ФЕСТИВАЛЬ  Jazz.Ru: теперь - на бумаге

Ежегодный, IX фестиваль в честь дня рождения Jazz.Ru собрал (даже с небольшим переаншлагом) зал Домжура. И вполне дал ответ на вопрос - что такое современный джаз в России и на что его любителям стоит рассчитывать.

Ежегодный, IX фестиваль в честь дня рождения сайта Jazz.Ru собрал, в отличие от прошлого года, полный (даже с небольшим переаншлагом) зал Домжура. В первом ряду, ощерившемся длиннофокусной оптикой, блестели седины корифеев отечественного джаза: Игоря Бриля, Алексея Козлова, Анатолия Кролла, где-то сзади мелькала голова Аркадия Шилклопера (нечастого нынче гостя в Москве) и физиономии практически всех московских журналистов, пишущих о джазе.
Объяснялось такое повышенное внимание просто: одновременно с очередным днем рождения портала Jazz.Ru его бессменный ведущий Кирилл Мошков со своими единомышленниками представляли заинтересованной публике первый номер одноименного бумажного журнала - первого и единственного специализированного издания, посвященного исключительно бывшей "музыке толстых" на русском языке за последние 15 лет. Подробнее о том, как главный редактор новорожденного журнала представляет себе его будущность и на что он рассчитывает, можно почитать в интервью Мошкова Polit.Ru. Впрочем, концерт уже сам по себе вполне давал ответ на вопрос - что такое, по мнению Jazz.ru, современный джаз в России и на что его любителям стоит рассчитывать.

Открывал программу ансамбль Алексея Чернакова - традиционный по составу квинтет с женским вокалом и лидирующим фортепиано, на котором играл сам бендлидер. О его игре говорить трудно, но необходимо. Потому что Алексей - настоящий вундеркинд. В свои 18 лет он совершенно лишен какого-либо мальчишества - его композиторская и фортепианная манера сдержана, каждая нота полна смысла. Когда бенд играет в полном составе - это "еще" более-менее традиционный джаз; но во время сольных фортепианных фрагментов понимаешь, что интересы Чернакова гораздо шире и глубже. Не случайно, предваряя выступления квинтета, Анатолий Кролл (в чем оркестре играет сейчас юный пианист) объявил о том, что Чернаков стал лауреатом молодежного "Триумфа".

Вторым выступало новосибирское трио "Седьмое небо" - вокалистка и клавишница Виктория Чековая, пианистка Елена Скоробогатова и кларнетистка Галина Беляева. Это был воистину "джаз по-русски"! Пожалуй даже по-сибирски. Жестко структурированная фортепианная основа и экспрессивные ритмичные пассажи виртуозного кларнета "подкладывалась" под экстатические фолк-роковые вокализы эффектной красавицы-вокалистки. По окончании сета "Седьмого неба" джазовые мэтры в первом ряду сдвинули головы и стали ими согласно кивать. Нетрудно догадаться, что именно они обсуждали - это эффектно и хорошо, с чувством, сыграно, но причем здесь джаз?

Сразу после перерыва (который был жизненно необходим - в зале ДомЖура сдохли кондиционеры) вопросов у мэтров, очевидно, не было: на сцену вышло прекрасно известное в джазовых кругах трио пианиста-импровизатора Андрея Разина "Второе приближение". Поскольку вокалистка трио Татьяна Комова выступает также в цыганском дуэте, а Игорь Иванушкин - один из самых профессиональных и универсальных контрабасистов России, музыка трио тоже полистилистична - от русского романса до авангарда; но она имеет четко выраженный джазовый фундамент. Это ясно показала заключительная, третья пьеса их сета - ритмичная и свинговая "Коломбина", встреченная залом на ура.

Но самые большие аплодисменты достались, как и положено на фестивале, завершающему его хедлайнеру. В этом качестве на этот раз выступил еще один новосибирский музыкант (как тут не вспомнить слова Ломоносова о том, что "богатство России Сибирью прирастать будет!") - пианист, композитор, блок-флейтист и незаурядный шоумен Роман Столяр. Его яркая сценическая манера, почти что балансирующая на грани музыкальной эксцентрики (недаром он выступал в клоунских клетчатых штанах!), к тому же сопровождаемая разными техническими кунштюками (от игры на "препарированном фортепиано" и мелодике до спускания в зал - демонстративно понаслаждаться собственными засэмплированными руладами) кажется некоторым пуристам профанацией идей музыкального авангарда вообще и фри-джаза в частности - но в невероятном обаянии буйногривому экспансивному и вдохновенному импровизатору не откажешь.

"Американский джаз и без меня есть кому привозить, - объяснял по окончании концерта Кирилл Мошков. - А я лучше такую музыку покажу". Это и есть Джаз.Ру? А почему бы и нет!

20.12.2006, Михаил ВИЗЕЛЬ (ЗВУКИ РУ)