VALENSIA  Часть 2. 2 скарамуша 2

Некоторые из тех, кому довелось ознакомиться с репертуаром Valensia и всех прочих проектов Кларксона, выносят суровый вердикт: "Но ведь это неоригинально!" Что же, быть может, оно и так. Стул, сиденье которого ощетинилось шурупами остриями вверх, тоже оригинальнее стула, на котором сидят.

На рубеже веков у мультиинструменталиста Альдо Байрона Валенсии Кларксона (Aldous Byron Valensia Clarkson), основателя проекта Valensia, обнаружился "брат по разуму". Его соотечественник Робби Валентайн (Robby Valentine), виртуозный пианист и неисправимый романтик прог-хард-рока, с 1991 года точно так же мыкался между голландским и японским филиалами "Polydor", пытаясь донести до мира свою музыку, которую неожиданно объявили "неактуальной". Правда, в отличие от Valensia, у Валентайна была группа, с которой можно было давать концерты.

В 1999 году два просвещенных рок-фана выпустили потрясающий юмористический альбом "Valensia/Valentine". Эту работу можно сравнить разве что с музыкальными мистификациями Нила Инеза (Neil Innes). Самые милые уму и сердцу рок-штампы и клише вырваны здесь из привычного контекста и помещены в совершенно иное окружение. Пост-битловские и пост-куиновские мотивы преобладают, однако нашлось место и изящной пародии на Sweet ("Lion"), и реверансу в адрес Саймона и Гарфункеля. Песенку "The Internet" Кларксон и Валентайн исполнили с намеком на "Mrs. Robinson", на два голоса, и под две акустические гитары, только украсили ее треском модема в проигрышах.

Успех альбома сподвиг Кларксона и Валентайна на совместное японское турне. К сожалению, из Японии Альдо вернулся прямиком на похороны матери. Это был тяжелый удар для музыканта - именно мать в свое время научила его первым гитарным аккордам. Тем не менее следующий альбом Valensia "Gaia II" (2000) удался на славу. Название программы не просто напоминало о первом успехе проекта. Если ранним работам Valensia недоставало разве что драйва, то после работы с Валентайном таких проблем у Кларксона не наблюдалось. Новые песни были более компактными и мощными. Теперь проект располагал собственной студией. К тому же на помощь пришел технический прогресс - в этот раз Альдо колдовал над многослойными оркестровками лично, используя разнообразные лупы и сэмплы. Лишь с записью партий ударных ему помог брат, Дэвид Кларксон (David Clarkson). Несомненными шедеврами программы стали симфо-роковая "Mayke & Veronique", пропитанная сэмплами духодых из шпионских боевиков "Acquelcuela", и исполнение испаноязычной песни "Hijo de Ла Luna" Meccana.
Альбом действительно удался, хотя в доброй половине его песен безошибочно угадывались отсылки к классике рока. Так, "белое регги" "Cleleste" вызывает в памяти Стинга периода Police, водевильный номер "Electric Lady House" напомнает Sparks, а баллада "Realm Of Nature" могла бы появиться на любом из альбомов Queen. Публика и раньше замечала поразительное сходство в манерах пения Кларксона и Фредди Меркьюри. Но на "Gaia II" (проект с Валентайном - не в счет), Альдо впервые сознательно этим сходством воспользовался. Аранжировка "Ley Park" весьма нахально напоминает о "Killer Queen", а "Phantom Of The Opera" - о "Bohemian Rhapsody".

Не без этих пост-модернистских игр в рок-жанры на рубеже веков впервые появились слухи, согласно которым Брайан Мэй и Роджер Тейлор обращались к Альдо Кларксону с предложением занять место вокалиста Queen, а тот отказался. "The only thing that I did that I said to them: "Make sure I don't want to be the lead singer of Queen". I think personally that this would be ridiculous. Now you can't replace Freddie Mercury, because Freddie Mercury in my opinion was... Queen", - так сам музыкант комментировал ситуацию (слова приведены в оригинале, дабы ненароком не исказить их смысл при переводе). Тем не менее однажды Кларксон принял участие в одном из сборных концертов серии "Queen Rocks", где пел в паре с Джеффом Скотт-Сото. "Я думаю, что это была бы хорошая идея - продолжить тур со связкой вокалистов, - размышлял Альдо. - Я не рекомендовал бы Queen работу с новым ведущим певцом". Как бы то ни было, а истории Queen и Valensia продолжаются - каждая в своем направлении.

В 2002 году появился новый альбом проекта "Valensia/Valentine". В "City Lights" дуэт салютовал незадолго до этого возродившимся из пепла E.L.O., а в "As Salam Aleikum" воскрешал гротесковый саунд Duran Duran. К сожалению, эта программа получилась несколько тяжеловеснее предыдущей. Очевидно, потому, что новую порцию рок-коллажей "заземлила" не слишком уместная в данном контексте серьезность изложения.

