СБОРНИК  Регг-тайм

Регги-сцена на просторах Великой, Малой и Белой по-прежнему существует и развивается. Куда делись почти все приличные басисты и барабанщики? В регги-группы. Только тех, кто сподобился что-то...

Регги-сцена на просторах Великой, Малой и Белой по-прежнему существует и развивается. Куда делись почти все приличные басисты и барабанщики? В регги-группы. Только тех, кто сподобился что-то записать и как-то о себе заявить - десятка три. Разумеется, состояние этой тусовки изменяется едва ли не ежедневно: большая часть регги-групп недолговечны, подобно пальмам в снегах. Сравнивая вышедшие с интервалом в год сборники "Реггей Восточных Славян" (2005) и "Регг-Тайм" (2006), можно подумать, что за этот год сцена обновилась полностью. Это, разумеется, не совсем так. Но смена приоритетов здесь происходит с удручающей быстротой. Кто, кроме торчащего за рамки любого стиля Карла Хламкина, выжил в памяти народной со времен выхода в 2001 году первых сборников из серии "Дети Солнца"?
В 2005 году дебютантам регги-сцены, командам Саранча и Плюм-Бум отсалютовал даже "Московский Комсомолец". И что же? Выступление Саранчи на площадке "Музыка Москва 2005" было откровенно скучным, и с тех пор про группу мало что слышно. Плюм-Бум в 2006 году поставили на "Регг-Тайм" полубалладу "Амстердам", элегантную до некоторой попсовости. При внешних признаках жанра это лишь типичный для наших дней радио-рок - чистенький, прозрачный и стерильный. Присутствующие на этом же сборнике Бобры, которые, заметим, на регги не специализируются, оказались более убедительны со своим "Павликом".
Одни имена вылетают из памяти моментально, другие - остаются в уме и в сердце надолго. Витебская группа Алмазный Фронт, представленная на сборнике "Реггей Восточных Славян" далеко не лучшими песнями "Братья По Разуму" и "Джо Любит Джа", выпустила свой альбом "Солнечный Свет" аж в 2004 году. Но их номера "Запрещенная" и "Баунти" до сих пор на слуху. А почему? Быть может, потому, что за внешним уровнем стеба, до которого охочи многие наши регги-музыканты, здесь проглядывает хоть какая-то осмысленность изложения. Нечто подобное сейчас делает Gonja - их песенка "Харе Рама" язвительна, остроумна, несет заряд критики прогнившего общества и позитивное послание лицам различных вероисповеданий.
Почему-то постоянно забывается тот факт, что класска регги - это зачастую весьма провокативные для общества песни-проповеди на религиозно-мистические и остро-социальные темы. Странно, но почему-то у восточных славян тематика песен по большей части невысоко поднимается над внутритусовочным уровнем. Причем бытовой реализм Авесты ("Джемима") ещё хотя бы чего-то стоит. А вот группы Porto Franco, Естественный Загар и Врачи из Алма-Аты напоминают советские ВИА - отлично играют, при этом чертовски похожи друг на друга, а поют, в сущности, ни о чем.
По счастью, есть на сцене и артисты, обладающие яркой индивидуальностью. Например, Хайле Туммс, балансирующие между регги и мистическими медитациями в духе Dead Can Dance, между гитарно-перкуссионной акустикой и атмосферно-электронными клавишами. Или Мистические Вибрации Корней, чей мюзик-холльный номер "Марш Назад, Гиппопотам" похож на песенку из какого-нибудь старого мультфильма.
Занятно, но за год отношение к восточно-славянскому регги в его электронно-танцевальной ипостаси несколько изменилось. Если в 2005 году трек Grizzlyboy "Dub For My Best Friend" мог быть помещен на сборник лишь в качестве бонуса, то год спустя номера Dub TV ("Река Любви Растафарай") и Muzungu ("Курить") присутствуют в основном содержании.
Усредненная форма, беззубое содержание многих песен и тенденция к постепенному превращению регги в музыку развлекательно-танцевальную - следствие самоорганизации регги-сцены. Каждый хочет выжить, и многие готовы принести в жертву выживанию сущность своей музыки. Как и сообщества металлистов, панков и стиляг, регги-сцена по большей части состоит из ребят, которым важнее всего вписаться в тусовку, всех порадовать, и никого не отпугнуть. Такие ребята делают гарантированные сборы в клубах во время тематических вечеринок. Но развитием жанра занимаются другие.

05.12.2006, Арсений ДМИТРИЕВ (ЗВУКИ РУ)