Roy WOOD  Рок из Бирмингема. Часть 1. Движение к электрическому свету.

Индустриальный английский город Бирмингем - настоящая кузница Большого Рока. Но не меньше его роль в становлении британского симфо-бита. Хотя бы потому, что одним из столпов этого благородного жанра, чьей бледной тенью является сейчас брит-поп, был и остается уроженец Бирмингема Рой Вуд

Индустриальный английский город Бирмингем - настоящая кузница Большого Рока. В бирмингемских рок-клубах делали свои первые музыкальные шаги Роберт Плант и Джон Бонэм, которым позже предстояло прославиться на весь мир в составе Led Zeppelin. Бирмингем подарил тяжелому року Black Sabbath и Judas Priest. Несколько меньше известна роль этого города в становлении британского симфо-бита. Это, разумеется, совершенно не означает, что она действительно столь мала. Хотя бы потому, что одним из столпов этого благородного жанра, чьей бледной тенью является сейчас брит-поп, был и остается уроженец Бирмингема Рой Вуд (Roy Wood, родился 8 ноября 1946 года).

Карьера Вуда началась в 1964 году в составе команды Mike Sheridan & The Nightriders. Оттуда Рой ушёл в 1966 году, создав собственный, при жизни недооцененный, а сейчас легендарный, состав The Move. В The Nightriders его заменил некий Джефф Линн (Jeffrey Lynne) из группы The Chads.

Поначалу The Move исполняли стандартный для тех времен биг-бит ("I Can Hear The Grass Grow"). Но вскоре группа занялась психоделическими экспериментами на базе несколько утрированного рок-н-ролла и англо-ирландского фолка. На сцене музыканты нередко откалывали экстравагантные номера вроде крушения топорами старых телевизоров. А сам Вуд, помимо пения и игры на гитаре периодически брался за любой инструмент, из которого мог извлечь хотя бы пару связных нот - если они украшали аранжировку. Например, в песне "Curly" он исполняет партии двух блок-флейт, причем на одном дыхании. Менеджер группы Тони Секунда (Tony Secunda), впроследствии воспетый Марком Боланом в "Telegram Sam", всячески поддерживал экстравагантные выходки подопечных. Одна из заказанных им концертных афиш группы включала изображение Гарольда Уилсона, тогдашнего премьер-министра Британской Империи, моющегося в душе.

В 1967 году Вуд сочинил для Idle Race, новой группы Джеффа Линна, песню "(Here We Go Round) The Lemon Tree". Увы, его лейбл заставил его выпустить этот номер в составе The Move, и Idle Race отказались записывать песню по второму разу. Однако год спустя Джефф Линн помог Вуду в сочинении и записи песни The Move "Blackberry Way", поднявшийся на первое место в британском хит-параде. К сожалению, это был самый яркий эпизод в карьере группы. В пору активной деятельности The Move находились где-то во втором эшелоне британского бита. Да и сейчас - слыша в очередной раз где-нибудь на волнах "Ретро FM" вступление к "Don't Play Your Rock'N'Roll To Me" Smokie, многие ли понимают, что это лишь цитата из "Tonight" The Move? Музыкальными причинами это вряд ли может быть объяснено - если бы лишь качество музыки определяло успех группы, каким-нибудь The Kinks местя на страницах рок-энциклопедий не было бы вообще. Однако The Kinks имеются в каждой энциклопедии в качестве легенд рока, а The Move - лишь в каждой третьей, да к тому же на правах "еще одних из..." Но это - обычная история. Можно даже сказать, что The Move еще повезло: их земляков, соратников и духовных побратимов Idle Race успех вообще обошел стороной. А ведь с музыкальной точки зрения коллектив был как минимум, равновелик команде Вуда.

В 1968 году Вуд позвал продолжающего прозябать в Idle Race Джеффа Линна в The Move - на место выбывшего гитариста Тревора Бартона. Однако Линн отказался. Именно в сокращенном до квартета составе The Move записали такие свои шлягеры, как "Flowers Flowers In The Rain" и "Fire Brigade". Кстати, с характерными манерой пения и внешним видом Вуда того периода связана одна забавная загадка. Похоже, знакомый нам всем образ Михаила Боярского (кстати, большого поклонника рока 60-х) в свое время сформировался не без оглядки на британского музыканта.

В начале 1970 года в состав The Move, потерявший ещё и вокалиста Карла Уэйна вошел-таки Джефф Линн, так и не сумевший заявить о себе с Idle Race. Почему первые десять лет карьера этого талантливого музыканта хромала на обе ноги и с хрипом дышала на ладан - история отдельная. Интересно, что два последних релиза The Move - "Looking On" вышедший в конце ноября 1970 года, и "Message From The Country" (1971) не имели большого успеха в хит-парадах, словно бы неудача продолжала преследовать Джеффа и на новом месте работы. Тем не менее, эти диски - едва ли не самые интересные из всех работ The Move.
"Looking On" наметил довольно интересную, и до сих пор никем, кроме Cheap Trick и отчасти Uriah Heep не хоженную по настоящему дорогу в хард-рок - не через привычный блюз, а через биг-бит. А отвязно-водевильный "Message From The Country", на котором басиста Рика Прайса (Rick Price) сменил Дэнни Корделл (Denny Cordell), не зазорно и поставить в один ряд с битловским "белым альбомом" 1968 года. В абсурдной "I Wasn't My Idea To Dance" верный себе Вуд сыграл, мягко говоря, странное соло на гобое продолжительностью минут в пять. В "Ben Crawley Steel Company" он довел до абсурда все штампы кантри-музыки, которые только смог вспомнить. А в финальной "My Marge" - на пару с Линном не по-джентльменски поглумился над славными традициями британского мюзик-холла. Cправедливости ради следует отметить, что у Beatles в "You Know My Name" это получилось несколько веселее. Но, так то Beatles...
Не в последнюю очередь этот альбом интересен выпуклыми, упругими, подчас просто безумными басовыми партиями Дэнни Корделла. К сожалению, ничего столь же запоминающегося, как музыкант, Корделл более не создал. Основной его работой была продюсерская. Еще до пересечения с The Move он успел поработать с Tyrannosaurus Rex. Позже он переключился на продюсерскую работу, открыв помимо всего прочего, в 1991 году ирландскую команду Cranberries. В 1995 году Дэнни Корделл скончался.

Скромный успех последних двух альбомов не задел самолюбия музыкантов. Тем более, что альбомы эти, были, по сути, записаны во исполнение старого контракта. К этому моменту Вуд и Линн уже вовсю работали над концепцией "рок-оркестра". Параллельно с легковесным "Message From The Country" шла запись экспериментальных номеров "10538 Overture" и "The Battle At The Marston Moore". Ни Прайс, ни Корделл в записи этих странных номеров участвовать не захотели, а барабанщик Бив Бивен (Bev Bevan) только диву давался, глядя на то, как его коллеги проводят время после окончания базовой записи. Линн, намертво приросший к пульту, и Вуд, накладывающий на "болванку" очередной струнный пассаж при посредстве дешевой виолончели китайского производства - неизменность этой картины могла вывести из терпения кого угодно.

Работа над первым альбомом проекта, получившего название Electric Light Orchestra, затянулась надолго. Диск вышел лишь в конце 1971 года. Сингл с песней "10538 Overture" попал в рождественскую "десятку". Сам же альбом - очередной парадокс! - собрал букет восторженных критических отзывов, и благополучно сгинул где-то на задворках хит-парадов. При этом в американских "списках" диск обретался хотя и на 196 месте, но несколько дольше - да к тому же, безо всякой раскрутки! Безымянный на родине, альбом вышел в Штатах под названием "No Answer" - и все потому, что секретарша не смогла в пятницу вечером дозвониться через океан до офиса "Harvest", о чем честно уведомила начальство в записке.
Собрать концертный состав ELO оказалось еще сложнее. Традиций привлекать музыкантов с классическими инструментами в постоянный состав рок-групп тогда не было. Кто сейчас вспомнит британскую Nirvana конца 60-х? Участвовавшего в записи валторниста Билла Ханта (Bill Hunt) вскоре дополнил виолончелист Хьюго МакДауэлл (Hugh McDowell). Первые концерты по воспоминаниям очевидцев, отличало ужасное звучание - никто толком не знал, как следует микшировать концертный звук, да и технологии озвучки струнных и духовых в начале 70-х были далеки от совершенства. В конечном счете именно многострадальному первому составу ELO следует сказать "спасибо" за производящиеся сейчас электроскрипки и электровиолончели, а также за дешевые универсальные пьезодатчики. Без их поисков в этой области производители музыкальных инструментов раскачивались бы на нечто подобное гораздо дольше.

Как назло, именно в момент старта ELO у британской публики проснулся запоздалый интерес к творчеству The Move, которые формально продолжали существовать, и даже выпускать синглы. Песенки "Tonight" и "Do Ya" украшали хит-парады. А с идиотским рок-н-роллом "California Man" затыкавшем контрактную дыру, но неожиданно попавшем в "списки" на 7 место, старая-новая группа даже была приглашена 3 мая 1972 года выступать в телепередаче "Top Of The Pops" - честь, которой "10538 Overture" почему-то удостоена не была. В конце того же месяца у Вуда сдали нервы, и он покинул состав ELO. К тому же теперь его новым увлечением был стиль соул. А с возраставшей тягой Линна к невесомым струнным аранжировкам а-ля Моцарт это увлечение сочеталось из рук вон плохо...

продолжение следует

28.11.2006, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Roy WOOD

Дата рождения:

8 ноября 1946