Юрий ШЕВЧУК  Съезд триумфаторов

Юрий Шевчук получил премию "Триумф", но не оставил ее себе. С ним остается успех "триумфальных" концертов.

В прямом смысле слова триумфальным получился первый визит Юрия Шевчука в столицу в новом, юбилейном для него, году (напомню, что в мае музыканту исполнится 50 лет). В первую очередь, потому что 22-го января он стал одним из главных героев 15-й церемонии награждения российской независимой премией поощрения высших достижений литературы и искусства "Триумф", проходившей по традиции в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Премия эта была учреждена Фондом "Триумф" в 1992 году по проекту писателя и драматурга Зои Богуславской и стала уникальным явлением отечественной культуры.

Надо сказать, что номинанты выдвигаются тайно каждым из членов жюри, и именно этим определяется независимость премии, а лауреаты определяются после детального обсуждения творчества каждого кандидата тайным голосованием при кворуме более половины состава жюри. Ну, а уж сомневаться в авторитетности этого жюри не приходится, ибо все эти люди уже внесли значительный вклад в отечественную культуру - режиссеры Вадим Абдрашитов и Сергей Бодров, писатели Василий Аксенов и Михаил Жванецкий, музыканты Юрий Башмет, Алексей Козлов и Владимир Спиваков, актеры Олег Табаков, Олег Меньшиков, Инна Чурикова и Алла Демидова, поэт Андрей Вознесенский, балетная пара Владимир Васильев и Екатерина Максимова и др. Председателем жюри этого года стал известный тележурналист, президент Академии Российского телевидения Владимир Познер. Путем жарких споров в этом году было принято решение о вручении четырех (а не пяти, как обычно) премий. В итоге, помимо поэта, композитора и певца Юрия Шевчука "триумфаторами" этого года стали уникальный композитор София Губайдулина, украинский актер театра и кино Богдан Ступка и режиссер, сценарист и продюсер Эльдар Рязанов. Каждый из новоявленнных лауреатов получил статуэтку "Золотой эльф", выполненную по эскизу Эрнста Неизвестного, значок лауреата, диплом и денежную премию в размере 50 тысяч долларов.

Между прочим, Юрий Шевчук стал всего лишь вторым после Бориса Гребенщикова рок-музыкантом, удостоенным высокого признания от лучших представителей творческих кругов (БГ был награжден "Триумфом" аж 10 лет назад - в 1997-м). "Я был очень удивлен и ошарашен, когда мне первая позвонила Марина Тимашева (журналист радио "Свобода", давний друг ЮЮ - прим.) и сказала: "Вот, Юрочка, ты премию получил..., - поведал музыкант. - Я шел, как всегда, на репетицию, моросил питерский дождик - и так задумался крепко, конечно... Я воспринимаю эту премию как поддержку именно нашему движению. Движению независимых ребят, коих сейчас много сидит по подвалам, по кухням, сочиняет гениальные песни, но которых нет на центральных каналах, ни на радио - нигде! Нет этих настоящих песен, рвущихся из души, из сердца, но мы их слышим. И вы их тоже можете услышать на этих кухнях и в подвалах, как во времена Советского Союза: что-то возвращается, что-то приходит - жизнь идет по кольцу. С другой стороны, я очень рад, и считаю, что эта премия - премия именно всем музыкантам, всем авторам, всем певцам, которых сейчас страна не знает, но которые работают и поют".

Впрочем, радость эту ему успели подпортить сразу же обвинениями в "продажности Березовскому", возглавляющему Попечительский совет Фонда "Триумф". Однако, музыкант с честью вышел из этой ситуации, сделав официальное заявление: "Любая награда, премия для меня - сложнейшее с точки зрения морали и этики событие... С одной стороны - это самая независимая и уважаемая среди интеллигенции премия. Интеллектуальная составляющая жюри очень высока. Эти люди много сделали для национальной культуры. Во времена, когда всё живое спускается в унитаз (рок-музыка, в частности), я оцениваю эту премию как дружескую поддержку старших братьев по перу, которые хлебают тоже не мало. С другой стороны - деньги Б. Березовского, которого я, по меньшей мере, не уважаю, и использовать их для личных нужд не имею никакого морального права. Но зачем добру пропадать? Пусть часть наворованного вернётся к людям. Деньги пойдут на благие нужды - больным детям, инвалидам, семьям погибших ветеранов и т.д.".

Об уникальности этого решения заявила в приветственном слове зрителям на следующий день автор проекта премии Зоя Богуславская, открывая концерт группы ДДТ в ЦДЛ, давший старт традиционному фестивалю искусств "Триумф": "У нас нет ни одного лауреата, который потратил бы премию на что-либо иное, кроме своего искусства! Юрий Шевчук для нас - сейчас принято говорить "культовая" - но я б сказала, это фигура знаковая, фигура времени. Это фигура человека, который живет с содранной кожей... Он подвергался не просто гонениям, а чуть ли не мишенью снайперской являлся! Он был и каким-то посланником-шпионом Ватикана, он изгонялся из собственного города, он менял профессии, он существовал в искусстве на таких ролях, на которых вообще человеческое существо иногда не может существовать! Но он все это выдержал: И не случайно он пожертвовал свою премию. Очень показательно, что Юрий Шевчук - после того, где он побывал, и того несчастья, тех бед, того произвола, с которыми он сталкивался в разных частях нашей родины - многоликой, своеобразной, многоконфессионной, многонациональной - захотел подаренное ему отдать другим..."

Сам же "триумфальный" (по статусу) концерт, проходивший в достаточно камерной, душевной и домашней обстановке Дома литераторов, явился своеобразной репетицией по-настоящему "триумфального" выступления ДДТ днем позже в клубе "Тень". Именно там открыла новый концертный сезон команда Feelee Management, переехавшая на новую площадку из безвременно почившей легендарной "Горбушки". В немалой степени, именно по причине старой дружбы и уважения к людям, работавшим еще год назад под руководством близкого друга Шевчука Александра Ларина, было нарушено негласное правило коллектива не выступать в клубах.

Впрочем, к концу концерта уже не особо думалось о нехватке места и каких-то технических и организационных мелочах, ибо публика, забившая зал до отказа, была все той же - "горбушкинской", причем рядом соседствовали и майки с изображением лидера ДДТ, и "чайфовские" банданы, и "алисовские" шарфы. Полное же фанатское единение было достигнуто, когда после достаточно большого количества новых или давно не исполнявшихся по причине "лиричности" песен, зазвучали мелодии из "глубокого детства" - "Не пинайте дохлую собаку", "Мальчики-мажоры", "Террорист", "Хиппаны"... Сама программа носила название "Песни (старые и новые)", что оправдалось в полной мере. Кроме того, она дала ясное представление о том, чего ждать от группы в праздничном для ее лидера сезоне - электронно-индустриальный "тяжеляк" временно отставлен в сторону, и нынешний стиль более напоминает сплав бард-рока с элементами шансона и джаза (привет Андрею Вадимычу и Оркестру креольского танго!) - именно таким будет новый альбом ДДТ, готовящийся сейчас в к выходу.

Кстати, вполне возможно, что часть новых песен из программы можно будет услышать на этом диске: "Новая жизнь", "Где мы летим...", "Я пил вчера у генерала ФСБ", "Песня о людях героических профессий", "Антонина обернулась", "Вокруг Китай", "Когда закончится нефть", "Цыганочка" (посвящение Высоцкому) и др.

Здесь я невольно возвращаюсь к началу статьи и к "Триумфу"... Пожалуй, во многом новый (старый?) стиль коллектива должен обрадовать Василия Аксенова, вручавшему премию Юрию Шевчуку в понедельник, поскольку вполне соответствует его пожеланию, высказанному музыканту: "Поменьше децибел и побольше свинга!" Ну, а пронаблюдав, как выложился артист за эти дни на сцене, лично мне бы хотелось присоединиться к словам в его адрес от другого "вручанта", Михаила Жванецкого: "Зная этот надрыв и отдачу, с которыми ты работаешь, у меня к тебе единственное пожелание - постарайся выжить, отдавая жизнь!" И впрямь, юбилей ведь еще не скоро!

29.01.2007, А-лена (ЗВУКИ РУ)