Roy WOOD  Рок из Бирмингема: Рой Вуд. Часть 2. Метаморфозы чародея.

Неожиданно выйдя из состава Electric Light Orchestra, выдающийся рок-шизоид начал строительство очередной Вавилонской башни. Читайте продолжение рассказа о Рое Вуде, искателе музыкальных приключений из Бирмингема.

Итак, весной 1972 года Рой Вуд (Roy Wood) неожиданно вышел из состава Electric Light Orchestra. Его новое увлечение, американизированная соул-музыка с массой духовых инструментов, плохо сочеталось с начатыми новой группой разработками в области "струнного" симфо-рока. Восстановив контакт с Риком Прайсом, коллегой времен The Move, позвав за собой из ELO виолончелиста Хьюго МакДауэлла, и пообещав Биллу Ханту большую, нежели в ELO свободу в игре на духовых инструментах, выдающийся рок-шизоид начал строительство очередной Вавилонской башни.

Новая группа Вуда, названная Wizzard, развила бурную деятельность, и уже в ноябре 1972 года радовала слух новым хитом "See My Baby Jive". Старые чудачества Роя были вскоре были забыты. Теперь все внимание публики занимала не столько мощная духовая секция Wizzard, сколько прическа Вуда в стиле "афро" и его же сценические костюмы, которым позавидовал бы и сам Джордж Клинтон. Удачно дополнял картину Рик Прайс, раскатывающий по сцене с бас-гитарой наперевес на роликах и с ангельскими крылышками за спиной. Написанная в том же году в стиле "старых" The Move песенка "Nancy Sing Me A Song" закрепила успех нового состава. А чуть позже группа разродилась навороченным джаз-арт-роковым номером "The Thing Is This", который заинтересовал и продвинутых меломанов. Если сейчас, слушая Spock's Beard или Flower Kings, вы смутно подозреваете, что это - лишь бледные копии какого-то затерянного в глубине времен оригинала, то вы недалеки от истины. По сути весь сегодняшний "неопрогрессив" из конюшни "InsideOut" - вторичен по отношению к этому номеру.

Ничто, однако, не вечно. Постепенно первый ажиотаж вокруг Wizzard сошел на нет. Уже к 1974 году МакДауэлл вернулся в ELO. Позже группа Вуда была переименована в Wizzo Band, и просуществовала под этим названием до 1977 года.
Вуд продолжал экспериментировать со стилем соул и духовыми инструментами, записывать песни в стиле псевдо-стакс вроде "Look Through The Eyes Of A Fool", и в какой-то момент практически переквалифицировался из гитариста в саксофониста. Самыми необычными его сочинениями того периода можно считать авангардно-джазовую пьесу "Music To Commit Suicide By" и диковинный полу-свинг, полу-фанк "Mustard". Правда, справедливости ради следует отметить, что спутать опусы Вуда вроде "The Stroll" или "Dancing At The Raibow's End" с настоящими, "черными" соул и фанком вряд ли возможно. Чего-то им для достижения состояния полной полной иденитчности явно не хватало, а вот чего - поди пойми...

В 1974 - 1975 годах музыканта неожиданно увлекло звучание волынки. Репертуар Wizzo Band пополнился причудливыми плясовыми "Going Down The Road" и "Bengal Jig". В последнем номере компанию духовой секции и волынкам составил еще и ситар. Увы, основной упор Рой делал на раскрутку симпатичных, но легковесных бабл-гам-шлягеров вроде "Forever" или "Oh What A Shame". И в конце концов настал момент, когда в стремительно менявшемся поп-культурном ландшафте этим незатейливым песенкам, как совершеннейшему анахронизму, просто не осталось места.

