчас заматеревшие хип-хоперы решили картинно замолчать, словно призывая нас оценить, есть ли в группе что-то ценное помимо текстов. Полагаю, что ответ на этот вопрос очевиден. Став законодателями стиля, эти нью-йоркские стиляги смогли заставить публику полюбить скретчи и фетровые шляпы: скретчи они используют в качестве ударных, а шляпы носят в сочетании с совершенно невообразимыми очками, футболками и рубашками размера XXL.
Два с лишним часа трио развлекается на полную катушку, смешивая в один большой микс все любимые хиты - от "Off The Grid" и "The Rat Cage" до фирменной дразнилки про уоки-токи. Горовиц непрестанно подбивал зал крякать и издавать другие забавные звуки, чем немало развлекал всех участников действа. Вопреки анонсам, на следующий вечер программа меняется несущественно: в нее просто добавляются инструменталы, воспринимающиеся как intro перед основными композициями. Однако энтуизиазма публики это нисколько не убавило: во второй день народу на концерте было не меньше, чем в первый.

Продолжение следует...

Автор благодарит Switzerland tourism, Марию Макарову и Marc Sheurer за бесценную помощь в организации репортажа.

10.07.2007, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)