SHPONGLE  Голоса в голове

Shpongle в трансе - это то же, что Metallica в роке. Это глобальный эксперимент, это выраженный в музыке поток сознания. К началу XXI века технологии создания музыкальных композиций дошли до того рубежа, когда по желанию автора можно синтезировать абсолютно любой звук и использовать его любым образом, не ограничиваясь никакими физическими рамками - и здесь "Шпонглу" нет равных...

Проект Shpongle в так называемой психоделической электронной музыке можно сравнить с группой Metallica в тяжёлой рок-музыке. Вот вроде и не первые, но - почти что самые главные.

Стиль Shpongle охарактеризовать довольно непросто. Некоторые пишут "транс", но это всё равно, что "Металлике" написать "рок". Транс-музыка по современным представлениям подразделяется на дикое количество разнообразных подвидов, в каждом из которых, с одной стороны, свои правила жанра, а с другой - никто никого их соблюдать особо не заставляет. Стиль Shpongle как раз тем и характеризуется, что это не столько произведение в каком-то жанре, сколько выраженный в музыке, скажем так, поток сознания. По всей видимости, к началу XXI века технологии создания музыкальных композиций дошли до того рубежа, когда по желанию автора можно синтезировать абсолютно любой звук и использовать его абсолютно любым образом, не ограничиваясь никакими физическими рамками типа количества струн у гитары. Что придумал - то и сделал. А люди типа участников проекта Shpongle, героически прошедших через многочисленные рейвы, придумывают что-то в этом плане постоянно, у них, можно сказать, в голове всё время раздаются диковинные инструменты и голоса.

В общем, по модерновой классификации музыку Shpongle относят к стилю psychedelic downtempo, по русски, как это ни парадоксально, это переводят как "психоделическое даунтемпо". Только следует делать оговорку, что это не "Шпонгл" вписался в стиль, это скорее стиль вписался в "Шпонгл".

Shpongle как проект состоит из двух человек - англичанина Саймона Посфорда (Simon Posford) и космополита Раджи Рама (Raja Ram, про которого неверно думать, что он индиец, это его просто один гуру в своё время так назвал, с тех пор так и повелось. Родился Рам в Австралии, сначала его звали Рональд Ротфильд, в какой-то момент он стал хиппи и отправился гулять по миру, вернувшись один раз в Мельбурнскую консерваторию для обучения игре на флейте (флейта теперь является визитной карточкой Shpongle). Как и следовало ожидать, поворотной точкой в судьбе Рама стал индийский штат Гоа, центр мирового хиппи-движения, откуда есть пошла не только музыка транс, а чуть ли не добрая половина всей музыки нового времени.

Саймон Посфорд - коренной британец, с малых лет увлёкся всякими синтезаторами, а заодно и разными вызывающими голоса в голове практиками. В процессе творческого развития стал известен прежде всего под псевдонимом своего основного музыкального проекта Hallucinogen. Не прошёл он, разумеется, и мимо Гоа. Того самого Гоа, где в начале 90-х зацвёл буйным цветом так называемый гоа-транс, вокруг которого всё и вертится.

Гоа-транс характеризуется прежде всего ударным битом, "двигателем" всей культуры, заставляющим трансовую молодёжь, что называется, "колбаситься". Именно за этим она приходит на транс-пати, и уже наколбасившись она идёт в "чиллаут", где как раз и гоняют то самое "даунтемпо", потому что отдельно проводить даунтемпо-пати смысла никто не видит. Как таковое "даунтемпо" вряд ли является порождением транс-сцены, а вот "психоделическое даунтемпо" - точно является. Как и куча других стилей, отпочковавшихся от гоа-транса, прежде всего - стиля psychedelic trance, который неискушённый человек от гоа-транса не отличит, а вот знатоки заявляют, что это совершенно разные вещи, а ещё они говорят, что Рам и Посфорд - "отцы" этого стиля.

Другая характерная особенность транс-сцены - аморфность многих проектов: один и тот же участник может быть занятым сразу в нескольких коллективах или самостоятельно выступать под разными именами в разных обстоятельствах; нередки одноразовые проекты, создающиеся для одного альбома или даже для одной композиции. Записью этих проектов занимается огромное количество студий в разных местах мира, среди которых в последнее время всё больший политический вес набирают специалисты из Израиля (флагман израильской электронной сцены - проект Infected Mushroom, приближающийся к "Шпонглу" по легендарности).

