RIOT DOGS  Северный шум

Маленькое клубное выступление никому не известной, по крайней мере, в России, норвежской группы, стало настоящим открытием. Удачный старт "We Love Russia Tour" и его счастливые жертвы.

Часть первая:
Obligitary Rock.

- Такое ощущение, что вокруг сплошные знакомые лица.
- Может это просто знакомая одежда?

Кривошеев стоял посреди толпы и злобно созерцал все великолепие значков, конверсов, искусственно невыспавшихся физиономий, надменных кудрявых персонажей и прочих архетипических личностей, которых он, конечно же, где-то видел. Концерт начался очень "обязательно". Miami Scissors из Твери - как раз одна из тех групп, выполняющих необходимые "обязательства" - недоедание, близорукость, некрутость (музыканты нарочито вышли на сцену в белых алкоголических майках). Уже на первой песне можно было услышать и увидеть все необходимые пункты программы. Музыканты Miami Scissors убеждены в том, что песня должна состоять из: 1) тихой лирической части 2) громкой лирической части 3) затем злобной хардкорной части 4) после сменяться космической частью (баловство с примочками) 5) далее один из предыдущих пунктов (по желанию) завершает композицию. Фронтмена что-то мучает, его страдающе-бодрый или меланхоличный (по обстоятельствам) вокал периодически срывается на крик, а барабанщик занимается тем, что старательно изображает ломаные и скачущие мазафакерские ритмы (видимо играть 4/4 сейчас считается моветоном). После их выступления, один из зрителей, стремительно покидая зал, бросил фразу "вокал пласибовский". Наверное, это что-то вроде "холодильник финский" или "гарнитур польский". Впрочем, группа эта все равно симпатичнее половины аналогичных московских. "Господи-какой-драйв" они не выдают, но умение играть, органичная англоязычность и отсутвие пафоса - вещи приятные. Другой вопрос в том, что играть популярную музыку для самих себя - занятие грустное.

Повздыхав немного, Кривошеев вместе с толпой в значках принялся разбредаться по клубу. Загадочные норвежские группы Riot Dogs и Epikurs Euforie были довольно невразумительно представлены на сайте заведения под названием SpasiBar (как гласит сайт, "единственное русское место в Норвегии", бар организованный норвежской семьей, помешанной на русской культуре) в виде нескольких треков. Исходя из прослушанных кусков (по-другому эти треки назвать нельзя), Riot Dogs представлялись группой, пропитанной духом краут-рока и всякой немецкой минималистичной интеллектуальщины, а Epikurs Euforie вообще кроме невнятного шумового баловства ничего о себе знать не дали, хотя известно, что это одна из первых норвежских нойзовых групп, существует аж с 96-го и записала много пластинок. Вообщем, честно говоря, после ломовой поп-музыки от тверских парней в алко-майках, ожидалась нудятина.

Часть вторая:
I Like Black-Metal.

"Не знаю, насколько круты эти ребята, но на гитаре у них такая... Хельга!" - подумал Кривошеев, когда на сцене появились Riot Dogs. Брутальная скандинавская женщина в белой блузке, черной юбке и босоножках, со стратокастером, бородач в шляпе, похожий на морячка, тоже с гитарой, и шикарный фрик панковской наружности за барабанами. Вступлением было нойзовое полотно минут на пять (Intro som leder inn i).

- Они типа настраиваются?
- Вполне возможно, что они уже сыграли пол-альбома.
- Интересно, как они это репетируют...
- Наверное, так же, как настраиваются.

В отличие от каких-нибудь пост-рокеров, господа из Осло не играли в космонавтов с тонной красивых примочек, а плели прямо-таки неводы звука (глядя на них, другого слова просто не придумаешь), используя минимум средств. Не было километровых цепей разноцветных коробочек, не было даже баса. Только две гитары и барабаны. Пока шло вступление, в голове у Кривошеева все еще крутились всякие богомерзкие словосочетания типа "краут-рок" и тому подобное. Однако через несколько минут все эти мысли были разорваны в клочья ("Pleasure Riot"). Это был, черт возьми, настоящий панк-рок! Такой, каким он должен быть сегодня. "Панк-рок" - сказал Кривошеев. "Punk-rock" - согласился Морячок. Riot Dogs. Пожалуй, так могла бы называться какая-нибудь нью-йоркская банда из далеких семидесятых. Троица из Осло играет другую музыку, но, тем не менее, это название им безумно подходит. Больше всего они напоминали Sonic Youth. Смесь ранних беcкомпромиссных соников с сониками же поздними, более мелодичными и попсовыми. Они забавные и крутые. Морячок орал в микрофон, долбил свои атональные риффы, тыкал грифом гитары в потолок, крутился и принимал рокерские стойки, румяная Хельга стояла сурово, но очень солнечно улыбалась и периодически носила гитару на голове. Скептически настроенная московская публика завелась на полную катушку. Редко где можно увидеть такую реакцию на группу, которую народ видит впервые. Завершением концерта была песня "Hometown". Грязный медитативный рифф, один на протяжении всей песни, нежный вокал суровой женщины в девичьем наряде (на самом деле, как выяснилось позже, ее зовут Мария), нечто шугейзовое. Можно сыпать словами типа "психоделично", "концептуально", "визионерско", но на самом деле, это было просто потрясающе красиво и захватывающе. Бывает такое, что играет группа, а атмосфера зала сильнее их музыки и поглощает ее. А бывает, когда наоборот. И тогда музыка меняет зал. Когда Riot Dogs взорвались, зал мгновенно отдал себя музыке.

К сожалению, у группы нет пока ни одного альбома и даже нет странички на MySpace. Морячок сказал, что группа собралась совсем недавно. Беседуя с ним, Кривошеев с товарищем посетовали на ситуацию в стране, рассказав о том, что норвежскую музыку представляет здесь в основном блэк-металл, на что гитарист засмеялся и ответил: "Я люблю блэк-металл, но в Норвегии есть кое-что и получше".

Дальше по программе удивлять народ должна была группа Epikurs Euforie. Зал опустел, свет погас, а группа так и не появлялась. Через пятнадцать минут на сцене опустили белый экран, а гитарист и барабанщик Riot Dogs начали колдовать с инструментами и проводами. Как выяснилось, именно они и составляют нойзовый дуэт Epikurs Euforie. Морячок снял шляпу и опустился на колени с гитарой и микрофоном в руке. Барабанщик сидел спиной к залу над коробкой с множеством ручек. Музыка для расстройства ушей. Несмотря на то что после мощного выступления Riot Dogs, жесткий экспериментальный нойз воспринимался тяжеловато и был черезчур уж экспериментальным, небольшое количество народу все же подтянулось. Гитарист водил микрофоном по струнам, периодически истерично вопил и вскакивал, потом снова опускался на колени и продолжал извлекать из гитары шум. На экран в это время проецировалось то, что происходило где-то в темноте, судя по всему, в глубине сцены. Там сидел некто за барабанами, периодически издавая аритмичные удары, и маячил чей-то силуэт с гитарой.

Оставив музыкантам билет, с написанным на обратной стороне словом "TAKK" (спасибо), Кривошеев отправились домой, рассуждая о том, сколько в мире всего неизведанного. Ведь маленькое клубное выступление никому не известной, по крайней мере, в России, норвежской группы, стало настоящим открытием. "Пожалуй... это лучший концерт за прошедший год", - подумал Кривошеев.

08.06.2007, Федор КРИВОШЕЕВ (ЗВУКИ РУ)