К концу десятилетия Wizzo Band закономерно приобрели некоторый крен в диско. К сожалению этот стиль в их исполнении не смог подняться на ту же высоту, что и у друзей-соперников из ELO. Тем не менее пьесы "Strider" и "Saxmaniacs" интересны уже тем, что используют ритмику диско в качестве платформы для фри-джазовых экспериментов. А "Waiting At This Door" с ее запутанной аранжировкой, перекошенными гармониями, резкими соло саксофонов и гитар и приторно-сладкими подпевками так вообще предвосхищает многие из работ пурпурного карлика Prince.
Следует заметить, что здесь поиски Вуда неожиданно оказались близки экспериментам былого соратника Джеффа Линна, который в то же самое время сумел удачно адаптировать диско под нужды симфо-рока. Но теперь роли поменялись. И опусы Джеффа все чаще попадали в хит-парады, в то время как не менее интересные работы Роя получали хорошую критику, но по большей части игнорировались широкими слоями публики.

В начале 80-х годов Рой собрал новый проект под названием Helicopters, с которым исполнял материал в духе новой волны. В песнях вроде "Givin' Your Heart Away" еще чувствовалось остаточное влияние стиля соул, но в целом это был такой же электропоп, как и великая и ужасная "I Just Called To Say I Love You" Стиви Уандера. Эта группа просуществовала всего пару лет и особых следов в истории рок-музыки не оставила.

О подробностях сольной карьеры Вуда, начавшейся в 1982 году, вам не расскажет ни одна отечественная рок-энциклопедия. Впрочем, если очень долго и упорно искать, можно найти в каком-нибудь специализированном рок-магазине сборник "Exotic Mixture", дающий более-менее сносное представление об этом периоде в жизни музыканта. И, по-крайней мере, боевик "Moonriser" уж точно не пройдет мимо вашего внимания. Совершенно неожиданно Вуд вторгся тогда на территорию попсового хард-рока. И, что еще неожиданней, добился на ней несколько лучших результатов, нежели даже Kiss с "Creatures Of The Night" и "Lick It Up".
Кроме того, в начале 80-х Вуд поддался моде на исполнение рок-н-роллов 50-х в "диетических" танцевальных версиях. Собранный им и Филом Лайноттом (Phil Lynott) из Thin Lizzy на басу в 1983 году проект Rockers записал единственный EP - попури из песен Чака Берри и Джерри Ли Льюиса.

Последний альбом Роя Вуда "Starting Up" датирован 1985 годом. Сказать о нем что-нибудь определенное трудно. Музыкант много заигрывал здесь с новой волной и электропопом, и его песни местами просто обезображены характерными для того времени звуками примитивных цифровых клавиш и электронных барабанов. Совладать с капризным и скоропортящимся саундом 80-х Вуду, в отличие от друга-соперника Джеффа Линна, по большому счету, так и не удалось. И только композицию "Raining In The City" можно дослушать до конца, не отвлекаясь на безобразное звуковое решение.
Примерно в то же время Вуд и Линн вновь попробовали работать вдвоем. Ничего стоящего из этого почему-то не вышло. Это особенно странно, если учесть, что с конца 70-х оба двигались параллельными курсами, занимаясь адаптацией сперва диско, а потом и новой волны под нужды серьезного рока.

В 1987 году Вуд выпустил сингл "One-Two-Three", на котором "новая волна" в его исполнении наконец-то зазвучала убедительно. Увы, к тому моменту Дэвид Боуи делал примерно то же самое, только намного лучше.

С тех пор Рой Вуд молчит (несколько концертов в начале 90-х - не в счет). Но уж лучше такое молчание, чем имитация бурной деятельности Бевом Бивеном, его бывшим подельцем со времен The Move и ELO, чья трибьют-группа ELO part 2 с удручающей регулярностью наведывается в последнее время в Москву за легкими клубными деньгами...

28.11.2006, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Roy WOOD - свежие публикации:

  • Анализ - Рок из Бирмингема. Часть 1. Движение к электрическому свету., 28.11.2006
    Индустриальный английский город Бирмингем - настоящая кузница Большого Рока. Но не меньше его роль в становлении британского симфо-бита. Хотя бы потому, что одним из столпов этого благородного жанра, чьей бледной тенью является сейчас брит-поп, был и остается уроженец Бирмингема Рой Вуд »»

Roy WOOD

Дата рождения:

8 ноября 1946