АУКЦЫОН  Камерная музыка для всех

Главная русская группа представила главный альбом года. Читайте репортажи с презентаций АукцЫона в Питере и Москве.

Концерт Ауцыона в петербургском ДК имени Ленсовета 21 апреля снимался на видео, так что вы и сами когда-нибудь это увидите. И огромные фигуры, изображающие букву А, и перевернутых человечков. А также множество великолепных мужиков, которые пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах. Презентовали альбом "Девушки поют". В данный момент - главный русский альбом 2007 года.

Диспозиция такова - слева в компании с роялем и, кажется, "Хаммондом", расположился Джон Медески (John Medeski). За ним спрятался с гитарой Марк Рибо (Mark Ribot). Рядышком - Владимир Волков со своим контрабасом. Впереди - Леонид Федоров. И, что характерно, слева весь остальной Аукцыон в полном составе. Чтобы там не говорилось, но у всех музыкантов на сцене - далеко не однозначное будущее. Но не забываем, что группа с буквой Ы в названии - это большая компания. А значит, наши рассуждения об их карьере - пустота.

Несколько раз за концерт Федоров остается наедине с тремя гостями и акустической гитарой - чтобы сыграть такие песни, как "Профукал" или "Ждать". В эти моменты Медески любит брать в руки мелодику - и квартет превращается в милый уличный оркестрик (не удивлюсь, если они что-то еще вместе запишут). Рибо иногда выдает романтичные блюзовые соло, Медески предпочитает отрываться в джазовых импровизациях, Волков продолжает игнорировать любые правила аккомпанемента. Отличную компанию им составил бы саксофонист Николай Рубанов - в заглавном треке альбома он играет так, что кажется: поет человеческий голос.

В полноценном варианте "Аукцыон плюс" звучит чуть хаотично, но просто сказочно. Такой, наверное, и должна быть свободная музыка. Возникают, правда, какие-то новые миры для группы - к примеру, песня "Там-дам", грустная баллада со вполне четким и прямолинейным рисунком. Но при этом на "Девушках" есть и трек "Дебил" с классической свистопляской и балканским риффом. Но, похоже, группа теперь - это компания изрядно поживших мужиков. Заметно, кстати, что, услышав песни, которые ранее можно было скачать в сети в концертном или студийном варианте, сразу же невероятно проникаешься ими и начинаешь выпевать слова.

В конце Аукцыон заряжает блок хитов. "Моя любовь", "Осколки" - любопытно смотреть в это время на гостей - как выпутаются? Зал бурно реагирует на старые треки - под них можно плясать. А новые песни надо напряженно слушать... Интересно, что аранжировки получаются настолько плотные, что любые, даже самые неожиданные паузы незаметны. Казалось бы, после песни "Лети, лейтенант" надо заканчивать. Но играется "Ждать" и лишь потом группа выходит на бис - сыграть "Грусть печаль моя" и "Внутри собаки". Не совсем оптимистичная песня для финала, но вполне адекватная для подобного концерта.

Радиф КАШАПОВ.

...И вот, наконец, свершилось: вышел самый долгожданный русский альбом года - "Девушки поют". Меломаны и эстеты ждали его, кажется, с прошлой весны. Чаще всего, когда чего-то так долго ждут, это что-то не оправдывает ожиданий, или оправдывает, но не до конца. АукцЫон взял головокружительно высокую планку - и перепрыгнул её с лёгкостью километров этак на сто. 22 апреля (запомните эту дату - теперь это уже история) в клубе Б1 произошло событие, которое бесповоротно изменило сознание всех тех, кому посчастливилось быть его участником. Простые смертные лицезрели Марка Рибо - легендарного гитариста Тома Уэйтса (хотя, где он только ещё не играл) - и не понимали этого. Простые смертные слышали клавиши Джона Медески - и не думали об этом. Что уж говорить о Владимире Волкове... Но важно, что люди услышали такую музыку, которую они не привыкли слушать - и она им понравилась.

