VALENSIA  Часть 1. Несвоевременные песни

В начале 90-х российское телевидение пару-тройку раз демонстрировало загадочный видеоклип. Некоторые меломаны даже успели записать его на пленку, и потом часто ставили эту запись знакомым, вопрошая в конце показа: не знаешь про таких? Нет? Какая жалость... Действительность же превзошла все ожидания.

В начале 90-х российское телевидение пару-тройку раз демонстрировало загадочный видеоклип. Некоторые меломаны даже успели записать его на пленку, и потом часто ставили эту запись знакомым, вопрошая в конце показа: не знаешь про таких? Нет? Какая жалость...
Песня действительно производила серьезное впечатление - причудливый арт-роковый вальс с занятными мелодическими поворотами и пышной аранжировкой, да еще и в обрамлении передовой в ту пору компьютерной графики. Некоторый элемент интриги вносили и вокальные партии, до боли напоминающие манеру пения уже пару лет как покойного Фредди Меркьюри (Freddy Mercury). Те, кому посчастливилось записать видео от начала до конца, даже знали, как это все называется. Субтитры гласили: "Valensia. Gaia". Что-то из этого явно было названием группы, что-то - названием песни. Так как слово "Gaia" явственно повторялось в рефрене, логично было предположить, что Valensia - название группы. Однако никакой информации о группе с таким названием найти не удавалось, а поисковых систем тогда еще не существовало...
Прошло время. Многие из меломанов тех лет подзабыли и песню, и видео. Но кто-то из них пару раз выбрался в Европу, а кто-то получил возможность искать информацию в сети. Позже нам стали доступны каталоги зарубежных фирм звукозаписи. Шаг за шагом - и постепенно завеса тайны над географическим названием с намеренной погрешностью в написании начала таять.

Ряд релизов Valensia можно отыскать в каталогах "Phonogram-Mercury" и "Universal". Хотя теперь большие фирмы крайне неохотно связываются с исполнителями арт- и симфо-рока в формах, приближенных к традиционным. А в тихие заповедники вроде "InsideOut" Valensia пока не стремится. И это не совсем группа, а как говорят сейчас, "one man's band". Последний факт всегда поражал тех, кто сперва познакомился с музыкой проекта, и лишь потом узнал его историю. Подумать только, все это буйство вокальных и инструментальных партий - плод трудов фактически одного человека... Одно время даже ходили слухи о том, что Valensia - созданная коллективом анонимных авторов группа-призрак. Действительность же превзошла все ожидания.

Все началось с музыканта по имени Альдо Байрон Валенсия Кларксон (Aldous Byron Valensia Clarkson), родившегося 13 апреля 1971 года в Гааге (Нидерланды). Чистенькая маленькая Голландия изредка преподносит миру музыкальные сюрпризы. Еще реже весь остальной мир может оценить их по достоинству. Вспомните хотя бы Shocking Blue, подаривших миру обойму потрясающих рок-боевиков и проложивших один из путей в хард-рок, но по большей части запомнившихся примитивно-дворовой песенкой "Venus" aka "Шизгара". Или недавний проект Star One, перевернувший общепринятые представления о прог-метал, но до сих пор остающийся широко известным в узком кругу. Подсчитайте, каковы будут в современном мире шансы пробиться к широкой аудитории у парня, учившегося музыке на лучших песнях Beatles, Queen, Kate Bush и Duran Duran. Тем не менее, кое-что ему удалось.

Осенью 1993 года европейские хит-парады изумленно прогнулись под натиском сингла "Gaia" никому не известных Valensia. На первое место песню не допустил угнездившийся там мордоворот Meal Loaf со своей очередной балладой, но тем не менее, первый успех был налицо. За синглом последовал и альбом, записанный Альдо Кларксоном (вокал, гитара, клавишные, композиция, аранжировки) при поддержке сессионных басиста и барабанщика, а также группы оркестровой поддержки. Первоначально проект предполагалось назвать Valencia, но по темным причинам правового характера "c" пришлось заменить на "s".

Альбом получился ударным и чрезвычайно разноплановым. Здесь есть и отголоски "новой волны" ("My heart is in your hands"), и вычурное рок-кабаре ("Scaraboushka"), и даже эксперименты с регги, ска и хип-хопом в арт-роковом прочтении ("The Sun", "Mr. 1999"). Заглавная песня "Gaia" и финальный номер "1997" воплощали концепцию "матери-земли" в планетарном смысле, всегда готовой наказать своих детей за нерадивое отношение к ее богатствам. Сейчас, когда охрана окружающей среды вышла из моды, но доходы от битвы за нефть превращаются в расходы по ликвидации последствий природных катаклизмов, эта песня вполне может приобрести совершенно новое звучание.
Год спустя альбом был переиздан японским отделением "Polygram". Вдогонку группа-проект выпустила ЕР "White Album", включавший, помимо собственных композиций, кавер на "A View To A Kill" Duran Duran.

В 1996 году Valensia разродились новым релизом "K.O.S.M.O.S.". Он был логичным продолжением предыдущего. Баллады стали более рафинированными, танцевальные номера прибавили в ритмичности. Водевильную тему продолжили французскоязычная "Chique, Mysique & Excentrique" и выдержанная в духе Sparks "The Cassiopeian". Регги-ритмика окончательно соединилась с инструментарием синти-поп на "Blasphemian Charlatan". Примечательно, что Кларксон всегда как бы ненавязчиво отвергал принципы современной танцевальной поп-композиции. К примеру, номер "Thunderbolt" прекрасно подходит для дискотек и даже несет в себе некоторые намеки на техно-музыку. При этом корни ее следует искать не в диско, а, скажем, в канкане. Такой вот евроцентризм в действии.

Увы, середина 90-х плохо подходила для продолжения подобных экспериментов. Запись "K.O.S.M.O.S.", первого в Голландии "dolby surround CD", обошлась "Polygram" в 200000 долларов, а немедленной финансовой отдачи музыка Valensia не подразумевала. Хотя в Японии правило "первого уик-энда" сработало, и дальневосточный филиал фирмы собрал хорошую кассу. Здесь следует заметить, что первоначально Valensia были задуманы, как чисто студийный проект. "Было бы невозможно исполнить "Gaia" без того, чтобы использовать записи, или нанять большой оркестр", - объяснял такое решение Кларксон. Тем не менее, в октябре 1996 года Valensia (Кларксон и пятеро сессионных музыкантов) дали несколько успешных концертов в Токио.

Контракт с "Polygram" на родине Кларксон все же утратил, и его следующий альбом (1998) был выпущен только в Японии. Этот релиз значится в каталогах , как "Valensia III", однако имеет совершенно невероятное полное название "MUSICAL BLUE PARAPHERNALIAN DREAMS OF EARTH'S EVENTIDE WHITER FUTURE & DARKER PRESENT SOUNDSPHERES FROM NEW DIAMOND AGE SYMPHONIAN ARTWORKS TO YESTERDAY'S WESTERNWORLD ROCKCRAFT UNDER THE RAGING NINETIES' SILVER PROMISE OF THE HAPPY HUNDREDS ON THE BREAK OF THE NEW MILLENIUM'S HAZY MISTY DAWN". Уф-ф...
На новом альбоме Кларксон попытался обратиться к более простым, гитарно-ориентированным формам рока, да еще и с "альтернативным" оттенком. "Let's Talk About Me" пронизана "попрыгунчиковыми" ритмами, гитарным скрежетом и ди-джейскими скрэтчами, а техно-элементы в "Gantenbrink" стали прямо-таки навязчивыми. Это не сработало. Музыка Valensia уже тогда была некоей "отдельной реальностью" и уникальный стиль Кларксона выпирал из модных аранжировок, рождая некий диссонанс. По-настоящему автору на этом диске удались лишь финальная баллада "Millennium", и свирепый хард-роковый боевик "Dead Or Alive". В последнем Кларксон не смог удержаться от своего обычного шутовства - к громогласным хоровым рефренам там примешивается голос кукушки из часов. Однако это было веселье через растерянность. Будущее музыканта и его проекта продолжало оставаться неопределенным...

Продолжение следует.

15.02.2007, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Группа VALENSIA

Дата образования:

1 января 1993