WETTON / DOWNES  Да, азиаты - мы...

Wetton и Downes - участники легендарных проектов: первый играл в King Crimson, UK, Uriah Heep, Wishbone Ash, второй - в Yes. А еще оба они были в числе основателей группы Asia. В последнее время Уэттон и Даунс сочиняют музыку без своих знаменитых коллег, но не менее успешно и не менее мелодично. Их концерт - это та же самая Asia, только более взрослая...

Как привлечь внимание к концерту какого-либо сольного исполнителя? Перечислить в анонсе наиболее известные группы, в которых он играл. К этому репортажу привлечь внимание можно точно так же - перечислить группы, участниками которых были Wetton и Downes: первый играл в King Crimson, UK, Uriah Heep, Wishbone Ash, второй - в Yes. Впечатляет?

И самое главное: Джон Уэттон (John Wetton - вокал, бас-гитара) и Джефф Даунс (Jeff Downes - клавишные) в начале 80-х были в числе основателей арт-рок / хард-рок группы Asia. Вместе с такими звёздами прог-рока как Стив Хоуи (гитарист Yes) и Карл Палмер (барабанщик Emerson, Lake and Palmer). В последнее время Уэттон и Даунс сочиняют музыку без своих знаменитых коллег, но не менее успешно и не менее мелодично. По сути, их проект - Wetton & Downes - это та же самая Asia, только более взрослая, спокойная и менее пафосная. Даже само название Wetton & Downs звучит скромнее, чем Asia - самая большая часть света.

Как обычно, музыканты не спешили выходить на сцену. Зал, как обычно, звал. Но одни кричали правильно - "Азия!", другие кричали не совсем правильно - "Кино!" (группа Виктора Цоя тут ни при чем, имелась в виду британская прог-группа Kino, в которой задействован Джон Митчелл, гитарист Wetton & Downes). Музыканты, тем не менее, появились. И заиграли. Мелодичный хард-рок загрохотал по залу. Поначалу Митчелл выглядел почти чужаком. На лице - озабоченность, словно ему вместо гитары дали лопату и сказали "играй!", но со временем он освоился и заулыбался. Его пальцы извлекали сердитые и колючие риффы, которые стальными ежиками прыгали по стенам и потолку. Даунс находился в окружении синтезаторов и метался меж ними, успевая поиграть то на одном, то на другом. Клавишные звуки парили, как ступеньки под ногами крошечной феи. Даунс играл одновременно на двух синтезаторах, колотил по клавишам рёбрами ладоней и, в целом, выглядел бодрее своих коллег. На правой руке у него красовался браслет в форме клавиш. Несмотря на то, что ему приходилось играть стоя к залу боком, он постоянно поворачивал голову и смотрел на зрителей. А взгляд у него, как у Дэвида Боуи (David Bowie). Водянистый, холодноватый.

У Митчелла на футболке - крылатый череп. А Уэттон казался самым добродушным из всех. Порадовало, что с голосом у него полный порядок - в свои пятьдесят семь он отлично справляется со всеми вокальными партиями. Один раз он даже показал залу танцевальное движение и сам прокомментировал его: "Sexy". Зал ответил улыбками. На большой палец правой руки (который басисты часто используют для звукоизвлечения) у него было намотано нечто чёрное. То ли пластырь, скрывающий порез, то ли специальное приспособление, заменяющее медиатор.

Многие зрители понимали, зачем они пришли - хит "Only Time Will Tell" с первого альбома Asia - был моментально узнан и радостно встречен. Пели на этом концерте все - Уэттон, Даунс, Митчелл, зрители. Возможно, пел даже барабанщик Стив Кристи (себе под нос), но за усердным стуком этого никто не слышал. Правда, Даунс подвергал свой голос электронной обработке, поэтому он звучал неестественно - холодновато, как у простуженного.
В середине концерта была спокойная часть, состоявшая из баллад. Уэттон сменил бас на акустическую гитару, за акустику взялся и Митчелл. Подарком для многих стало исполнение песни King Crimson "Book Of Saturday".

Несмотря на тяжёлые и громкие риффы, почти весь концерт группа выглядела спокойно и миролюбиво - видать, возраст, опыт. Однако напоследок музыканты решили дать жару песнями Asia "Sole Survivor" и "Open Your Eyes". Группа загрохотала вовсю - пол под ногами забился, словно под ним не могло успокоиться огромное сердце, Митчелл вспарывал запилами воздух.

Расслабленность, заполнившая пространство зала во время акустической части, окончательно исчезла. Один из своих главных хитов "Heat Of The Moment"' музыканты приберегли для выхода на бис. Некоторые зрители просили эту песню ещё в начале выступления. После нее музыканты удалились, а из динамиков стала сочиться какая-то бесцветная, равнодушная музыка - самый отрезвляющий и ясный признак того, что хорошее кончилось. Всем на выход, в мороз. Мне +22 года, на улице -22 градуса. Выхожу и превращаюсь в ноль.

Кстати, концерт этот понравился не всем. Например, один мой знакомый был разочарован. Видно, ждал от Wetton & Downes чего-то невероятного. Конечно, в плане мощи, ярости, дерзости и напора Wetton & Downes проигрывают многим молодым коллективам. Но их сила и ценность в другом. Их сила и ценность в том, что их до сих пор знают и любят. В конце концов, все мы в той или иной степени азиаты.

01.03.2007, Денис КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

WETTON / DOWNES