JUNO REACTOR  Labyrinth

Атмосферная электронная музыка стала редкостью. Танцевальный бит превратил все начинания современных экспериментаторов в некие звуковые нэцкэ, строго функциональные пару-тройку лет и абсолютно...

Атмосферная электронная музыка стала редкостью. Танцевальный бит превратил все начинания современных экспериментаторов в некие звуковые нэцкэ, строго функциональные пару-тройку лет и абсолютно никому ненужные после появления нового стиля и новых ритмов. К тому же, с наступлением эпохи Водолея как-то сразу усохло до набора формальных приемов боевое знамя ее провозвестников - музыка new age. Теперь ее сочиняют и записывают в основном при помощи компьютеров. А ведь когда-то она была почти чисто акустической. Грустно все это. Однако проект Бена Уоткинса (Ben Watkins) Juno Reactor смог пройти по бурной протоке между Сциллой электронной музыки и Харибдой нью-эйджа, не попав на зубок ни одному из этих чудищ.
Альбом "Labyrinth" открывается двухчастной сюитой "Conquistador". Отдаленный перезвон колоколов, испанская гитара, многослойные пассажи электронных клавиш в духе Жана-Мишеля Жарра, появляющиеся ближе к водоразделу между частями композиции ухающие таблы - в сумме все это дает, как ни странно, ритм довольно жесткий, и никаких ассоциаций с дискотекой не вызывающий. Полубуги, полуболеро, он может напомнить скорее "On The Road Again" Canned Heat или даже "Running Free" Iron Maiden. В первой части пришелец из Старого света с тревогой взирал на вырастающую из-за горизонта линию нового берега. А тревожный женский голос как бы заранее оплакивает его грядущее прибытие, из которого ничего хорошего не выйдет. И точно - во второй части мы явственно видим фанатика, остервенело прорубающегося сквозь сумрачные джунгли и несущего огнем и мечом огонь истинной веры местным варварам. Сюита завершается злобным камланием проклинающих захватчика шаманов.
Звуковые картины - несомненно, конек Juno Reactor. Вам никуда не деться от всепоглощающего ощущения тревоги, пронизывающего композицию "Giant" - история рождения и шествия по миру сметающего все на своем пути великана, кем бы он ни был, встанет перед вашим внутренним взором во всей красе. Ко всему прочему, композицию можно с полным правом считать хард-роковой в классическом смысле этого слова, хотя ни одного живого инструмента, кроме барабанов, при ее записи не было использовано. "War Dogs" еще тяжелее, и даже ближе к тому, что сейчас принято называть прог-металом. Здесь звучит гитара - но лишь акустическая. А "металлический" эффект создается сопровождающими ее на каждом шагу густыми, как смола, электронными басами. Мы застали Псов Войны в тот момент, когда они исполняют некий сложный ритуал, долженствующий предшествовать завоеванию мира. Самой войны в номере нет, однако исход ее предрешен в музыке.
Нашлось на диске место и танцевальным композициям с более-менее абстрактными названиями. Такова, например, "Mona Lisa Overdrive" с ее свирепым, галопирующим битом и оркестровками в духе звуковых дорожек современных психологических триллеров. Если вы когда-нибудь отрывались на дискаче под "War" Laibach, то эта "плясовая" вам понравится еще больше. Весьма привлекателен в этом смысле и хэви-диско-номер "Zwara", однако настоящую популярность он, судя по всему, должен сыскать в среде любителей разных садо-мазо-штучек. Струны бас-гитары здесь бьют, как хлысты, а исступленные вопли истязаемых рождают у слушателя приятно-запретные низменные чувства.
Кинематографичность этой музыки соверешнно естественна - "Labyrinth", собственно, представляет собой итог работы Бена Уоткинса для трилогии "Матриц". Главный композитор фильма Дон Дэвис (Don Davis) сделал беспроигрышную ставку на сотрудничество с Juno Reactor. Ведь одной из первоначальных целей проекта Уоткинса было именно создание музыкального сопровождения для фильмов, инсталляций и прочих арт-изысков. Впрочем, успех привел Juno Reactor к тому, что теперь гораздо известнее его работы для проектов вполне коммерческих, таких как фильмы "Ромео+Джульетта" и "Однажды в Мексике", компьютерные игры "Frequency" и "Jet Moto 3", аниме-сериал "Texhnolyze"... Да что там говорить, его треки крутят на стадионах во время матчей по бейсболу.
Ну, да шут с ними. Главное, что у нас есть эта музыка.

09.03.2007, Арсений ДМИТРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.reactorleak.com

JUNO REACTOR

Дата образования:

1 января 1991