DEEP PURPLE  Еще одна осень в Москве

Даже после потери двух ключевых музыкантов и записи последнего, довольно невразумительного, альбома, Deep Purple котируются достаточно высоко для того, чтобы набить до отказа "Олимпийский".

Сама судьба хранит Deep Purple от превращения в жалкую пародию на самих себя. Многие их современники по золотому времени британского рока даже в нашей стране выступают лишь в средней руки клубах или на сомнительных фанерных шоу для небольших телеканалов. А "темно-пурпурные" даже после потери двух ключевых музыкантов и записи последнего, довольно невразумительного, альбома, котируются достаточно высоко для того, чтобы набить до отказа "Олимпийский".

Статус - великая вещь, пускай трудно объяснить, каким путем он заработан. Крамольная мысль, но, похоже, для нашего меломана скуповатые мелодии группы вкупе с неприятием музыкантами какой-либо театрально-бутафорской понтяры есть высшая добродетель (во всяком случае, Metallica у нас до сих пор высоко котируется по тем же параметрам). А песни "Child In Time" и "Smoke On The Water" продолжают восприниматься, как гимны демократической молодежи даже после того, как их истинное непритязательное содержание стало известно всем и каждому.

Фойе. Расписание российских гастролей Deep Purple на спинах маек. "Ярославль - 19 октября. Москва - 21 октября..." Брр! Как это? А, это майка образца 2004 года. Да, каждые два года группа радует российских поклонников своим появлением на просторах нашей необъятной.

В этот раз ветераны рока, начавшие выступление с "Pictures Of Home", выглядели несколько подуставшими. И звучали соответствующе. Лишь Дон Эйри, сменивший за клавишами в 2002 году Джона Лорда, держался бодрячком. Именно его импровизации в этом номере звучали свежее всего.

В "Into The Fire" Ян Гиллан не сразу смог взять нужный уровень вокальной атаки и раскачать микрофон. Ну, что же делать... Кроме того, в это турне он поехал без конгов, по причине чего довольно глупо шатался по сцене во время развернутых инструментальных проигрышей. Впрочем, старик больше не выходит на сцену в белом исподнем, за что большое ему человеческое спасибо.

После "Strange Kind Of Woman" неожиданно взревел электромотор, и на партер обрушились россыпи барабанного вступления из "Fireball". Отличная даже в нынешнем исполнении вещь, хотя в концертную программу попадает нечасто. Впрочем, мы еще не забыли первое пришествие Deep Purple на стадион "Динамо" в 1997 году...

В обязательной соло-программе Стив Морс прошелся по всему, что смог выловить из потока гитарного сознания на сей раз - от Led Zeppelin до Guns'N'Fucking'Roses. Чуть позже дали посолировать и Эйри. В его первый импровиз традиционно затесались "Подмосковные Вечера", воспетые на Западе американской постановкой "Евгения Онегина". Впрочем, на сей раз - в свинговом ритме и в качестве развернутого пролога к "Lazy". Гиллан от души попиликал на губной гармошке, после чего несколько расслабились даже те, кому начало концерта не слишком пришлось по душе. Давно замечено, что с оттягом сыгранный блюз творит настоящие чудеса.

Второе соло Эйри началось с электронных чудес, продолжилось разудалой мелодией "Я Шагаю По Москве" и финишировало помпезным оркестром. Однако глубокий, до костей пробирающий звук хаммонд-органа вновь вошел в свои права, и со сцены на трибуны сотней призрачных танков двинулась, сметая все на своем пути, неспешно-ломовая "Perfect Strangers". Неплохо, хотя в 2002 году ее исполнение впечатляло несколько больше.

Еще один нечастый гость современных концертов группы - "Space Truckin'". Немудрено! После совершенно безумной ее версии на "Made In Japan" (1972), отхватившей добрую четверть двойного концертного альбома, добавить что-либо с каждым последующим исполнением становилось все труднее. В этот раз Deep Purple обошлись без импровизаций и ограничились стандартной альбомной версией - лишь повторили кульминационный подъем на коде.

Долгий, полный расслабленных отдробок по рабочему барабану, проигрыш Яна Пейса на ударных был, как очень скоро все догадались, развернутым вступлением к "Highway Star", знаменитой своим соло. Жаль одного: если раньше Гиллан мог своим голосом построить полноценный верхний интервал от гитары, то теперь усилители в этом месте доносили до публики лишь чисто символическое "уй-лю-лю". Что ж, старость - не радость. Очевидно, по той же причине группа не исполняла в Москве "Child In Time".

После сувенирно-дежурной "Smoke On The Water" группа покинула сцену. Разумеется, никто не поверил, что это конец программы, и трибуны некоторое время сотрясались от топота.

На бис группа исполнила свой самый первый крупный хит "Hush". Гиллан почти не поет на концертах номеров, которые были записаны другими вокалистами Deep Purple. Эта вещь - исключение. Правда, в 2002 году на сцену периодически выносились микрофоны для исполнения бэк-вокалов. А в этот раз знаменитый хоровой рефрен песни был всецело отдан ревущим трибунам. К тому же где-то на середине песня оборвалась очередным потоком импровизаций - на сей раз крайне невнятных. Последующее соло Пейса было, мягко говоря, скромненьким. Инициативу перехватил Роджер Гловер, чье задумчивое бренчание на басу плавно перешло во вступительный рифф "Black Night". Интересно, что и рифф этого номера публика пела хором (как, кстати, и в 2002 году), хотя в оригинальной версии он не был поддержан ни единой вокальной партией. В проигрыш Морс пару раз пытался протащить соляки из "Purpendicular" - без особого успеха. Тем не менее песня-таки была героически доиграна до конца, после чего музыканты окончательно простились с публикой. Больше выходов на бис не было.

Deep Purple еще способны порадовать широкую общественность исполнением старых хитов. Но этот концерт, как и альбом "Rapture Of The Deep" демонстрирует некую расфокусировку. Образ группы, как и ее музыка, продолжает с годами размываться. Ситуацию могло бы поправить исполнение наименее тривиальных номеров с последних альбомов, но увы! На московских концертах группы не звучат ни зловещая "Soon Forgotten", ни разухабистая "I've Got Your Number", ни запутанная "Before Time Began". Ставка на проверенные минорные хиты еще долго будет себя оправдывать, и вряд ли Deep Purple когда-нибудь в своей концертной ипостаси сползут до уровня таких безотказных любимцев русского народа, как Крис Норман или Sweet. Но похоже, наше удовольствие от песен "темно-пурпурных" отныне будет носить такой же, как и в случае с упомянутыми личностями, "рефлекторный" характер.

20.10.2006, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)