Собственно, Рам и Посфорд - изначально именно гоа-трансовые музыканты, "даунтемпо" стало их коньком впоследствии. Посфордовский Hallucinogen - проект достаточно жёсткий, никаким чиллаутом там в оригинале не пахнет. Раджа Рам до "Шпонгла" был знаменит участием в гоа-проекте The Infinity Project, а впоследствии - в проекте 1200 Micrograms, который представляет из себя синтез Рама с его флейтой и достаточно известного гоа-проекта GMS, резидента Ибицы.

Наколбасившись вдоволь, в середине 90-х друзья решили сделать что-нибудь поспокойнее и в 1998 году выпустили альбом "Are You Shpongled?", который стал классикой в мгновение ока. Песня "Divine Moments of Truth" стала гимном психонавтов, а когда через некоторое время один шведский энтузиаст сделал из неё (неавторизованно) флэш-клип flashback.swf, тема изменения сознания с помощью музыки и картинок дошла до широчайших слоёв населения в виде так называемого "интернет-мема"; именно благодаря этому ролику, ссылка на который начала гулять по Интернету, многие люди открыли для себя транс-музыку. Ссылка на "Флэшбэк" побывала даже в таком экзотическом для неё месте, как сайт Алекса Экслера.

Записав первый альбом, друзья отвлеклись на всякие другие занятия (у Посфорда - своя студия Twisted Records, у Рама - TIP.World - кстати, в честь The Infinity Project, который, как говорят, "привёз транс в Великобританию"), а в 2001 году выпустили второй альбом Tales of the Inexpressible, который тоже всем очень сильно понравился. После этого начали ходить слухи, что ребятам надоело и "Шпонгла" как проекта больше не будет.

Пока слухи ходили, популярность обоих альбомов росла дикими темпами, в частности, благодаря тому же "Флэшбэку". Все критики отмечают отменное, выдающееся качество записи, сведения и аранжировок. В альбомах, помимо прочего, много этнического вокала (были привлечены разные сторонние музыканты) и, конечно, флейты. Словами описать музыку Shpongle невозможно, все в основном схематично ограничиваются характеристиками типа "отрыв башки" и "вынос мозга".

В общем, в народе создался ощутимый запрос на третий альбом "Шпонгла", и наши друзья решили не выпендриваться и к началу 2005 года записали его, назвав "Nothing Lasts...But Nothing Is Lost". Альбом произвел фурор. Россия, кстати, тоже оказалась достаточно психоделичной страной и тепло приветствовала Посфорда, когда он приехал выступать в Москву весной 2006 года. По окончании сета народ орал и хлопал, вызывая Саймона на "бис", что для транс-вечеринок, в общем-то, не характерно. Раджа Рам выступал в Москве отдельно уже по осени.

Об альбоме "Nothing Lasts..." тоже долго говорили как о потенциально последнем. Но нет - совсем недавно появилась информация, что будет и ещё: говорят, надо ждать начала 2008 года. Будем ждать.
А пока назовём несколько имён для тех, кому понравились вышеназванные альбомы, но непонятно, куда копать дальше, ведь не "Шпонглом" же единым. Посфордовский проект Younger Brother (совместно с Бенджи Воганом) как "младший брат" "Шпонгла" разрабатывает именно эту тему. Другой посфордовский проект называется Celtic Cross, а ещё есть куча проектов различных соратников "Шпонгла" (условно говоря, они все там на этой трансовой сцене - соратники). Легендарный статус приобрёл альбом "Blumenkraft" одного из них, скрывающегося за псевдонимом Ott. Он же является основным автором ремиксового альбома 2002 года "In Dub", который хоть и идёт под маркой Hallucinogen, но очень сильно отличается от собственно оригинального "Галлюциногена". Есть и ещё альбом - соратник Ott'a по имени Abakus в 2004 году создал альбом "That Much Closer to the Sun", который на Shpongle не сказать чтобы сильно похож, но вызывает аддикцию (по собственным наблюдениям автора этих строк) у 90% прослушавших, даже если они обычно далеки от всей этой музыки. Другие имена - Bluetech, Shulman, Banco de Gaia, Aes Dana, далее везде; ключевые слова - psychedelic, downtempo, chillout, ambient, psybient, IDM.

17.03.2007, Сергей Сергеевич РУБЛЕВ (ЗВУКИ РУ)

Группа SHPONGLE

Дата образования:

1 января 1996