Roy WOOD  Рок из Бирмингема. Часть 1. Движение к электрическому свету.

Индустриальный английский город Бирмингем - настоящая кузница Большого Рока. Но не меньше его роль в становлении британского симфо-бита. Хотя бы потому, что одним из столпов этого благородного жанра, чьей бледной тенью является сейчас брит-поп, был и остается уроженец Бирмингема Рой Вуд

Индустриальный английский город Бирмингем - настоящая кузница Большого Рока. В бирмингемских рок-клубах делали свои первые музыкальные шаги Роберт Плант и Джон Бонэм, которым позже предстояло прославиться на весь мир в составе Led Zeppelin. Бирмингем подарил тяжелому року Black Sabbath и Judas Priest. Несколько меньше известна роль этого города в становлении британского симфо-бита. Это, разумеется, совершенно не означает, что она действительно столь мала. Хотя бы потому, что одним из столпов этого благородного жанра, чьей бледной тенью является сейчас брит-поп, был и остается уроженец Бирмингема Рой Вуд (Roy Wood, родился 8 ноября 1946 года).

Карьера Вуда началась в 1964 году в составе команды Mike Sheridan & The Nightriders. Оттуда Рой ушёл в 1966 году, создав собственный, при жизни недооцененный, а сейчас легендарный, состав The Move. В The Nightriders его заменил некий Джефф Линн (Jeffrey Lynne) из группы The Chads.

Поначалу The Move исполняли стандартный для тех времен биг-бит ("I Can Hear The Grass Grow"). Но вскоре группа занялась психоделическими экспериментами на базе несколько утрированного рок-н-ролла и англо-ирландского фолка. На сцене музыканты нередко откалывали экстравагантные номера вроде крушения топорами старых телевизоров. А сам Вуд, помимо пения и игры на гитаре периодически брался за любой инструмент, из которого мог извлечь хотя бы пару связных нот - если они украшали аранжировку. Например, в песне "Curly" он исполняет партии двух блок-флейт, причем на одном дыхании. Менеджер группы Тони Секунда (Tony Secunda), впроследствии воспетый Марком Боланом в "Telegram Sam", всячески поддерживал экстравагантные выходки подопечных. Одна из заказанных им концертных афиш группы включала изображение Гарольда Уилсона, тогдашнего премьер-министра Британской Империи, моющегося в душе.

В 1967 году Вуд сочинил для Idle Race, новой группы Джеффа Линна, песню "(Here We Go Round) The Lemon Tree". Увы, его лейбл заставил его выпустить этот номер в составе The Move, и Idle Race отказались записывать песню по второму разу. Однако год спустя Джефф Линн помог Вуду в сочинении и записи песни The Move "Blackberry Way", поднявшийся на первое место в британском хит-параде. К сожалению, это был самый яркий эпизод в карьере группы. В пору активной деятельности The Move находились где-то во втором эшелоне британского бита. Да и сейчас - слыша в очередной раз где-нибудь на волнах "Ретро FM" вступление к "Don't Play Your Rock'N'Roll To Me" Smokie, многие ли понимают, что это лишь цитата из "Tonight" The Move? Музыкальными причинами это вряд ли может быть объяснено - если бы лишь качество музыки определяло успех группы, каким-нибудь The Kinks местя на страницах рок-энциклопедий не было бы вообще. Однако The Kinks имеются в каждой энциклопедии в качестве легенд рока, а The Move - лишь в каждой третьей, да к тому же на правах "еще одних из..." Но это - обычная история. Можно даже сказать, что The Move еще повезло: их земляков, соратников и духовных побратимов Idle Race успех вообще обошел стороной. А ведь с музыкальной точки зрения коллектив был как минимум, равновелик команде Вуда.

В 1968 году Вуд позвал продолжающего прозябать в Idle Race Джеффа Линна в The Move - на место выбывшего гитариста Тревора Бартона. Однако Линн отказался. Именно в сокращенном до квартета составе The Move записали такие свои шлягеры, как "Flowers Flowers In The Rain" и "Fire Brigade". Кстати, с характерными манерой пения и внешним видом Вуда того периода связана одна забавная загадка. Похоже, знакомый нам всем образ Михаила Боярского (кстати, большого поклонника рока 60-х) в свое время сформировался не без оглядки на британского музыканта.

В начале 1970 года в состав The Move, потерявший ещё и вокалиста Карла Уэйна вошел-таки Джефф Линн, так и не сумевший заявить о себе с Idle Race. Почему первые десять лет карьера этого талантливого музыканта хромала на обе ноги и с хрипом дышала на ладан - история отдельная. Интересно, что два последних релиза The Move - "Looking On" вышедший в конце ноября 1970 года, и "Message From The Country" (1971) не имели большого успеха в хит-парадах, словно бы неудача продолжала преследовать Джеффа и на новом месте работы. Тем не менее, эти диски - едва ли не самые интересные из всех работ The Move.
"Looking On" наметил довольно интересную, и до сих пор никем, кроме Cheap Trick и отчасти Uriah Heep не хоженную по настоящему дорогу в хард-рок - не через привычный блюз, а через биг-бит. А отвязно-водевильный "Message From The Country", на котором басиста Рика Прайса (Rick Price) сменил Дэнни Корделл (Denny Cordell), не зазорно и поставить в один ряд с битловским "белым альбомом" 1968 года. В абсурдной "I Wasn't My Idea To Dance" верный себе Вуд сыграл, мягко говоря, странное соло на гобое продолжительностью минут в пять. В "Ben Crawley Steel Company" он довел до абсурда все штампы кантри-музыки, которые только смог вспомнить. А в финальной "My Marge" - на пару с Линном не по-джентльменски поглумился над славными традициями британского мюзик-холла. Cправедливости ради следует отметить, что у Beatles в "You Know My Name" это получилось несколько веселее. Но, так то Beatles...
Не в последнюю очередь этот альбом интересен выпуклыми, упругими, подчас просто безумными басовыми партиями Дэнни Корделла. К сожалению, ничего столь же запоминающегося, как музыкант, Корделл более не создал. Основной его работой была продюсерская. Еще до пересечения с The Move он успел поработать с Tyrannosaurus Rex. Позже он переключился на продюсерскую работу, открыв помимо всего прочего, в 1991 году ирландскую команду Cranberries. В 1995 году Дэнни Корделл скончался.

Скромный успех последних двух альбомов не задел самолюбия музыкантов. Тем более, что альбомы эти, были, по сути, записаны во исполнение старого контракта. К этому моменту Вуд и Линн уже вовсю работали над концепцией "рок-оркестра". Параллельно с легковесным "Message From The Country" шла запись экспериментальных номеров "10538 Overture" и "The Battle At The Marston Moore". Ни Прайс, ни Корделл в записи этих странных номеров участвовать не захотели, а барабанщик Бив Бивен (Bev Bevan) только диву давался, глядя на то, как его коллеги проводят время после окончания базовой записи. Линн, намертво приросший к пульту, и Вуд, накладывающий на "болванку" очередной струнный пассаж при посредстве дешевой виолончели китайского производства - неизменность этой картины могла вывести из терпения кого угодно.

Работа над первым альбомом проекта, получившего название Electric Light Orchestra, затянулась надолго. Диск вышел лишь в конце 1971 года. Сингл с песней "10538 Overture" попал в рождественскую "десятку". Сам же альбом - очередной парадокс! - собрал букет восторженных критических отзывов, и благополучно сгинул где-то на задворках хит-парадов. При этом в американских "списках" диск обретался хотя и на 196 месте, но несколько дольше - да к тому же, безо всякой раскрутки! Безымянный на родине, альбом вышел в Штатах под названием "No Answer" - и все потому, что секретарша не смогла в пятницу вечером дозвониться через океан до офиса "Harvest", о чем честно уведомила начальство в записке.
Собрать концертный состав ELO оказалось еще сложнее. Традиций привлекать музыкантов с классическими инструментами в постоянный состав рок-групп тогда не было. Кто сейчас вспомнит британскую Nirvana конца 60-х? Участвовавшего в записи валторниста Билла Ханта (Bill Hunt) вскоре дополнил виолончелист Хьюго МакДауэлл (Hugh McDowell). Первые концерты по воспоминаниям очевидцев, отличало ужасное звучание - никто толком не знал, как следует микшировать концертный звук, да и технологии озвучки струнных и духовых в начале 70-х были далеки от совершенства. В конечном счете именно многострадальному первому составу ELO следует сказать "спасибо" за производящиеся сейчас электроскрипки и электровиолончели, а также за дешевые универсальные пьезодатчики. Без их поисков в этой области производители музыкальных инструментов раскачивались бы на нечто подобное гораздо дольше.

Как назло, именно в момент старта ELO у британской публики проснулся запоздалый интерес к творчеству The Move, которые формально продолжали существовать, и даже выпускать синглы. Песенки "Tonight" и "Do Ya" украшали хит-парады. А с идиотским рок-н-роллом "California Man" затыкавшем контрактную дыру, но неожиданно попавшем в "списки" на 7 место, старая-новая группа даже была приглашена 3 мая 1972 года выступать в телепередаче "Top Of The Pops" - честь, которой "10538 Overture" почему-то удостоена не была. В конце того же месяца у Вуда сдали нервы, и он покинул состав ELO. К тому же теперь его новым увлечением был стиль соул. А с возраставшей тягой Линна к невесомым струнным аранжировкам а-ля Моцарт это увлечение сочеталось из рук вон плохо...

продолжение следует

28.11.2006, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Roy WOOD - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

Божественный панк – GREEN DAY Green Day выпустят Best Of c полного одобрения Господа бога. »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

20:00 – Stadium – Iggy POP Iggy POP »»

20:00 – Stadium – Iggy POP Iggy POP »»

Хроника19/10

1985 – Впервые вершину американского хит-парада покорили музыканты из Норвегии. Историческую победу одержал коллектив A-HA c композицией "Take on me"  »»

1991 – В маленьком клубе в Манчестере состоялось первое публичное выступление группы Oasis  »»

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить