MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Джаз в Монтре: раздвигая рамки

Montreux Jazz Festival - кажется, единственный фестиваль в Европе, где можно услышать популярных звезд не в пыли и грязи, а в огромном, хорошо оборудованном зале и за вполне разумные деньги. Добавьте сюда еще великолепный вид на Женевское озеро и мирную, цивилизованную атмосферу - и вы получите потрясающий результат. Прямой репортаж из Монтре, часть 1: звезды фестиваля и его легендарный оганизатор...

Джаз-фестиваль в Монтре - признанный респектабельный брэнд, на который ориентируются организаторы джазовых хэппенингов во всем мире. Этот двухнедельный праздник, проходящий у подножия Альп на берегах Женевского озера, всегда ассоциируется у публики с европейским стилем и вкусом. Правда, необходимо заметить, что ассоциировать Montreux Jazz Festival с собственно джазом в последние годы становится все труднее.
Раздвинув рамки "джаза" практически до бесконечности, организатор фестиваля Клод Нобс (Claude Nobs) добился того, что в программу фестиваля органично вписываются такие брутальные жанры, как хип-хоп, хард-рок и прочие, порой экстремальные образчики contemporary art. Если учесть, что самому господину Нобсу недавно стукнуло 70, становится очевидно, что этот человек обладает просто невероятной широтой мышления. Напомним, первый фестиваль Клод проводил в 1967 году, и тогда программа хэппенинга состояла преимущественно из музыки, которую позже назвали smooth-jazz.
Формат был оправдан: ведь первый "Монтре" проходил в здании казино, и публика на эти фестивали собиралась соответствующая: завсегдатаи раутов, курортные снобы. Кстати, с этим казино тоже не все просто: раньше на части его площади располагалась знаменитая Mountain Studio, в которой Фредди Меркьюри записывал свой последний альбом. А однажды студия горела, и этот апокалиптический пожар на берегу Женевского озера послужил темой знаменитой песни Deep Purple "Smoke On the Water".

В 80-х годах формат мероприятия стал стремительно меняться. Надо сказать, к этому располагали перемены в самом городе: Монтре существенно демократизировался. Помимо пятизвездочных отелей, в городе стали появляться недорогие B&B, которые так любит студенческая молодежь со всей Европы, местная публика с большим удовольствием начала открывать для себя новые имена, фестиваль приобрел мировой статус и смог позволить себе приглашать хоть каждый день звезд первой величины. В результате Монтре - кажется, единственный фестиваль в Европе, где можно услышать популярных звезд не в пыли и грязи, а в огромном, хорошо оборудованном зале на 2 тысячи мест, и за вполне разумные деньги (около 50 евро за однодневный билет, охватывающий 4 концерта - что, согласитесь, вполне сопоставимо с ценами на иные московские концерты). Добавьте сюда еще великолепный вид на Женевское озеро и мирную, цивилизованную атмосферу - и вы получите потрясающий результат.

Нам удалось коротко поговорить с Клодом о становлении фестиваля - от идеи до предприятия.

Звуки.Ru: - Клод, сейчас Ваш фестиваль в расцвете. А каким для Монтре был самый трудный год?
Claude Nobs: - Самые первые годы были одновременно и наиболее трудными, и наиболее захватывающими. Очень многое из того, что мы тогда делали, было чистой авантюрой. К примеру, меня спрашивают, правда ли, что я "купил" Ариту Франклин (Aretha Franklin) за коробку шоколада? Это не совсем так, но коробка шоколада действительно сыграла в нашем разговоре важную роль. Дело было так: в 1971 году я приехал на переговоры с Аритой. Она уже тогда была звездой мирового масштаба. Договориться с ней было нереально - нереально было даже назначить встречу. Ее личный ассистент сказала "я даже не знаю, где это - Швейцария". Я попросил передать Арите коробку шоколадных конфет, и на следующий день, когда я только продрал глаза, к моему удивлению, мне позвонил менеджер и сказал: "Арите понравились конфеты. Она согласна рассмотреть ваше предложение. И она приехала, и выступила, и это было действительно вликолепное мировое шоу.

Звуки.Ru: - А когда случилась Ваша самая большая менеджерская удача?

Claude Nobs: - В 1963. Я был в Лондоне и по чистой случайности уговорил the Beatles на выступление на фестивале "Rose D'Or".

Звуки.Ru: - Да ладно?! Битлы?

Claude Nobs: - Истинная правда.

На вопрос, какую же цель он ставил перед собой все эти годы, Нобс сдержанно, но гордо отвечает: "Моей самой большой страстью всегда было делиться музыкой, страстью к ней. Делиться - это определяющее понятие. Этому посвящен весь фестиваль - я хочу делиться музыкой, пока она длится, и сохранять ее для будущего"
Щедрость и открытость Нобса становятся особенно очевидны, когда пытаешься узнать его поближе. Нам посчастливилось побывать в гостях у мэтра, награжденного в прошлом году на международной выставке MIDEM званием "человек года". Нобс обитает в шале, нависающем в горах над Монтре, и двери его дома постоянно открыты для музыкантов, друзей и просто дружелюбно настроенных посетителей. Хозяин дома увлеченно коллекционирует модели поездов, музыкальные автоматы и инструменты, а также старинные лампы цветного стекла. На время проведения фестиваля дом превращается в сплошную вечеринку. Здесь можно запросто встретить какую-нибудь звезду, наблюдающую запись вчерашних выступлений, или музыкантов из разных групп, играющих в гостиной джем.
В подвале дома Нобс с помощниками из местного политехнического института реализует амбициозный проект: оцифровывает все 4 тысячи выступлений из архива Montreux Jazz Fest. В настоящее время это - один из самых серьезных видеоархивов в Европе, с середины 90-х годов записывающихся в формате HDTV. Когда оцифровка будет завершена, европейские меломаны могут получить в свое распоряжение поистине бесценные записи.

Нобс постоянно экспериментирует, и при этом помнит о главном. Он - популяризатор, но скорее, умеренный. "Нет смысла говорить "Мы самые большие, мы лучшие, мы нагнали на фестиваль 300 000 человек". Вместо этого мы экспортируем Montreux Jazz по всему миру - например, в Сингапур или Атланту... Я хочу создать такую атмосферу, которая позволит всем унести с собой новые впечатления, узнать о музыке нечто новое и воспринять ее как открытие." - кажется, в этих словах Нобса есть все, за что мы любим музыку.
Нобсу вторит один из постоянных участников фестиваля - Куинси Джонс (Quincy Jones), - легендарный продюсер и музыкант, колоритнейший старикан. Он считает, что самое ценное для музыканта - никогда не взрослеть, всегда смотреть на мир глазами ребенка. Во время своего мастер-класса музыкант долго и с удовольствием рассказывает о своих впечатлениях от современной музыки и признает, что ему по-прежнему интересно ее слушать: "Я слушаю не как профессионал, я стараюсь впитать то, что музыка хочет мне сказать".

Познакомившись с хозяевами фестиваля, отправляемся знакомиться с самим мероприятием. Главные выступления в Монтре проходят ежевечерне в двух залах огромного концертно-выставочного комплекса, названных в честь знаменитых музыкантов прошлого - Stravinski Hall и Miles Davis Hall. При этом программа разных залов составляется разными людьми и может быть кардинально контрастной. Например, за день до нашего приезда в Стравинском отыграли сет Motorhead и супергруппа в тяжелом весе Heaven and Hell, а в Miles Davis тем временем выступал Дэймон Элбарн и его The Good, The Bad And The Queen. А в день нашего появления в Монтре Placebo боролись за внимание публики с тандемом John Legend - India.Arie.
Параллельно на нескольких сценах вокруг основных площадок фестиваля проходит программа off. Концерты на уличных сценах проходят с 12 дня и до 7 вечера, а с 8 вечера начинается основная программа. Помимо этого, публику развлекают семинарами и мастер-классами, а также видео-версиями концертов, проходивших в Монтре в минувшие годы. По ночам в Sudio 41 выступают самые модные ди-джеи (числом более 200 на все время проведения феста).

Первый концерт, который нам удалось услышать в "стационарном" режиме - дуэт Чика Кориа (Chick Corea) с вибрафонистом Гэри Бёртоном (Gary Burton), проректором колледжа Бёркли. Музыканты исполнили программу с 37-летней давности альбома "Crystal Silence", записанного для ECM. В последнее время Бертон и Кориа концертируют с ней по всему миру - заезжали в том числе и в Москву. Мягкие, нежные аранжировки навевают ассоциации с "Танцем феи Драже" из Щелкунчика: композиции неспешно перетекают одна в другую, как картинки в волшебном фонаре.

Но мне хочется чего-то пободрее. Поэтому я отправляюсь на сет Beastie Boys. Милые нашему сердцу три подонка в шляпах: Mike 'Mike D' Diamond, Adam 'MCA' Yauch и Adam 'Adrock' Horovitz - выступают в Монтре дважды, первый концерт состоит из громадного микса хитов, а второе выступление посвящено выходу нового альбома "The Mix-Up" - инструментального и очень funky. Надо сказать, BB и раньше радовали народ инструментальными композициями (чего стоит одна "Sabrosa" с альбома Ill Communication), однако лишь сейчас заматеревшие хип-хоперы решили картинно замолчать, словно призывая нас оценить, есть ли в группе что-то ценное помимо текстов. Полагаю, что ответ на этот вопрос очевиден. Став законодателями стиля, эти нью-йоркские стиляги смогли заставить публику полюбить скретчи и фетровые шляпы: скретчи они используют в качестве ударных, а шляпы носят в сочетании с совершенно невообразимыми очками, футболками и рубашками размера XXL.
Два с лишним часа трио развлекается на полную катушку, смешивая в один большой микс все любимые хиты - от "Off The Grid" и "The Rat Cage" до фирменной дразнилки про уоки-токи. Горовиц непрестанно подбивал зал крякать и издавать другие забавные звуки, чем немало развлекал всех участников действа. Вопреки анонсам, на следующий вечер программа меняется несущественно: в нее просто добавляются инструменталы, воспринимающиеся как intro перед основными композициями. Однако энтуизиазма публики это нисколько не убавило: во второй день народу на концерте было не меньше, чем в первый.

Продолжение следует...

Автор благодарит Switzerland tourism, Марию Макарову и Marc Sheurer за бесценную помощь в организации репортажа.

10.07.2007, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации:
  • Репортаж - Монтре-51. Дни 10-12 , 14.07.2017
    Sampha, Solange, Эрика Баду, Yello, Shabaka & The Ancestors и London Grammar - репортаж с Женевского озера продолжается! »»
  • Репортаж - Монтре-51. Дни 8-9 , 11.07.2017
    Житие Брайанов - и почему ностальгия и хайп больше не двигатель торговли. Новый репортаж из Монтре! »»
  • Репортаж - Монтре-51. Дни 6-7 , 09.07.2017
    3 Джонса, 3 нарушителя спокойствия и 4 суперзвезды: иногда главные концерты проходят на самых маленьких площадках »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2 – SZIGET P!nk, Brutto, Wiz Khalifa и The Vaccines на юбилейном Sziget: первый репортаж Звуков с Острова… »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:30 – Джаз-клуб Академический – Денис МАЖУКОВ Денис МАЖУКОВ »»

21:00 – Клуб Volta – BILLY'S BAND BILLY'S BAND »»

Хроника19/08

1967 – Сингл The Beatles "All You Need is Love" выходит в США на первое место, но через неделю отступает на второе  »»

1973 – Спустя 10 лет существования закрывается старейшая пиратская радиостанция — голландская Pirate World Music Radio  »»

1993 – Знакомство Дианы Арбениной и Светланы Сургановой. День рождения «Ночных Снайперов»  »»

Manzie JOHNSON

Eddie DURHAM

Al MORGAN

Spud MURPHY

Jimmy ROWLES

Ginger BAKER (1939)

Johnny NASH (1940)

Ian GILLAN (1945)

John DEACON (1951)

NATE DOGG (1969)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить