Tommy BOLIN  Whips And Roses II

История американского гитариста Томми Болина (Tommy Bolin) коротка, нелепа и трагична. В 1973 году молодой сессионный музыкант, успевший поработать с Альбертом Кингом, Джоном Ли Хукером и Билли...

История американского гитариста Томми Болина (Tommy Bolin) коротка, нелепа и трагична.
В 1973 году молодой сессионный музыкант, успевший поработать с Альбертом Кингом, Джоном Ли Хукером и Билли Кобэмом, пришел с в команду James Gang. Это была одна из ведущих американских хард-роковых групп того времени, а одним из предшественников Болина на посту гитариста там был небезызвестный Джо Уолш (Joe Walsh). С этим составом музыкант записал два весьма сильных альбома - "Bang" (1973) и "Miami" (1974). А в 1975 году Томми начал сольную карьеру, выпустив не менее сильный диск "Teaser", заглавную песню которого позже стали исполнять Motley Crue.
Американский хард-рок в ту пору решительно отличался от британского. Группы Grand Funk, Blue Ousters Cult и James Gang прокладывали дорогу к тяжелому звуку через джаз-рок и фанк, и свысока поглядывали на примитивистов-англичан с их тупыми унисонными ходами гитары и баса. Поэтому состоявшееся в том же году присоединение Болина к Deep Purple - шаг на первый взгляд странный. Впрочем, и на Британских островах хватало приверженцев "американской модели" развития хард-рока. Одним из них был Гленн Хьюз (Glenn Huges), в ту пору игравший в Deep Purple на басу. Возможно, Болин присоединился к группе не без его влияния.
Образовавшийся таким образом состав Deep Purple отличался прекрасным многоголосием, в то время, как в классическом составе бэк-вокалам значения не придавалось вовсе. К тому же группа изрядно прибавила в мелодизме композиций, а ритм-секция ее получила неплохую развязку. Увы, фанаты, привыкшие к старому стилю группы, как торчки - к дозе, приняли альбом "Come Taste The Band" (1975) в штыки. А на самого Болина в рядах группы начали косо поглядывать все, кроме Хьюза. Увы, вместо того, чтобы решать эти проблемы, Томми предпочел уходить от них, в результате чего и стал самым настоящим торчком. В результате в 1976 году Deep Purple развалились.
Болин вернулся в Штаты и некоторое время музицировал в компании Джеффа Бэка и Глена Хьюза. Увы, до записи совместного альбома этих монстров дело не дошло - 4 декабря 1976 года Болин скончался от передозировки. Надгробным памятником ему стал сольный альбом Хьюза "Play Me Out" (1977).
Как это часто бывает с музицирующими наркоманами, к настоящему моменту персона Томми Болина обросла разнообразными рок-н-ролльными мифами и легендами. В таких случаях из студийных архивов извлекается и пускается в продажу решительно все, вплоть до последнего чиха легенды. Серия сборников "Whips And Roses" - именно такой случай.
К розам здесь, безусловно можно отнести номера "The Grind" и "Sooner Or Later" - практически идеальные хард-роковые боевики, по какой-то нелепой случайности не дошедшие до публики в годы своего рождения на свет. А также психоделическую балладу "Lotus" с опережающей свое время регги-сердцевинкой, и инструментал "Jorney 2", после которого следует списать в утиль добрую половину позднейших изысков в области инструментального гитарного рока. К шипам - все остальное.
"Bagitblues Deluxe" - могучий пятнадцатиминутный поток музыкального сознания, настоящая энциклопедия классического американского хард-рока, на всю катушку использующего приемы из арсенала фанка и би-боп, а также обнаруживающего остаточное влияние калифорнийского психоделического рока. Чуть короче блюзовые джемы "Some People Call Me" и "Tommy Got Da Blues" с чудовищным звуком, неподвластным пересведению и ремастерингу. Еще приверженцев рок-гитары старой школы порадует изысканный джаз-роковый номер "Crazed Fandango", и экспериментальная запись "Spacey Noodles" - прихотливое плетение в разных направлениях гитарного звука, пропущенного через десяток приставок. Ни один современный цифровой процессор не поможет вам повторить этот трюк.
Этот сборник - привет из альтернативной реальности. Слушая его, мы находимся на развилке истории. Где-то в иной реальности тяжелый рифф не стал доминантой хард-роковой композиции и не вызвал к жизни квадратно-гнездовое уродство по имени хэви-метал. Джаз-рок - не отвернулся от рока вообще, и ни один самовлюбленный авангардист не загнал его в тот медвежий угол, где этот жанр пребывает здесь и сейчас. А претензии новой волны на регги оказались абсолютно несостоятельны... Да, интересный мог сложиться расклад, если бы техники тайного общества "Вечность" не снабжали Томми Болина героином...

29.01.2007, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Tommy BOLIN

Дата рождения:

1 января 1951