Lonnie Liston SMITH  Дядюшка Эхо

Клавишник-универсал Лонни Листон Смит заставит Москву плясать под свой свинг

Лонни Листон Смит (Lonnie Liston Smith) - один из самых универсальных музыкантов современной музыки. Более четверти века он выступал и записывался вместе с самыми яркими джазовыми артистами (Miles Davis, Pharaoh Sanders, Gato Barbieri и др.), а в середине 1970-х и сам проявил себя в качестве уникального и самостоятельного бэнд-лидера. Он первоклассный клавишник, повлиявший на целое поколение молодых музыкантов, которые заимствовали его уникальную ритмическую свинговою манеру игры.

Лонни родился в Ричмонде, штат Вирджиния, США в музыкальной семье - его отец исполнял госпел в группе Gospel Harmonizing Four. С раннего детства Лонни общался с музыкантами, которые были частыми гостями в доме его отца. В доме было пианино и Лонни начал исследовать возможности этого инструмента значительно раньше, чем ему объяснили, как на нем играть правильно. В старшей школе Лонни впервые услышал саксофониста Чарли Паркера и увлекся современным джазом. Он стал слушать Майлса Дэвиса - с которым впоследствии работал - и Джона Колтрейна. Неудивительно, что его стиль игры на клавишных во многом вдохновлён на игре знаменитых "духовиков", а не известных пианистов того времени: McCoy Tyner, Wynton Kelly, Bud Powell, Horace Silver, Sonny Clark, Thelonius Monk, с музыкой которых он также был знаком, но намеренно пытался не повторять их стиль.

Свою музыкальную карьеру Лонни начал тинейджером, он стал выступать в Балтиморе в качестве сопровождения для исполнителей вроде Ethel Ennis и Betty Carter. Позднее, уже когда он учился в Morgan State University, он присоединился к группе барабанщика Art Blakey Jazz Messengers, и их выступления в Нью-Йорке принесли ему первую славу и возможность записать пластинку с группой. Потом Лонни стал играть в группе барабанщика Max Roach, еще позже два года отыграл с Rahsaan Roland Kirk и записал с ним две пластинки на "Verve" и "Atlantic". Так Лонни достиг статуса одного из самых передовых и ярких клавишников.

В 1968 году Лонни позвонил Фарао Сэндерс и позвал его в свой ансамбль, который был одим из самых заметных коллективов того времени. Сэндерс (который работал с Джоном Колтрейном до его смерти в 1967) в то время, как и сейчас, являлся ярчайшим лидером, расширяющим грани импровизационной музыки. Своих музыкантов Сэндерс призывал творить на месте, без подготовки, и Лонни с радостью принял вызов. Он стал экспериментировать с электрическими клавишными инструментами и создал богатое оформление страстным саксофонным партиям Фарао. Звук Лонни стал неотъемлемой и характерной стороной группы Сэндерса. Позже Лонни предложили присоединиться к группе Майлса Дэвиса, и Лонни попал в марафон студийной работы. Далее Лонни подружился с аргентинским саксофонистом Гато Барбиери, а также гастролировал с такими первоклассными артистами как Ron Carter, Stanley Clarke, Airto, Nana Vasconcelos, Bernard Purdie и John Abercrombie.

Лонни говорит, что именно Майлс Дэвис познакомил его с электро-органом - еще в то время, когда Лонни выступал с Дэвисом, еще до участия в записи альбома Майлса "Big Fun" 1974 года. "Майлс дал мне две ночи, чтобы научиться делать музыку из этой штуковины, - вспоминает Лонни. - Майлс любил новые звуки - именно поэтому ему удавалось делать такую инновационную и свежую музыку".

Продюсер Гато Барбиери, Bob Thiele, заключил первый контракт с Лонни в качестве соло-артиста, и это принесло Лонни новый имидж самостоятельного артиста и лидера группы. Его первая сольная пластинка "Astral Traveling" вышла в 1974 году, а его третий альбом, "Expansions", окончательно поднял Лонни в ранг важнейших джазовых музыкантов.
Для 1975 года "Expansions" была глотком свежего воздуха. Пластинка объединила качественный джаз с уникальными кроссовер-элементами, и эти новые необычные звуки не загрязнили музыку, а, наоборот, расширили границы жанра, что в итоге и привело к современному новому джазу.

Лонни записывал все новые и новые яркие и успешные альбомы, но продолжал и гастролировать. В том числе он участвовал в Jazz Explosion Tour вместе со Stanley Turrentine, Freddie Hubbard, Roy Ayers, Jean Carne, Angela Bofil, Stanley Clarke и Gato Barbieri.
В 1990-х Лонни участвовал в проекте Guru Jazzmatazz, смешавшем джаз с хип-хопом, и привлек новую молодую аудиторию. Всю свою карьеру Лонни работал наравне с великими легендами джаза, а его необычный композиторский стиль и смелость использовать новые и неожиданные для своего времени инструменты уже давно изучаются и адаптируются молодыми музыкантами, желающими оставить свой след в музыке - от хип-хопа до джаза. Весной 1998 года Лонни выпустил альбом "Transformation", который мгновенно стал топовым прогрессив-джаз релизом. Снова и снова Лонни удается балансировать на грани между традиционным и современным джазом, постоянно находясь на пике нового звука.

Клуб Б1MAXIMUM
представляет
LONNIE LISTON SMITH
and
THE COSMICS ECHOES
(USA)
20 апреля
Начало в 20.00

16.04.2007, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)