ГРИШКОВЕЦ и БИГУДИ  Транс узнавания

За что все любят Евгения Гришковца? За то, что он умеет говорить на языке, понятном большинству, о вещах, понятных большинству. Достаточно, чтобы Гришковец рассказал о своей жизни, которая кажется вам похожей на вашу, и вы начинаете безоговорочно верить всему, что он говорит.

За что все любят Евгения Гришковца? За то, что он умеет говорить на языке, понятном большинству, о вещах, понятных большинству. Здесь оговорка: в последнее время всё чаще - москвичам среднего класса. Но это неважно. Главное то, что Гришковец умеет обратить внимание на совершенно обычные, часто даже банальные детали повседневности, и выразить своё восприятие оных так, как воспринимали и воспринимают их тысячи и тысячи таких же, как он (вроде бы) людей. Притягивает именно вот эта его солидарность с обывателем, его похожесть. Это дневники мгновений жизни обычного (не маленького, не "лишнего", как учили нас в школе) человека. Гришковец намеренно не разъединяет себя и толпу. "Откуда он всё знает обо мне?" - вот самая частая эмоция зрителя и читателя Гришковца. Он кажется простым, кажется среднестатистическим, а потому - объективным.

О Гришковце узнали после его первого моноспектакля "Как я съел собаку". С тех пор он ни разу не изменил однажды принятому творческому методу. Последний - прост, как всё гениальное: магия Гришковца заключается в его повторах. Это, пожалуй, один из древнейших поэтических приёмов, имеющий свои корни где-то на уровне пантеистического сознания (справка: пантеизм - обожествление природы). Грубо говоря, чем чаще вы повторите одну и ту же мысль, тем больше у вас шансов, что она дойдёт до вашего слушателя. Разумеется, использование повтора в рамках художественного пространства подразумевает куда более серьёзное воздействие на слушателя, нежели простое усваивание мысли: слово, многократно повторяемое со сцены, внушается вашему подсознанию. Т.е., вы начинаете не только верить говорящему, но и доверять. То, что и проделывает со своим зрителем Евгений Гришковец.

Группа Бигуди - не ахти какой коллектив в плане музыки. Понятно, что, если бы не Гришковец, так бы и развлекались, наверное, мальчики для собственного удовольствия. Но именно присутствие Гришковца делает из ПТУшной группы Бигуди помощников жреца, сопричастных этакому шаманскому акту. Что я и почувствовал на себе в минувшую пятницу в клубе "Апельсин", на презентации их нового альбома "Секунда".

Концерт, заявленный на 20.00, задержался на полчаса. Просто потому, что зрители заходили в клуб до 21.00. Людей было ну очень много. В 20.20 Гришковец вышел на сцену и извинился: "Простите, пожалуйста. Мы-то уже давно готовы выступать. Я вообще человек театральный, по третьему звонку всегда выхожу. Просто там, на улице ещё заходят люди". Заждавшаяся толпа офисных очкариков с радостью простила артисту это невольное опоздание. Кстати, разогревала зрителей довольно интересная музыка Бека (Beck) с его последнего альбома "The Information". Так что, в целом и общем, атмосфера, несмотря на толкучку, была довольно уютной. Наконец, Бигуди с Гришковцом вышли на сцену. Первой композицией была "Секунда" с одноимённого альбома. Гришковец, по доброй традиции, ни разу не запел. Потому что он "не умеет петь и никогда не споёт". Да этого и не нужно: он даёт драйв и без пения. Теперь вернусь к мысли, высказанной вначале. Между какими-то композициями Гришковец поделился с публикой: "Ведь я никогда не мечтал играть в театре, писать книги. Я хотел именно вот так выступать на сцене с группой". И, собственно, эта простая, казалось бы, мысль тянет за собой следующий интересный вывод: творчество Гришковца, первобытно-суггестивное по своей сути (справка: суггестия - воздействие), своё оптимальное проявление имеет именно в контексте ритмического (читай - шаманского) сопровождения. Ни для кого не секрет, что шаману, чтобы ввести в транс человека, нужно долго бить в бубен и повторять какие-то свои шаманские приговоры. Понятно, что Гришковец не вводит никого в трансцендентальное состояние, да и целью-то такой, должно быть, не задаётся. Он вводит своего зрителя в транс иного характера: это земной транс, транс узнавания. Достаточно, чтобы Гришковец рассказал о своей жизни, которая кажется вам похожей на вашу, и вы начинаете безоговорочно верить всему, что он говорит. Полюбившаяся в народе "И настроение моё улучшилось" - классический пример творческого метода Гришковца. Симпатичные зарисовки мелких будничных невзгод всегда приводят к одному и тому же результату: И настроение моё улучшилось. Гришковец, находясь якобы в позиции офисного обывателя, учит настоящего офисного обывателя отстраняться, радоваться текущей секунде. Именно что учит. Потому что всем известны бытовые ситуации, описываемые Гришковцом, но мало кому известен простой вывод и выход из этих ситуаций: И настроение моё улучшилось. Магия Гришковца в том и заключается, что даже самая мерзкая гнусь повседневности превращается в его интерпретации в одно из мгновений прекрасной и неповторимой жизни.

Гришковцу больше не нужно придумывать ничего нового: всё самое сокровенное он выразил в трёх своих спектаклях ("Как я съел собаку", "Одновременно", "Планета"). Остальное его творчество - это конспективное повторение (а повторение - известно, чья мать) пережитых истин. Не думаю, что это плохо. Просто таков тип этого артиста. Вроде бы обыватель, но обыватель, задумывающийся. И в праздничной обстановке клуба (не в театре, куда, изначально идут, всё-таки, за высоким) лучше всего усваивается его самый главный грустный урок: жизнь конечна.

13.02.2007, Стас ЕФРОСИНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ГРИШКОВЕЦ и БИГУДИ - Транс узнавания - ваше мнение о статье
  • ПТУшная некомпетентая статья! Не будучи фанатом этого проекта тем более Зверей, я рад, что они делают свое дело на зло бездарным журналюгам. Аминь.
    Написал(a): blow, 05/03/2007 19:07
  • в некоторых треках многие кто отличаются особым мелодизмом. и птушники звери. только от этого они не перестают быть птушниками.
    Написал(a): Стас Ефросинин, 23/02/2007 1:54
  • "Группа Бигуди - не ахти какой коллектив в плане музыки. Понятно, что, если бы не Гришковец, так бы и развлекались, наверное, мальчики для собственного удовольствия. " Стас, ты чего какую ахинею написал. Птушные мальчики - это звери. А Бигуди всегда отличались в некоторых треках особым мелодизмом. Не надо делать из Бигудей в лице Макса Сергеев фон для великого и ужасного. Абсолютно не согласен с позцией автора - не зачетная статья.
    Написал(a): ken81, 22/02/2007 15:02
ГРИШКОВЕЦ и БИГУДИ - свежие публикации:
  • События - Заморозились , 19.06.2012
    Гришковец и "Бигуди" дали последний концерт »»
  • Альбом дня - Радио Для Одного , 09.11.2010
    Новая работа Евгения Гришковца и группы "Бигуди" - ностальгическое возвращение в 80-е, когда можно было с легкостью признаваться в любви под ритмы только набирающей силу романтичной электроники »»
  • Анонс - И настроение мое... , 06.11.2009
    Драматург Евгений Гришковец и проект Бигуди сыграют очередной большой сольный концерт »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

И он станет фиолетовым в крапинку – PRINCE Новый оттенок фиолетового цвета назовут в честь Принца »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2 – SZIGET P!nk, Brutto, Wiz Khalifa и The Vaccines на юбилейном Sziget: первый репортаж Звуков с Острова… »»

Тихо шифером шурша – SUNSAY SunSay сыграет акустический сет на крыше Roof Music Fest »»

Дышите - не дышите – ANIMAL ДЖАZ Animal Jazz отметят 10 лет альбома "Шаг. Вдох" большим концертом »»

Osheaga 2017: oh my Lorde – ФЕСТИВАЛЬ Гром и молнии, London Grammar и Лиам Галлахер, метаморфозы Muse и триумф Лорд на главном… »»

День в радужных тонах – LADY GAGA Lady Gaga открыла в Ванкувере мировое турне и большой гей-парад. »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 альбомов июня – МУЗЫКА Секс, Лорд, пионер рок-н-ролла и его светлое будущее - в июньском обзоре Звуков. »»

20:00 – 16 Тонн – Петр НАЛИЧ Петр НАЛИЧ »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – ИВАН КУПАЛА ИВАН КУПАЛА »»

20:30 – Клуб Союз Композиторов – MISHOURIS BLUES BAND MISHOURIS BLUES BAND »»

Хроника17/08

1955 – Элвис Пресли выпустил свой первый хит I Forgot to Remember to Forget / Mystery Train. Он попал на вершину чартов несколько месяцев спустя и продержался там 5 недель  »»

1960 – Битлз начали свои выступления в Гамбурге в клубе Indra. Когда они отыграли 48 ночей, директор клуба попросил участников группы, быть на сцене "поживее". Музыканты начали сопровождать свои концерты криками и воплями, они скакали по сцене и иногда играли, лёжа на полу. Однажды Джон Леннон вышел на…  »»

1964 – Совет Глазго в Шотландии объявил, что все юноши, носящие битловские прически, обязаны надевать резиновые шапочки в бассейнах, так как волосы битломанов засоряют фильтры  »»

1969 – В штате Нью-Йорк состоялся легендарный "фестиваль любви" в Вудстоке. Его полное название - Woodstock Music and Art Fair  »»

1998 – День рождения электро-фолковой группы "Иван Купала" - одной из первых групп в России, работающих в формате world music  »»

Mae WEST

Larry CLINTON

Ike QUEBEC

George DUVIVIER

Jack SPERLING (1922)

Luther ALLISON (1939)

Robert DE NIRO (1943)

Belinda CARLISLE (1958)

Everette HARP (1961)

Maria MCKEE (1964)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить