GRINDERMAN  Бес в ребро

Ник Кейв отряхнулся от сомнамбулического музыкального сна, собрал "новый" состав и вместе с ним осуществил выброс в атмосферу совершенно нового, свежего, откровенного, бескомпромиссного нойз-рока под названием Grinderman. Как это произошло и что из этого получилось - Звуки.Ru спрашивают у скрипача Уоррена Эллиса.

Ник Кейв (Nick Cave) - живая легенда. От легенд же не ждут творческих взрывов, им поклоняются за то, что они существуют. А напрасно не ждут, поскольку эти взрывы всё-таки происходят. Впрочем... тем неожиданнее становятся изменения, которым подвергается творческая личность кумира.
Не так давно мир взбудоражила новость: Ник Кейв отряхнулся от сомнамбулического музыкального сна, собрал "новый" состав и вместе с ним осуществил выброс в атмосферу совершенно нового, свежего, откровенного, бескомпромиссного нойз-рока под названием Grinderman - одноименным с названием группы. "Новый состав" пишем в кавычках, поскольку в фокусе зрения - старые бойцы: Уоррен Эллис (Warren Ellis), Мартин Кейси (Martyn Casey) и Джим Склавунос (Jim Sclavunos), проверенные не одним годом работы в The Bad Seeds.
Жесткие, почти табуированные тексты; не менее суровый саунд; клип с симптоматичным названием "No Pussy Blues" транслируется только онлайн - телевидение вряд ли с радостью возьмет в ротацию видео, в котором есть толстый намек на зоофилию. Седина в бороду, бес в ребро: к Нику Кейву сотоварищи пришло второе дыхание. Как это произошло и что из этого получилось - мы спрашиваем у скрипача Уоррена Эллиса.

Звуки.Ру: В чем был смысл создания Grinderman? Что мешало реализовать эти идеи в рамках The Bad Seeds?

Уоррeн Эллис Понимаете, разница состоит не столько в том, кто играет, сколько в том, как исполняется материал. Немаловажную роль играет и то, сколько, собственно, человек в команде - безусловно, характер исполнения, характер звука меняется, если уменьшается состав. Звучание квартета Grinderman, конечно же, будет отличаться от того, что играет комбо The Bad Seeds. Мы создали более открытый, более жесткий саунд. Ну, кроме всего прочего, не надо забывать о том, что последние два года мы работали в качестве инструментального бэнда на сольных концертах Ника - конечно же, захотелось чего-то нового.

Звуки.Ру: Конечно, это вопрос к Нику Кейву, но, может быть, вы знаете, что будет с The Bad Seeds?

Уоррeн Эллис: Знаю: Ник в данный момент как раз работает над материалом для нового альбома. В общем и целом, впрочем, надо признать, что группа функционирует уже не так, как прежде. У каждого есть свои собственные проекты, знаете ли. С другой стороны, не надо думать, что мы собрались в Grinderman потому, что разочаровались в The Bad Seeds. Так часто бывает: играешь с кем-нибудь, получаешь от этого удовольствие, а затем у кого-нибудь рождается идея, как из этого сформировать проект. В последнее время и я, и Ник Кейв много пишем, так сказать, "вовне" - саундтреки к фильмам, музыку для спектаклей... Много всякого и разного приходится делать, - я имею в виду, что и The Bad Seeds, и Grinderman - не единственные проекты. Играть, пробовать это делать в разных стилях; писать музыку - это то, что поддерживает в нас жизненную силу.

Звуки.Ру: А у вас не было идеи издать эти записи анонимно?

Уоррeн Эллис: Да, у нас была такая мысль - подписаться чужими именами и выпустить диск. Но рано или поздно люди бы узнали, кто за ним стоит в действительности, это во-первых, а во-вторых, слишком бы много денег ушло на промоушн и прочие составляющие системы продаж аудио. Мы решили отказаться от мистерий и просто выпустить диск. Вообще получился очень хороший проект. Я помню, как Ник сидел перед нами с кипой новеньких, только что написанных песен, как мы потом пошли в студию их записывать и долго искали нужные звуковые решения, и не знали, что в конечном итоге из этого выйдет...

Звуки.Ру: Что мы услышим на альбоме?

Уоррeн Эллис: Ну, альбом не очень большой, около сорока минут, на нем 11 песен, все они очень-очень разные, но преобладает все-таки жесткий, нервный, шумный саунд, как в "Get It On" или "No Pussy Blues". Много находок, много необычного - порой мы даже сами не отдавали себе отчет в том, что играли - в общем и целом, альбом по звуку непростой.

Звуки.Ру: Название группы, да и первой опубликованной композиции, напоминает о композиции Memphis Slim "Grinder Man Blues". Это случайность или указание на преемственность?

Уоррeн Эллис: Ну, я бы сказал, что это всё-таки случайность. Мы пятый день джемовали в студии, вырабатывая общий концепт и генерируя идеи, когда Ник как-то непроизвольно начал петь поверх инструментала - "Grinderman, Grinderman". Мне кажется, Ник, кроме всего прочего, слушал много из Джона Ли Хукера (John Lee Hooker), у которого тоже была песня под названием "Grinder Man". Нику, видимо, понравилось звучание этого слова. И я даже сомневаюсь, слышал ли Ник версию Memphis Slim... Так что мне кажется, что это совпадение. Вообще на этом альбоме было много такого, спонтанного. Мы много импровизировали.

Звуки.Ру: На странице группы упоминается, что песни Grinderman базируются на засэмплированном звуке мандолины, на которой исполняется мелодия 11-го века. Не кажется ли вам, что такие музыкальные изыски теряются в том музыкальном материале, который играет Grinderman? Рассчитываете ли вы на это, что это будет услышано другими или делаете для собственного удовлетворения?

Уоррeн Эллис: Ой, если честно, это мы пошутили! Мы писали этот пресс-релиз, пытаясь дать журналистам пищу для размышлений. Вернее, для развлечения - чтобы тексты не казались слишком уж скучными (смеётся).

Звуки.Ру: Можете себя поздравить: мы поддались на эту шутку!

Уоррeн Эллис: Ну да, да. Конечно же, мы всё это не всерьёз написали. На самом деле, это была мелодия 12-го века! (смеётся)

Звуки.Ру: Вы работали с очень разными музыкантами - и с Sonic Youth, и с Джоном Кейлом (John Cale), и с собственной группой - как вы определяете необходимую для себя степень свободы при работе с другими музыкантами?

Уоррeн Эллис: Ну, на самом деле я бы не сказал, что у меня огромный опыт сотрудничества с большим количеством музыкантов. Мои интересы все-таки концентрируются вокруг трех проектов, двух уже упомянутых и The Dirty Three. Я, конечно, участвовал в записи какого-то количества альбомов, но все это несколько отличается от живой работы в группе. Да, пожалуй, иногда действительно может показаться, что я такой универсальный музыкант, и эксперименты, конечно, мне совсем не чужды, но, на самом деле, я стараюсь сдерживать себя, не распыляться по многим проектам. Мне гораздо комфортнее играется, в каком-то привычном кругу, я люблю, когда рядом со мной немного людей - так лучше сосредоточиваешься.

Звуки.Ру: Тем не менее, даже если Вы играете в уже сформировавшемся составе, рано или поздно встает вопрос о том, насколько свободно Вы можете себя чувствовать в отношении разного рода экспериментов, в отношении выдвижения собственных идей и так далее. Часто ли Вы прислушиваетесь к мнению своих коллег? Как они воспринимают предлагаемые Вами решения?

Уоррeн Эллис: Вы знаете, я, главным образом, работаю с теми людьми, чье мнение для меня важно и дорого. Напомню, что я играю, в основном, в небольших составах, где ты можешь себе позволить намного больше, чем в, скажем, оркестре. В The Dirty Three я могу делать вообще всё, что захочу. С The Bad Seeds дело обстоит иначе: влиться в коллектив, найти там свое место - это нечто иное, чем создать свой собственный. Это даже иногда сложнее. Поэтому полную свободу я обретаю, заходя в студию и разрабатывая там исключительно свои идеи.

Звуки.Ру: Какой последний аргумент вы используете, когда вы не согласны с другими участниками группы?

Уоррeн Эллис: Ну, я бы сказал, что это вопрос доверия. Я, на самом деле, доверяю вкусу своих коллег и прислушиваюсь к тому, что они говорят. Если же я не согласен с тем, что мне предлагается, я скорее скажу об этом потом, когда будет сделана запись. Когда вся группа будет ее прослушивать, я и могу сделать замечание: вот здесь мы сыграли неудачно. У меня в этом случае будут, так сказать, вещественные доказательства своиx слов. А в целом я, конечно, уважаю мнение своих друзей и частенько пускаю всё на самотек - интуиция выведет. Приходится полагаться на инстинкт, причем не только на свой, как Вы понимаете. И, повторюсь, в процессе исполнения музыки, пока ты вовлечен в процесс и не можешь посмотреть на то, что делается, со стороны, трудно о чем-то адекватно судить, пока не сделана запись.

Звуки.Ру: Клип на No Pussy Blues снят как будто специально так, чтобы его не показывали по ТВ. Почему?

Уоррeн Эллис: Когда наш режиссер рассказывал нам об идее клипа, нам всем она жутко понравилась, и мы планировали, что видео будут крутить на молодежных каналах. Видите ли, песня-то действительно рассказывает о том, что на уме у многих, что многим не дает покоя. Почему люди бывают чересчур нервными. Эта тема многим близка. И клип вышел очень естественный, в нем есть элемент реальности, всё такое настоящее, ненаигранное. Да, я подозреваю, что не все каналы примут клип в ротацию, но что ж...

Звуки.Ру: Каким вы представляете себе идеального слушателя Grinderman? Он должен знать предыдущие альбомы Ника Кейва и Dirty Three или на неподготовленного слушателя вы произведете больший эффект?

Уоррeн Эллис: Мы все-таки ищем новую аудиторию. Да, Ник очень известен и, безусловно, будет определенная группа людей, которая заинтересуется новым проектом благодаря тому, что она в курсе того, что обычно делает Ник. Это вне сомнения. Но я также думаю, - и мою мысль подтверждает опыт с размещением треков и клипов на Myspace.Com, - что мы уже нашли и еще найдем новых слушателей, которые были прежде не знакомы с нашей музыкой.

26.01.2007, Татьяна БАЛАКИРСКАЯ (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.grinderman.com

Группа GRINDERMAN

Дата образования:

1 января 2006