Намного удачнее оказался очередной продукт собственно Valensia. Программу "The Blue Album" отличал крен в старообразное психоделическое звучание. К примеру, в балладе "Alyssa" можно услышать и тяжелые виолончельные запилы, и гитарные пассажи в обратной записи. А номер "Burying Heather" исполнен в сопровождении струнного квартета на манер битловской "Eleanor Rigby". В остальном это самая "мюзик-холльная" программа проекта - веселее и безбашеннее "Inshallah" и "Bonen Hood" Кларксон пока что ничего не сочинил.

Спекуляции на тему "Valensia и Queen" между тем продолжались.

Спасаешься от урагана - иди в самый его центр. В 2003 году Valensia (по-прежнему Альдо и Дэвид Кларксон) выпустили "Queen Tribute". Интересно, что из всех аналогичных альбомов-посвящений, которых к настоящему моменту по всему миру насчитывается около полусотни, именно этот удостоился самой высокой оценки самих Queen. Как ни странно, именно эта работа показала, насколько далеки друг от друга при внешней схожести британские ветераны рока и молодые голландцы. Скажем, "Sheer Heart Attack" в исполнении Valensia отстоит от оригинала Queen несколько дальше, нежели "Tie Your Mother Down" в версии Лемми из Motorhead. "I'm In Love With My Car" изменена так, как некогда изменял Дэвид Боуи хиты Yardbirds или Who - вокальные гармонии тут искажены, будто в кривом зеркале. "Liar" имеет несколько иную последовательность куплетов, а "Killer Queen" сыграна в свободном размере - наподобие "Love Of My Life".
Вместе с тем альбом включает несколько вещей, которые вряд ли рассматривались кем-то до этого в качестве материала для "Queen Tribute" - например, песню Эдди Хауэлла "Man From Manhattan", в записи оригинала которой сессионно участвовали музыканты Queen, или написанную Брайаном Мэем для его первой группы Smile балладу "Polar Bear". Вот эти-то номера звучат в исполнении Valensia совершенно по-куиновски: своего рода реконструкция на тему "а что было бы, если бы..."
И еще о Боуи. Совершенно непонятно, каким ветром на этот альбом занесло его песню "All The Young Dudes", некогда сочиненную для Mott The Hoople. Но и она решена в манере Queen.

Позже, на вышедшем в 2004 году EP Valensia "Non Plugged" появился и постскриптум этому необычному трибьюту - "You take my breath away", записанная в манере "хор без инструментального сопровождения".
Можно лишь добавить, что на волне интереса публики к "Queen Tribute" Valensia вновь обрела издателей в Европе. В 2004 году "The Blue Album" был переиздан в Великобритании.

Вы будете смеяться, но продолжения не последовало. Более того: с 2004 года вывеской Valensia более не вышло ни одного номерного альбома. Правда, к этому моменту Альдо Кларксон уже пользовался своим третьим именем, как первым, и в выходных данных своих работ фигурировал, как Валенсия Кларксон. Как и в хрестоматийном случае с Alice Cooper, название проекта незаметно стало основным сценическим именем его основателя.

В 2004 году Валенсия (Альдо) и Дэвид Кларксон основали новый проект - Metal Majesty, выпустивший уже два альбома на финском лейбле "Lion". Этот состав разрабатывает примерно ту же ниву симфо-хард-рока, что и хорошо известные у нас Royal Hunt, и уже упоминавшийся здесь Робби Валентайн. Основа инструментального звучания - вновь, как и в 1998 году, - гитары. Только на сей раз благородно-роковые, а не гнусаво-альтернативные. Клавишные ушли на задний план и звучат скорее фоном, а оркестровых сэмплов почти не осталось. Этот проект четко рассчитан на завоевание популярности у поклонников тяжелого рока. Тем не менее харктерные для Valensia элементы порой проявляются и здесь, проглядывая сквозь самые тяжелые риффы.

Некоторые из тех, кому довелось ознакомиться с репертуаром Valensia и всех прочих проектов Кларксона, выносят суровый вердикт: "Но ведь это неоригинально!" Что же, быть может, оно и так. Стул, сиденье которого ощетинилось шурупами остриями вверх, тоже оригинальнее стула, на котором сидят. И даже, говорят, был продан на какой-то выставке, как шедевр авангардного искусства. Но от обычного стула толку все равно больше. И если "неоригинальные" опусы Valensia кому-то покажутся гораздо ближе того ушераздирающего авангарда, которым нас склонны последние десять лет наперебой потчевать журналы "умные" и "глянцевые" - это нормально.

15.02.2007, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Группа VALENSIA

Дата образования:

1 января 1993