ТЕХНИКА  Синтезаторы для новичков

Для начинающих музыкантов 2006-й год оказался не очень урожайным - никто ведь и не догадывается, что в России такие синтезаторы устанавливаются в клубах, на них играют концерты, поют дома песни и даже записываются.

Для начинающих музыкантов 2006-й год оказался не очень урожайным, довольно странно, что производители снижают уровень разработок в этом не менее выгодном сегменте. Никто ведь и не догадывается, что, например, в России такие синтезаторы устанавливаются в клубах, на них играют концерты, поют дома песни и даже записываются. И пускай "легкая" клавиатура предательски проваливается под пальцами, а пластмассовый звук сводит с ума соседей. Главное это драйв, подача и наш осенний поэтизм.

Вообще, уровень подобных устройств вырос за последние годы на порядок, так что не стоит относиться к таким инструментам очень уж пренебрежительно. Весьма качественно такие синтезаторы эмулируют звук рояля и фортепиано, а большое количество фоновых звуков дает возможность неплохо поэкспериментировать в плане аранжировок. Как правило, большинство моделей для начинающих снабжаются функциями обучения, которые хоть и вызывают ярость у педагогов, но могут помочь чисто механически овладеть клавиатурой, развить координацию пальцев и научиться играть какие-то несложные фразы. Почти все синтезаторы снабжаются функцией автоаккомпанемента, при минимальном знании гармонии, можно быстро научиться писать песни и сочинять аранжировки. Так что такие синтезаторы вполне могут служить неплохим "запасным вариантом", либо быть неплохим помощником для музыканта, для которого "клавиши" не являются основным инструментом. Среди производителей синтезаторов для начинающих, опять-таки только известные фирмы...

Yamaha
Самым недорогим синтезатором в 2006 году стал Yamaha PSR-R200, его уже можно купить в магазинах по цене чуть более пяти тысяч рублей. Еще лет пять назад инструменты с такими характеристиками шли в среднем ценовом диапазоне, сейчас же они доступны и для людей со скоромным бюджетом. Большим плюсом данной модели, является русифицированная контрольная панель, хотя вряд ли стоило производителю идти на такие крайности - управление инструментом максимально упрощено, даже начинающему музыканту вряд ли понадобиться изучать дополнительно руководство пользователя.
Синтезатор располагает клавиатурой в 61 клавишу, обширным банком песен, сотней стилей автоаккомпанемента с выбором вариации. Полифония составляет 32 ноты, а количество тембров 134, при этом производитель включил в набор звучание "стереофонического рояля" - тембр, который можно быстро активировать отдельной кнопкой. Список обучающих функций не вселяет никаких надежд на то, что они кому-нибудь понадобятся, но вот наличие аккордного справочника с выводом позиций, весьма полезно для начинающих или неопытных музыкантов.
Синтезатор имеет даже процессор эффектов, что еще более отодвигает его от тех пластмассовых "пищалок", что предлагались еще несколько лет назад в качестве синтезаторов для начинающих и детей. Фраза "9 типов реверберации призваны придать Вашему инструменту роскошное концертное звучание", конечно, может вызвать улыбку, да и вряд ли эти 9 типов кому-нибудь понравятся, но определенный плюс в наличие этого есть, особенно при проигрывании фоновых тембров. Конечно, с другой стороны, чем включать в синтезатор процессор эффектов, гораздо лучше было бы поработать над чувствительностью клавиатуры, но производитель обычно идет по пути максимального удешевления в этом сегменте, а процессор эффектов в изготовлении обходится гораздо дешевле. Синтезатор располагает двумя динамиками по 2,5 Вт, есть входы-выходы MIDI, раздельный стерео-выход, выходом на наушники, входом для педального переключателя.

Более серьезным инструментом является Yamaha PSR-E403. Клавиатура в этом инструменте чувствительна к нажатию, на панели добилось колесо для изменения тона. Из полезных функций (или даже необходимых) радует наличие секвенсора, автоматического арпеджиатора, а самое главное - в списке выходов есть порт USB, так что редактировать песни, обновлять приложения можно будет посредством компьютера.
Полифония составляет 32 ноты, а вот количество тембров 502, среди которых есть тембры ударных и тембры XGlite.
Количество стилей автоаккомпанемента достигает 155, с возможностью выбора двух вариаций.
Ёмкость секвенсора позволяет записывать 5 песен (10000 нот/5500 аккордов), вполне хватит для несложных композиций. Предусмотрен процессор эффектов, с 9 типами реверберации, 4 видами хоруса, да еще и эквалайзером.
Можно с уверенностью предположить, что удачное сочетание цены и функциональности PSR-E403 сделают его одним из самых популярных в своем классе, хотя если пользователь не гонится за новинками музыкальной индустрии, он может найти немало приличных моделей прошлых лет по более низкой цене, которые по функциональности не сильно уступают PSR-E403.

Вершиной среди моделей для начинающих является синтезатор Yamaha DGX-220. Этот инструмент, в принципе, по своим характеристикам в чем-то схож с моделью PSR-E403, но обладает расширенной клавиатурой и немного другим набором тембров.
В DGX-220 клавиатура имеет 76 клавиш, чувствительную к динамике нажатия. Строгий дизайн и небольшое число кнопок на панели очень стильно смотрится, с таким не стыдно и на базу репетиционную приехать, и перед "чайником" похвастаться.
Количество тембров составляет 489, 150 стилей автоаккомпанемента с выбором вариации, немного меньше, чем в PSR-E403. А вот полифония, секвенсор, ряд обучающих программ, процессор эффектов идентичны полностью по своим характеристикам PSR-E403, как, впрочем, и возможности коммутации (наличие USB, выхода на педаль и наушники). Более высокую стоимость по сравнению с PSR-E403 можно объяснить более стильным дизайном и расширенной клавиатурой, которая, стоит признать, существенно прибавляет возможностей и удобства.

Casio
Синтезаторы от Casio для начинающих весьма близки по своим характеристикам к синтезаторам Yamaha, но есть ряд отличий, из-за которых часто разгораются споры. "И опять этот стереофонический рояль" - воскликнет озадаченный покупатель, сравнивая Casio и Yamaha. Да, действительно, в рекламных проспектах о синтезаторах Casio тоже фигурирует словосочетание "стереофонический рояль". Вообще-то, с трудом можно растолковать сие понятие, но в пресетах этот самый "рояль" звучит куда приятнее "фортепиано". Но это различие тембров очень слабо напоминает разницу между натуральными акустическими инструментами.

В модели Casio CTK-710 сразу бросается в глаза наличие USB-входа - немаловажная деталь для инструмента, тем более такого недорогого по цене. Клавиатура имеет 61 клавишу, правда, без чувствительности к динамике. Есть микрофонный вход, синтезатор совместим по MIDI, количество тембров составляет 242, что несколько выше, чем у модели-конкурента Yamaha PSR-R200. Песенный банк включает 100 композиций.
Да, кстати. Микрофонный вход выведен на переднюю панель, это довольно удобно для пения, хотя в других моделях расположение входа сзади, никогда не вызывало никаких неудобств, а, наоборот, позволяло более оперативно закреплять всю коммутацию сразу.
Функция обучения снабжена голосовыми подсказками по перемещению пальцев, плюс экран имеет исчерпывающую информацию по обучению: даже то, каким пальцем нажимать, и то показано на маленьком LCD. Честно говоря, более высокая стоимость Casio всегда объяснялась наличием "продвинутой" системы обучения, которая на деле оказывается практически всегда бесполезной. Качество же звука в этих синтезаторах (включая и более ранние модели) весьма посредственное, а отсутствие процессора эффектов в CTK-710 делает синтезатор исключительно домашним и малопригодным для более серьезного использования.

Более дорогой Casio LK-200S имеет уже более оптимизированный набор функций, количество тембров увеличено до 264, есть процессор эффектов с 4 эффектами хоруса и 4 типами реверберации. Клавиатура имеет возможность транспонирования, а к системе обучения добавилась еще и подсветка клавиш. Если рассматривать эту функцию как забаву для детей, которые потом никогда не будут заниматься музыкой, использование подсветки весьма оправдано, на деле же это наносит большой ущерб музыкальному мышлению, поэтому вряд ли стоит приобретать этот инструмент в качестве учебного пособия. В комплект поставки синтезатора входит песенный сборник и микрофон, что, несомненно, понравится любителям пения.

Вообще, фирма Casio всегда производила качественные и добротные инструменты, хотя и ориентированные большей частью на "дешевый" сегмент рынка. В России Casio пользуется особенной любовью, так как первые модели импортных синтезаторов завозились из-за границы именно под логотипом этой фирмы. На Casio постигали азы электронного звука большинство современных профессионалов-клавишников, да и сейчас у многих пылятся на полках старенькие инструменты этой фирмы. Будет интересно понаблюдать за судьбой новинок, как они будут продаваться на нашем рынке и какие о них оставят отзывы первые покупатели.

Вместо послесловия
Почти все модели синтезаторов 2006 года сделаны на редкость удачными, даже самые простые модели с успехом смогут завоевать любовь у музыкантов, помочь им в их нелегком творчестве и внести ряд новых идей в создание новой музыки. Все это очень радостно, но есть один печальный факт, который омрачает сразу всю картину: поступление новых моделей в Россию по-прежнему затруднено, что вызывает большое раздражение у музыкантов, которые вынуждены тратить большие деньги на заказ техники из Европы и США. Вызвано это, в основном, неумелым прогнозированием деятельности российских поставщиков, которые делают слишком высокие объемы закупок, в результате чего музыкальная техника просто не успевает распродаваться, и лежит на складах и витринах, затрудняя поступление новых аппаратов. В этом есть, конечно, и положительные черты, например, снижение цен, проведение различных акций и распродаж, но ведь это редкость, так как торговые компании с большой неохотой расстаются с товаром по дешевке, за который они платили когда-то немалые деньги. Ситуация с каждым годом улучшается, большинство новинок так или иначе можно приобрести на заказ, но все равно, проблема существует и немалая.

Новый синтезатор открывает перед музыкантом новые горизонты, дает возможность двигаться по течению модных музыкальных направлений, а наличие "старья" на витринах самым печальным образом сказывается на отечественных музыкальных достижениях и намного снижает наш авторитет перед зарубежными музыкальными коллегами. Будем надеяться, что поступление новых моделей не будет сильно затянутым, и наши музыканты скоро будут иметь возможность воспользоваться этими новинками музыкальной индустрии.

23.10.2006, Сергей МАТЯШ (ЗВУКИ РУ)