ФЕСТИВАЛЬ  Два фестиваля об одном

Минувшая неделя ознаменовалась финальными аккордами двух фестивальных проектов c общим подходом: камерные события для людей, которым хорошо и интересно вместе.

Минувшая неделя ознаменовалась финальными аккордами двух фестивальных проектов: в "16 Тоннах" была презентована пластинка-проект Safety Magic, а в центре на Сретенке завершился месячный фестиваль Goldenmask Club. Два события, обращавшиеся к одному кругу слушателей, продемонстрировали общий подход организаторов к "фактуре".

"Золотая маска", стартовавшая в конце марта в поддержку "большого" театрального фестиваля, ставила своей целью порадовать и расслабить участников-театралов и их зрителей. Лозунгом фестиваля стал призыв: "После театра - в клуб!". Поэтому и концерты начинались позже, чем принято на фестивалях - в 10, и подбор артистов был ориентирован на изящные камерные составы "развлекательного" толка. Надо отдать должное организаторам: состав музыкантов был не только разнообразным, но и сбалансированным. В основном - малобюджетные (но от этого не менее интересные!) команды со всех уголков земного шара. Часть участников хорошо знакома нашему слушателю - это "звезда" лейбла BadTaste Neoangin, устроивший в свой нынешний приезд развеселую "puzzle-party", а также вездесущий Сергей Летов - в этот раз в составе EXIT Project. Однако хочется больше внимания уделить новым для слушателя именам, поэтому рассказывать мы будем преимущественно о них.

Всех покорила группа, с которой стартовала "Маска": Quetzal, мексиканский коллектив из Лос-Анджелеса, зажигательно исполняющий латино и афро-рок. Кетцаль - это не только название мелкой пичужки, но и имя основателя группы Кетцаля Флореса (Quetzal Flores), а лицом группы является юркая, словно птичка, вокалистка Марта Гонзалес (Martha Gonzales). Под гитарно-электронную музыку чиканос (так называют себя выходцы из Мексики) зал с удовольствием отплясывал и подпевал. Укулеле, конги, небольшой "Hammond" и отбивающая чечетку Марта; привычная и вместе с тем неизменно пользующаяся успехом "La Bamba"... Все это, вкупе с потрясающей коммуникабельностью группы, создавало очень теплую и праздничную атмосферу.

Далее в программе фестиваля отметились две яркие английские команды. Нетрезвый, брызжущий иронией скиффл Nigel Burch and Flea-Pit Orchestra, состоящий из двух безумцев - скрипача Дилано Бейтса и банджиста Найджела Бурха, был по накалу страстей несравним с жителями LA, однако по-своему порадовал задушевными интонациями и имиджем героев - что-то среднее между МакГованом и Карлом Хламкиным. Наибольший приток публики, пожалуй, случился на концерте уже побывавших в Москве The Real Tuesday Weld, которые, судя по всему, успели к моменту выступления "догнаться" почти до состояния Найджела Бурха, поэтому иногда заплетались в нотах и несколько раз пытались исполнить "Terminally Ambivalent Over You", делая вид, что исполняют песню на бис. А песню "Yesterday" вообще зачитали по бумажке. Впрочем, коллектив обладает совершенно непрошибаемым британским шармом, а также российским графическим интерфейсом в виде работ Алекса Будовского, поэтому все огрехи выступления были приняты публикой вполне благодушно.

Наверно, самым ярким выступлением фестиваля стал сет финского коллектива La Sega Del Canto. Этот занимательный кавер-бэнд паразитирует на всем богатстве мировой поп-культуры - от Селин Дион до Status Quo. Гостями вечера стали другие кавер-мастера Yrjana Sauros и Kristian Voutilainen из Elakelaiset. Вот это было жестко!
При помощи весьма небольшого набора камерных инструментов - пилы, раздолбанного "Хаммонда", укулеле и басовой струны, протянутой с пола до потолка, - финские негодяи умудрились создать атмосферу горячих рок-фестов. Экспрессия с лихвой заменяла им лишние электрические инструменты. Финны "снимают" не только мелодию и тексты песен, но саму манеру их исполнения: вихляния Элвиса, прыжки на одной ноге Яна Андерсона, картинное швыряние со сцены мониторов AC/DC. Публика это оценила в полной мере, и буквально стонала от хохота и удовольствия.

Завершали фестиваль Babylon Circus, о концерте которых уже подробно поведала моя коллега, однако необходимо отметить, что выступление французов вызвало весьма контрастную реакцию зала - от бурного восторга до полного неприятия. Равнодушным не остался никто. У нас еще будет возможность оценить выступление французской команды в августе, на фестивале Sziget.

"Золотая маска" в полной мере наследует характер и дух театра. Музыка - игривая и артистичная, инструменты - условны, они выполняют ту же роль формирования образа, что и декорации в театре. Основной упор музыканты делают на шоу-составляющую концерта, и здесь создаются любопытные эксперименты на стыке жанров.

Не менее интересный эксперимент поставили музыканты Safety Magic, которые презентовали свой новый диск "Voices" в формате огромного этно-фестиваля.
Надо сказать, фестиваль Safety Magic Voices также строился вокруг некой центральной идеи, и этой идеей была сама группа. Открытый ко всевозможным комбинациям и имровизациям мини-социум, члены которого ровно настолько профессиональны и интересны сами по себе, что любые тандемы с их участием становятся возможными. Весь фестиваль напоминал огромный веселый вертеп. Первыми выступали виновники торжества, после чего к ним присоединялись в различных сочетаниях мастер горлового пения Николай Ооржак, языческий японец Damo Suzuki, Карл Хламкин и его Огнеопасный оркестр, а также три этно-дивы: Пелагея, Гая Арутюнян и Инна Желанная. И многие, многие другие.

Такие фестивали чаще всего строятся на дружбе музыкантов, и на них царит совершенно уникальная дружелюбная атмосфера: поклонники всех групп получают возможность не только увидеть своих любимцев с неожиданной стороны, но и открыть для себя новый коллектив, новый голос. К примеру, после этого вечера многие посетители отметили, что на фоне "предыдущих ораторов" талант Пелагеи "играет" особенно мощно, а ее дуэт с Желанной был самым ярким сетом вечера.

Творческие и теплые, эти два фестиваля обозначили тенденцию, которую хочется поддержать: эти камерные события для людей, которым хорошо и интересно вместе. Они щедро делятся своими находками и радостями с окружающими, для них нет границ, а посетители их концертов с удовольствием принимают участие как в вождении хороводов, так и в составлении паззлов. Это веселые творческие люди, для которых нет преград ни в творчестве, ни в общении. И когда во время выступления "Огнеопасного оркестра" на сцене танцует маленький мальчик, а потом к нему подходят и благодарят "за честный отрыв" взрослые зрители - это ничуть не хуже, нежели финн и англичанин, пьющие после концерта за успех "Челси" с русскими слушателями.

15.04.2007, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: