КРЕМАТОРИЙ  Пройдя до половины

Скоро состоится праздничное заседание Всемирного Общества Друзей Кремации и Армреслинга, посвященное 23-й годовщине любимой ими группы Крематорий. Случайно (или нет?) совпало, что в этот же день родился и лидер группы Армен Григорян. И совершенно не случайно он дал интервью Звукам.Ru

24-го ноября в клубе "Точка" состоится праздничное заседание Всемирного Общества Друзей Кремации и Армреслинга, посвященное 23-й годовщине любимой ими группы Крематорий. Случайно (или нет?) совпало, что в этот же день родился и лидер группы Армен Григорян, причем именно в нынешнем году продолжительность его творческого пути составила ровно половину пути жизненного. Впрочем, разговор наш, проходивший не так давно в зале ожидания Ленинградского вокзала в ожидании отъезда на празднование дня рождения группы в Питере (в рамках 25-летия тамошнего рок-клуба) был все-таки, по большей части, не о датах и числах.

Армен Григорян: Я сейчас даже не хочу думать о цифрах, потому что это уже не так важно. Просто есть традиции справлять какие-то даты, но я не думал вообще, что это продлится так долго...

Звуки.Ru - То есть можно "завязывать"?

Армен Григорян: Да я, собственно, и завязал - с 2002-го года ничего нового у Крематория не выходит, и это было сделано сознательно. Зачем делать то, что уже было сделано, зачем писать песни под названием "..." N 3, 4, 5 и т. д.? Понимаешь, то, что у нас в свое время получилось найти силы и мужество молчать некоторое время, привело к очень хорошим результатам. Крематорий же никогда не выпускал альбомы слишком часто - всего-то 14-15 номерных за 23 года. Я считаю, что это молчание и созерцание - мы объездили 99 городов в прошлом году и в этом тоже достаточно много - это очень важно для того, чтобы накопить в себе какие-то эмоции, накопить какую-то потенциальную энергию, а не заниматься писанием книги - только одну закончил и тут же другую начал. Прежде чем начинать что-то, нужно накопить материал и представлять себе, каким он будет.
Мне очень понравилось, что удалось сохранить коллектив, к тому же, мы наблюдаем сейчас омоложение публики на концертах практически во всех городах - видимо, из-за того, что фундаментально Крематорий был все-таки достаточно силен. Везде очень много людей приходит, и, варьируя программы, мы можем играть примерно 60-70 песен. Эта колесная жизнь мне очень нравилась до последнего времени - правда, сейчас я уже устал немножко (улыбается). Но зато из этого вышло полное понимание того, что есть песни не только песни для проекта Третий ангел, который сейчас записывает новый диск, но и для Крематория. Нужно просто найти время закончить эту гастрольную жизнь, прекратить гонять на лошадке, "закусив удила", просто сесть в студию и все это записать. Думаю, что это время, слава Богу, пошло еще и на изменение взглядов на музыку, на средства выражения самого звука, на подход к аранжировкам: Самая главная задача Крематория с будущем - сохраняя стиль, основное "древо", попробовать все-таки сделать звук с учетом новых технологий 21-го века. Мы не хотим, по большому счету, оставаться группой конца 20-го века - почему-то хочется еще что-то сделать. Потенциально мы можем это сделать, но для этого и нужен был этот перерыв - для меня он был просто необходим!

Звуки.Ru - Но ведь именно в поисках нового звука ты и создал проект Третий ангел?

Армен Григорян: Ты знаешь, эта история тоже продолжается, потому что когда я начинал работать над этим, то не очень представлял, что будет в конце - это был студийный проект, который не должен был стать концертным. Практически все песни, за исключением двух-трех, невозможно было играть живьем, потому что они требовали серьезной компьютерной обработки. Я ведь делал все вслепую практически, потому что мы никогда не моделировали песни, у нас не было такого подхода - сначала найти форму и сделать все аранжировки в компьютере, а потом приглашать живых людей, которые бы все это воплотили и при этом еще играли под указку. У нас всегда была анархия, свобода и аранжировкой занимались практически все музыканты - это была такая "групповуха" (улыбается). Ну, а когда я увидел все во время выступления на фестивале "Нашествие", где можно было сыграть как раз те две-три песни, о которых я говорил, то, принимая во внимание пожелания промоутеров, занимающихся концертной деятельностью, и думая о каком-то продолжении этой истории, следующий альбом я уже писал, представляя себе, как это делается, и (что немаловажно) убрав формулировку "студийный альбом".
В этом альбоме будут песни, которые мы собираемся затем исполнять и на концертах. Это резко все поменяло и придало мне уверенности. Я сейчас уже достаточно легко общаюсь с компьютером, я представляю себе, что это такое. Я могу менять звуки барабанов, с чем раньше у нас была большая проблема, потому что у Андрюхи Сараева, по-моему, уже лет 18 один и тот же барабан, и кроме одного звука "бум-бум" (изображает) он ничего не издает (смеется). Я попытаюсь вытащить и ребят тоже, чтобы они представляли себе, что сейчас есть масса возможностей, которыми нужно пользоваться. Но в Крематории, конечно, будет сохранена главная идея - за каждым инструментом будет стоять живой человек. И еще я хочу продолжить традицию совместных аранжировок.

Звуки.Ru - И все-таки, каким же образом удалось сохранить коллектив на протяжении стольких лет?

Армен Григорян: Одна из немногих групп, кстати! (улыбается) Если cерьезно, то я сам этому удивляюсь. Текучесть в Крематории до года 87-го была страшная - там человек 40 переиграло в то время, мне кажется. А потом как-то все "застолбилось"... Тут, знаешь, очень важна когда-то найденная психологически правильная атмосфера, которую мы культивировали. Даже когда появлялись новые музыканты, мы старались, чтобы обязательно совмещались профессиональность и порядочность в одном лице. Тут всегда приходил на помощь тест: когда к нам кто-нибудь приходил, и нам он нравился как музыкант, мы говорили, что надо с ним как-нибудь крепко выпить. И если он после парочки-троечки бутылочек оставался человеком, а не превращался в кого-то иного, не менялся, не подвергал свой мозг метаморфозам - а бывали люди и дикие, которые просто зверели - то он жил у нас долго. В принципе, этот подход повлиял (улыбается).
Есть у нас положительные моменты - Серега Третьяков недавно женился на очень молодой и красивой девушке, опять собирается стать отцом... Но есть у нас и много проблем - я не могу сказать, что все безоблачно. Есть проблема алкоголизма в группе, к сожалению...

Звуки.Ru - Но ты же сам когда-то провозгласил "три источника творчества - тунеядство, пьянство, бл...ство"?

Армен Григорян: В том-то и дело, что тогда я искренне верил, что это будет длиться в рок-группе всегда, но потом что-то изменилось... Ты вдруг стал получать удовольствие от достаточно трезвого образа жизни и, наоборот, отвращение от этих смертельных пьянок - они уже не приносили того результата, который был раньше. Этот колодец был уже испит до дна! Новые ощущения появились как раз с достаточно трезвого созерцания мира, но для того, чтобы поменять свой организм, потребовалось достаточно много времени. Но я уверен, что если мы не смогли дойти до смертельного коллапса, то, значит, еще есть какие-то знамения, в общем-то (усмехается). Если не удалось сдохнуть, то придется жить! На самом деле, на сегодняшний день это такая приятная форма жития, когда вокруг все выглядит реально, а не через измененное сознание (довольно улыбается).

Звуки.Ru - Когда-то ты достаточно весело спел "мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть". Сейчас эти слова соответствуют твоему состоянию?

Армен Григорян: Ну, сейчас я надуваю щеки и говорю: "Я был тогда еще слишком молод", - но фраза все-таки была мудрая, оказывается. Конечно, человек, относящийся к текстам тривиально, может понять это буквально. А если человек ежедневно наполняет свою жизнь на 100 процентов, если он живет сегодняшним днем так, как будто завтра придет тот самый мальчик по имени "п..ец", то тогда эта жизнь становится массивной. В этом есть своя логика - может, тогда мы ее еще и не понимали. Мы ведь живем хоть и сегодняшним днем, но, тем не менее, можем и обозревать прошлое, и заглядывать в будущее, в отличие от животных, чьи инстинкты направлены только на то, чтобы поесть, потрахаться, избавиться от отходов... Мы не можем планировать - это не в наших силах, но какое-то обозрение и в ту, и в другую сторону мы делать можем - это очень важно. В этой песне заложено именно это - взгляд и назад, и вперед. Когда мы сейчас поем "нам по 23 года", имея в виду наш день рождения, то смысл вообще другой становится! Это уже не про человека, а про группу - маленькая история коллектива получается.

Звуки.Ru - В последнее время тебя можно увидеть не только с гитарой на сцене - ты выступал в качестве судьи в программе "К барьеру!" на НТВ и даже прошелся по подиуму в качестве модели на недавней Неделе моды. Это попытка проявить себя или наверстывание упущенного в предыдущие, не столь трезвые годы?

Армен Григорян: Нет, абсолютно. Просто у меня есть друзья, которым сложно отказывать - это как раз касается некоторых телевизионных программ, включая соловьевскую. Вовку я давно знаю, и тут есть определенный этический момент.
Что же касается хождения по подиуму... Мне понравилось не это. Мы, как ты знаешь, давно знакомы с Егором Зайцевым, устраивали его перформанс на наших концертах, пытаясь совместить и синтезировать два разных искусства - рок-концерт и "оживление моделей". У нас было ведь некое театральное оживление картины Босха - выходили модели, похожие на персонажей на холсте, и ходили по сцене под песню "Клаустрофобия". Вот это синтетическое искусство меня интересует: когда идет синтез, особенно, если люди пытаются выйти за рамки своего собственного искусства, сочетая какие-то другие, и у тебя есть возможность в этом поучаствовать, то это как хобби. Ты отвлекаешься, конечно, от своей профессиональной деятельности, но участие в чужих проектах тоже дает какой-то творческий заряд. Никто ведь еще до этого не делал походы по подиуму, совмещенные с классической музыкой и Крематорием, никто не делал мизансцену литературного произведения, в буквальном смысле, с действующими лицами и исполнителями по Шекспиру. И вот все это, в сочетании с юмором (я там играл Гробовщика, а Егор Зайцев - Тень Отца Гамлета), придумали две девчонки, Сабина Горелик и Лена Карин, и это был какой-то прыжок над всем, что там творилось. Там люди просто приходили и показывали свои модели, а здесь было совмещение разных видов искусства, и это крайне интересно! Я не пытался просто ходить как модель - я пытался участвовать в спектакле, и это мне понравилось.

Звуки.Ru - А в каких-то политических программах тебя больше не приглашали участвовать? Шахрина вот очень Познер полюбил, мне кажется...

Армен Григорян: Ты знаешь, я стараюсь пока с политическими партиями и программами не особенно завязываться...

Звуки.Ru - Кстати, что ты думаешь о той нашумевшей встрече Суркова с рокерами?

Армен Григорян: Я никого не осуждаю, потому что сейчас время такое, что власть ищет себе лояльных к ней людей, в том числе среди музыкантов. Но я до сих пор остаюсь достаточно сентиментальным и во многом наивным человеком и считаю, что музыкант, поэт, художник и настоящий артист не может свое безбрежное море, свой мир воткнуть в рамки той или иной политической партии, того или иного времени и тех властных программ, которые ему пытаются навязать. Он должен быть свободным! Стихия музыканта - это хаос и анархия, в хорошем смысле этого слова. А если он будет ограничен, если у него будут шоры на глазах, и он будет обязан не сделать что-то, потому что у него будут определенные договоренности с некими политическими силами, то это его загубит. Я считаю, что этого делать нельзя, потому что жизнь коротка.

Звуки.Ru - То есть, если вдруг тебе последует предложение поучаствовать в туре вроде "Голосуй или проиграешь", ты окажешься?

Армен Григорян: Думаю, да. Мы никогда до этого не играли на политических мероприятиях. Не было подобных случаев ни с одной партией, даже демократической или более-менее центристской...

Звуки.Ru - Может, их просто пугает ваше название - мол, слишком это будет двусмысленно выглядеть?

Армен Григорян: (смеясь) А что тут бояться? У нас была уже одна смешная история, когда одна авиакомпания долго и упорно вела с нами переговоры по поводу сотрудничества, пока дело не дошло до самого главного начальника, который воскликнул: "Как же может авиационная промышленность сотрудничать с группой Крематорий? Вы что, с ума сошли?" Просто для многих людей название уже настолько нивелировалось, и те, кто знает музыку, пропускают его мимо ушей - они даже об этом не задумываются.
Возвращаясь же к теме, могу сказать, что я дал согласие на участие в киевском концерте "Рок против фонограмм" под патронажем господина Ющенко. Но я не вижу в этом ничего плохого, потому что я считаю, что эта фонограммная "культура" довела до абсурда уже все население. Это обман еще хуже того, что у цыганок!
Есть разделение, в зависимости от того, что они хотят пропагандировать. "Рок против пиратства"? С большим удовольствием! Если это не будет "пшик", как "рок против терроризма", "рок против наркотиков", "против неба", "против земли", в которых мы участвовали в свое время. Мне кажется, что там все будет честно - у меня нет в этом никаких сомнений. Однажды мы были в Киеве с каким-то концертом, стояли около гостиницы вместе с местным водителем нашего автобуса, и тут мимо прошел какой-то молодой человек, открыл дверь, достаточно любезно пропустив женщину вперед себя. Водитель нам сказал, что это их министр внутренних дел. Никакой охраны - никого и ничего! Такого у нас уже представить практически невозможно. Я не пытаюсь хвалить "оранжевых", "синих", "розовых" и т.д. - мне просто нравится, когда люди от слов переходят к делу. И если ты можешь каким-то образом в этом поучаствовать, чем-то помочь, то в этом нет ничего зазорного!

Звуки.Ru - А у нас вот зал легендарного ДК им. Горбунова перепрофилируют под камерные концерты. Как ты относишься к этому? Ведь раньше свои дни рождения вы справляли именно там?

Армен Григорян: Сложно это все. "Горбушка" - для меня это достаточно долгий период, и я все это время сотрудничал с Сашкой Лариным, который был для меня выше, чем обычный организатор, потому что он был очень внимательный и добрый приятель - для всех рок-музыкантов, не только для меня. У него была любовь к музыке! И я думаю, что эпоха Горбушки уходит вместе с ним... Когда нет человека, который может все это организовывать, то начинаются всякие проблемы. Когда уходит личность, то многое разрушается - точно так же, как перестают существовать некоторые группы, когда уходит их лидер.

Звуки.Ru - И напоследок о предстоящем событии все-таки. Программа дня рождения Крематория в Москве как-то будет отличаться от подобных концертов в других городах?

Армен Григорян: Блистать новизной мы, конечно, не будем. Но зато мы пригласили выступить у нас группу Salvador, которая мне очень нравится. Будет еще одна молодая команда - Noodle Mantra. А еще приедет с Украины наш веб-мастер, Юра Верес, лидер группы Каменный гость. Обещал зайти на огонек Хабибуллин, на сцену еще явится Кондратий - короче, такое маленькое импровизационное действие в стиле "капустника" (улыбается)...
Вообще, когда у тебя есть достаточно серьезная обойма песен, и звучание от акустики переходит до достаточно твердого электричества, то все происходит под воздействием зала и атмосферы в нем - камерный ли он, или стадион - все меняется. Просто за счет того, что мы так много гастролируем, у нас это происходит практически "автоматом" - буквально можно моргнуть глазом, и все меняется. Мы уже давно не играем по плей-листу, обычно мы определяем первые три-четыре песни, а потом уже все идет по настроению. Самое главное, конечно, - это атмосфера. Я получаю удовольствие от концерта, когда происходит импровизация, и ты выстраиваешь некую историю - точно так же, как играть пьесу, но каждый раз ее делать по-новому. Не идти за автором, а пытаться на сцене что-то менять - тогда получается что-то интересное, настоящее действо, тот самый перформанс, ради которого я и люблю концерты.

22.11.2006, А-лена (ЗВУКИ РУ)