CIRKUS  Цирк приехал

Концерт малоизвестной у нас группы Cirkus получился совершенно феерическим - и по музыке, и по качеству самого выступления, и по отдаче. Определенно, один из лучших в году.

Вокруг "Б1" в последнее время много шума - уже много кого туда перевозили, еще больше интересного намечается, но первым поводом туда сходить для меня стал концерт группы Cirkus - самой, кажется, малоизвестной из всего репертуара клуба. Причин пойти посмотреть на них было много. Во-первых, они играют настоящий трип-хоп, который на московских площадках удивительная редкость, а жаль - после того как жанр перестали считать музыкальной мессией, он преспокойно зажил своей интересной жизнью, начал меняться, развиваться и расти. Во-вторых, идеолог и лидер "цирка", Камерон Маквей (Cameron McVey), он же Booga Bear - отличный продюсер из тусовки Massive Attack. Ну и в-третьих, там поёт Нена Черри (Neneh Cherry).

В "Б1" мы пришли около девяти. Место, о котором я в последнее время слышал много плохого, оказалось вполне пристойным - напоминает Б2 (многоэтажная конструкция с балконом и высокой сценой), только раз в пять больше. Народу было как-то предельно мало - человек 30 сидело за столиками, плюс десяток фанатов ходили перед сценой и заинтересованно туда посматривали. Пожалуй, единственное, что в этом месте неприятно поражает - цены. Если "это клуб для богатых", то спрашивается - на фига он такой огромный? В реальности эта площадка - идеальное место для концертов на 1000-1500 человек, таких, на которые "Апельсин" и "Икра" маловаты, а малая арена "Лужников" велика. Там идеально бы смотрелись, скажем, Mogwai, те же Franz Ferdinand или Massive Attack. Для Cirkus, которых тут знают те самые 10 человек, вполне хватило бы "16 Тонн", но... выбирать не приходится.

Пока мы осматривали клуб, разогревочный сет играла Нина Кравец. Играла как всегда хорошо, на этот раз ушла в медленные поп-восьмидесятые - фанк, иногда хип-хоп, заторможенное диско, что-то околодабовое. Иногда было похоже на чилловые куски сетов Francois Kevorkian, иногда - на миксы питерского DJ Timofey.

В десять с небольшим начался сам концерт. На сцене оказалось аж шесть человек. Booga Bear с микрофоном, "маком", клавишами Novation и эффект-боксом Korg Kaoss Pad - по центру, вторая вокалистка по имени Lolita - слева за неизвестными клавишами, а справа - собственно госпожа Черри. Cзади - барабанщик, колотивший то в живую установку, то в электронный drumpad, басист и гитарист. Поначалу музыканты, конечно, были в шоке от такой посещаемости, но быстренько убедили всех, включая часть народа с балкона и столиков, подойти к сцене, и начали играть. Звук, конечно, был не прекрасный - в помещении таких размеров всё равно есть довольно сильное эхо и "эффект унитаза", хоть и в небольших количествах, имел место быть, да и вокал периодически терялся за шумом гитар, но в целом пристойно, ничего ухо не резало.

Главным действующим лицом, как и ожидалось, был Маквей. Дядька лет сорока пяти, чем-то напоминающий Лимонова, как оказалось, еще и отлично поёт вживую, а голос у него - один в один Энди Хорасом (Horace Andy). Первые треки очень напоминали Massive Attack образца "Blue Lines". Трипхоповый бит, глубокий бас, много скретчей, которые, как это ни удивительно, делал гитарист - слева от него была припрятана вертушка.
Нена Черри, которой уже стукнуло сорок, выглядит просто отлично, очень мило общается с публикой и хорошо поёт. Но в "цирке" она далеко не на первых ролях - солирует где-то в трети вещей, а в остальных подпевает. Вообще, в плане взаимодействия артистов с публикой, концерт получился просто великолепный - было ощущение такого приятного "междусобойчика", когда в паузах между треками начинается непринужденная болтовня с залом. Перед каждым треком Маквей поносил Джорджа Буша и Тони Блэра. "А эту песню я хочу посвятить..." (голос из зала) - "Джорджу Бушу?". - "Да! Какой сюрприз, правда?".

Песни через четыре аранжировки стали более роковыми, а солировать стала уже Черри. В таком варианте Cirkus напоминали как раз её сольные вещи. Но приятно удивляло то, что из тихих и почти акустических вещей Cirkus то и дело съезжал в мрачноватые "запилы" с шумными барабанами и перегруженными гитарами - чем-то это напоминало Portishead, но утяжеленный раз в десять. Одну из медленных вещей Маквей и Черри посвятили боссу лейбла Atlantic, который умер два дня назад.

С точки зрения зрелища и качества живого исполнения всё тоже было на высшем уровне. Каждый музыкант делал одновременно по несколько действий: вторая певица подыгрывала себе на клавишах с терменвокс-контроллером, гитарист скретчил пластинкой, а басист то и дело выдавал отличные соло на губной гармошке. То и дело музыканты вообще менялись инструментами - Черри начинала петь через kaoss pad, гитарист - играть на клавишах и т.д.

Под конец опять начался классический трип-хоп. Где-то через час с небольшим, Cirkus торжественно сыграли "Fools", попрощались и ушли, но толпа фанатов, которых под конец набралось уже около ста, подняла такой шум, что Booga Bear и компания быстро вернулись и исполнили на бис новую песню, а под самый конец - акустическую версию "Seven Seconds" (за Youssou n'Dour пел сам Камерон, причем по-английски), которой уже подпевал весь зал. В конце все шестеро взялись за руки и поклонились немногочисленной, но абсолютно счастливой публике.

В общем, получился совершенно феерический концерт - и по музыке, и по качеству самого выступления, и по отдаче. Определенно, один из лучших в году, я даже перестал переживать по поводу неприезда к нам Massive Attack.

18.12.2006, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)