НИКОЛАЙ КОПЕРНИК  Система мира по Копернику

Двадцатилетию самого культового альбома группы - "Родина" - посвящается: концерт возрожденной легенды московского андеграунда.

Известно, что писатель Виктор Пелевин в начале 90-х годов, когда его ещё можно было встретить на московских арт-тусовках, любил напевать загадочную фразу: "Моя голова парит в пространстве". И только продвинутые меломаны понимали, что это - цитата из песни элитарной столичной рок-группы Николай Коперник, экстравагантное творчество которой не давало покоя многим крупным литераторам. В частности, по воспоминаниям лидера коллектива Юрия Орлова, его однажды пытался съесть живьем основоположник отечественной трэш-литературы Юрий Мамлеев.

В середине 80-х Николай Коперник входил в тройку ведущих альтернативных команд Москвы, наряду с Центром и Звуками Му. Музыка Николая Коперника считалась наиболее оригинальной и изощренной: изысканный new wave в духе легендарной группы Japan смешивался с экспериментами в области "серийной" музыки а ля Стив Райх. Вошел в историю сет Николая Коперника на рок-фестивале в ДК МИИТ летом 1986 года, когда музыка группы была встречена такими овациями, каких не удостоились выступавшие там же Кино, Аквариум и Алиса.

В 1988 году Николай Коперник вступает в Музыкальный центр Стаса Намина, где Орлов становится руководителем экспериментальной студии и у группы происходит много интересных пересечений с заезжими звездами западного рока. Например, лидер Pink Floyd Дэвид Гилмор (David Gilmour) был до глубины души потрясен самодельным ревербератором, изготовленным гитаристом Николая Коперника Владимиром Гуськовым. Кроме того, Орлов со товарищи тесно общаются с Питером Гэбриэлом (Peter Gabriel) и проводят совместные репетиции c теми же Pink Floyd, Фрэнком Заппой (Frank Zappa) и Крисси Хайнд (The Pretenders), на которых творчество группы производит сильное впечатление. К сожалению, из-за вопиющего отсутствия у музыкантов Николая Коперника приземленного отношения к жизни записи этих бесценных сессий сейчас считаются утерянными. Точно так же не сохранились сделанные позже сессионные записи группы со скрипачом Tuxedomoon Блайном Рейнингером. В 1989 году Николай Коперник выступает на крупном рок-фестивале "Lituanika" в Вильнюсе - на одной сцене с исландской группой Sugarcubes, вокалисткой которой тогда была Бьорк (Bjork).

В середине 90-х группа временно прекратила существование, и ее лидер Юрий Орлов посвятил себя клубному движению, параллельно занимаясь созданием саундтреков к кинофильмам "Мама, не горюй - 2" Максима Пежемского, "Мужской спорт" Александра Марягина, "Дети чугунных богов" Томаша Тотта и др., а также к спектаклю "Чапаев и Пустота" театра Юрия Любимова на Таганке (реж. Павел Урсул). Кроме того, он участвует в группах Ф.И.О. (easy listening, hardcore) и Холодная рука Москвы (deep-house, lounge, electro). Также Орлов занимается студийной работой: помогает Deadушкам ремикшировать песни Бориса Гребенщикова и аранжирует легендарный хит Тату "Нас не догонят".

Хотя за последние десять лет Николай Коперник не дал ни одного концерта, его записи неизменно сохраняли культовую популярность в артистических кругах. Поклонниками группы оставались такие разноплановые музыканты, как Борис Гребенщиков, Евгений Хавтан, Богдан Титомир, а также артисты Гоша Куценко, Евгений Сидихин, Михаил Ефремов. Нынешний ривайвл Николая Коперника приурочен к 20-летию самого культового альбома группы - "Родина", который по случаю юбилея недавно был впервые издан на CD. История возникновения программы, запечатленной на этом диске, весьма примечательна. Тексты ее составили стихи северных народностей СССР, сборник которых готовился к изданию в типографии "Искра революции", где Орлов тогда работал ночным сторожем. Эти перлы, положенные на утонченную музыку Николая Коперника, и сегодня звучат магнетически и глубоко концептуально.

10 ноября
в First Music Club
состоится редкий концерт культовой группы
Николай Коперник.

07.11.2006, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)

Группа НИКОЛАЙ КОПЕРНИК

Дата образования:

1 января 1981