Как уже вскользь упоминалось, концерт был посвящён презентации новой пластинки АукцЫона "Девушки поют". Для многих, пришедших в Б1 это, наверное было просто очередным выступлением АукцЫона. Для других многих - ещё и возможность увидеть западных богов эксперимента в сотрудничестве со своими славянскими братьями. И те и другие получили в несколько раз больше, чем ожидали. Начать с того, что шоу было просто потрясающе организовано. Приятно было осознавать, что Медески с Рибо не каждый день играют в таких концертах. Два огромных экрана по краям сцены не только показывали артистов - это было смешано с сюрреалистическим видеорядом и, что уж совсем для меня показалось невероятным - использовался real-time монтаж. Лица артистов тут же на ходу обводились по контуру, активно использовалась комбинированная камера, многообразие чисто киношных эффектов, от простой "крупы" до уже хрестоматийной "трясущейся" камеры и прочего.
Звук в Б1, пожалуй, лучший из всего, что я когда-либо слышал в Москве. Вот, собственно, и всё о звуке.

Народу в Б1 набилось прилично. Конечно, не так, как на Ленинград, но и проект предполагает более разборчивого слушателя. То, к чему пришли сегодня Фёдоров с Волковым, на этом уровне (как профессионализма, так и известности) не делает больше никто в России. Для меня было парадоксальным то, что музыка, которую должна бы слушать кучка эстетов, достигала такого варварски-драйвового эффекта. Конечно, все ждали "Ждать", которую в феврале выкладывали в Интернете. И вот дождались - перед бисом все музыканты, кроме Фёдорова-Медески-Рибо-Волкова ушли со сцены, и зазвучали первые трогательные аккорды лёньковской гитары, которые зал встретил яростной благодарностью. А дальше все уже привыкли слышать риф Рибо на флэнжерованной гитаре. Флэнжерованная гитара осталась, а вот привычный риф совершенно потерял своё студийное мелодическое обаяние. Пульсация и рисунок остались, а вот ноты Рибо брал такие, будто на ходу придумывал мелодию. Это было потрясающе. Чувствовалось, что зал не понимает, что происходит, но драйв уже подхватил каждого и случилось страшное: в какой-то момент мне показалось, что все умеют воспринимать не только мелодическую музыку, но и другую... Все могут воспринимать музыку, которая требует более внимательного вслушивания и вглядывания, чем то, что крутят по радио, - простите мне этот штамп.

Ведь и Рибо, и Медески, и Волков - это импровизаторы совершенно иного толка, чем те, к которым привыкли обыкновенные слушатели. Они перед вами не будут устраивать чудес технической фантазии, не добавят в и без того красивое соло ещё более украшающих его мелизмов... Они импровизируют не для того, чтобы показать, что они это умеют: импровизация - способ их искусства, который заключается в бесконечном поиске. Но тот, кто искренно ищет, разве не заслуживает более пристального внимания к себе?

То, к чему в музыке давно привык западный слушатель, постепенно усваивается и нами. То, что раньше воспринималось как камерное - теперь собирает такие огромные залы. Этой хорошей разной музыки становится всё больше. И в этом, конечно, заслуга, во многом таких изобретателей музыки, какими являются АукцЫон.

Стас ЕФРОСИНИН

24.04.2007, (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.auktyon.ru

Группа АУКЦЫОН

"Тоталитарный рэп - это аукцион, где тебя покупают, тебя продают", - изрек некогда Кинчев, явно намекая на своих товарищей по рок-клубу. Оджнако именно антитоталитарные разброд и шатание "аукцыонщиков" оказались одной из причин, не давшей закрыть АукцЫон раньше времени. Не хлопнуть молотком по столу с криком "Продано!".

Дата образования:

1 января 1978

Подробности из жизни:

Группа АукцЫон была и остается
уникальным явлением на российской
не-поп-сцене. И это не расплывчатый комплимент, а точное определение. Так уж в
силу разных причин (перечислять которые было бы долго да и, пожалуй, излишне)
случилось, что русские рок-группы доперестроечных годов рождения
выкристаллизовывались вокруг поющих поэтов - любящих, конечно, музыку и не
лишенных порой мелодического дара, но всё-таки в первую очередь именно поэтов.
Этим, как говорил Маяковский (тот еще был бы рокер, между прочим) и интересных.
Гребенщиков, Цой, Кинчев, Борзыкин, Чистяков, Ревякин, Летов, даже
Макаревич. Исключения были единичны и оказывались недолговечны:
эстетские Странные игры, писавшие песни на стихи Поля Элюара и
Козьмы Пруткова, (и где они сейчас, эти "игры"?), Наутилус
Помпилиус со злыми точными текстами Ильи Кормильцева и харизматичным
фронтменом Бутусовым. Покойный ныне Кормильцев, как известно, в 90-е
годы не
захотел жить прошлым и создал собственное радикальное…

Далее... →