ТЕХНИКА  Осень и синтезаторы - модели этого года

Осенью надо сушить грибы, заготавливать дрова и ехать в сельпо за валенками. Но поскольку мы с вами, дорогие друзья, люди творческие, в этой статье пойдет речь о синтезаторах.

Вот и настала промозглая середина осени. Вспоминая лето и теплые морские волны, сложно не впасть в унылое состояние, а уныние у музыкантов, поэтов и художников очень часто служит предпосылкой вдохновению. Осень - самый настоящий творческий двигатель. Вспомните русского поэта Пушкина, советского писателя Паустовского и певца Юрия Шевчука. Под влиянием мерзкого дождичка, кутаясь в воротник драпового пальто или заматываясь от холода в гитарных чехол, эти люди создавали шедевры, которые на протяжении многих лет волнуют души миллионов наших сограждан.

Вообще-то осенью надо сушить грибы, заготавливать дрова и ехать в сельпо за валенками. Но поскольку мы с вами, дорогие друзья, люди творческие, в этой статье пойдет речь о синтезаторах. Никакой холод не страшен, когда одна рука бегает по клавиатуре, а другая, дрожа от нетерпения, заполняет нотную тетрадь. Синтезатор - главное орудие композитора. И когда желтый лист, "визитная карточка Деда Мороза", падает в шляпу незадачливого аранжировщика, он враз соображает, что летние каникулы закончились, и требуется идти вперед. Вперед, в магазин музыкальных инструментов. За синтезатором. Ибо белоснежный рояль или черепаховое пианино уже не справляются со своими обязанностями.

К большому счастью, 2006-й год оказался необыкновенно богат на синтезаторы. Их понаделали столько, что будьте уверены, в 2007-м будет не меньше. Такие тенденции, безусловно положительно повлияют на музыкальное будущее, жаль только, что совсем погас энтузиазм молодых фирм, ведь очень часто именно молодые разработчики вносят в устоявшиеся традиции что-либо революционное, что потом вкорне изменяет движение музыкальной моды на планете.

В этой, первой части статьи речь пойдёт о профессиональных моделях - они составляют значительную часть новинок этого года. Конечно, "профпригодность" этих аппаратов можно бесконечно оспаривать, но все же точно ясно, что эти аппараты не для начинающих. Так что, уважаемые коллеги, задумайтесь о покупке пары мониторов - в большинстве синтезаторов "продвинутого" уровня динамики не предусмотрены. Да, впрочем, что такое мониторы? Мелочь по сравнению с ценой самих приборов. Итак.

Dave Smith Instruments

Компания Dave Smith Instruments еще в начале года заявила о новинке Poly Evolver Keyboard. Это аналоговый синтезатор, да еще и с цифровым каскадом. Команда из Alesis, занимавшаяся когда-то разработкой модели Andromeda, горько заплачет, узнав о том, как преобразились, ставшие модными к новому веку, аналоговые технологии. Действительно, прогресс идет вперед, и производители стараются сделать свои изделия максимально универсальными. Конечно, инструменты, выдержанные в "аналоговом" направлении всегда будут пользоваться популярностью, но совмещение аналоговых и цифровых схем, является наиболее оптимальным решением для людей, исполняющих музыку разных стилей.

В Poly Evolver Keyboard мультитембральность составляет четыре части. На каждую часть приходится четыре осциллятора: два аналоговых, два цифровых. Аналоговые выполнены на основе микросхем Curtis с возможностью выработки ряда волновых форм (импульсная, пилообразная, треугольная, пилообразно-треугольная) и с возможностью их синхронизации.

Два цифровых осциллятора основаны на Wavetable Synthesis (чтение волновых таблиц) из инструмента Prophet-VS. Есть возможность пользоваться генератором шума, кольцевой и частотной модуляцией. Секция синтеза выполнена по аналогово-цифровой схеме и включает два резонансных аналоговых НЧ-фильтра, два четырехполосных цифровых ВЧ-фильтра, три генератора огибающей (ADSR), четыре LFO (синхронизируются с секвенсором и сообщениями MIDI Clock), два аналоговых VCA, две петли обратной связи (могут использоваться как генераторы звуков), трехотводный дилей (у каждого отвода регулируются время и уровень, возможна синхронизация с секвенсором и сообщениями MIDI Clock), петля обратной связи может проходить через аналоговые фильтры), два цифровых дисторшна с различными коммутационными возможностями, четырехтрековый 16-шаговый секвенсор, который поддерживает MIDI Clock.

Клавиатура инструмента соответствует всем канонам профессионального уровня: "тяжелые" клавиши фортепианного типа с чувствительностью, послекасаением и т.д. Синтезатор располагает неплохим жидкокристаллическим дисплеем и светодиодным экраном для отображения пэтча. Управление и настройка осуществляется с помощью 77-ми регуляторов с неограниченным вращением, 59-ти переключателей, есть, конечно же, и колесики регулировки высоты тона и модуляции и разъемы для педалей. Коммутация включает четыре MIDI-разъема, два вокальных аудиовыхода (джеки), два общих аудиовыхода (джеки), выход для наушников (джек).

Из-за своей высокой цены (свыше 3000 долларов) и небольших объемов производства, синтезатор будет поставляться первое время исключительно под заказ. Вообще, судя по характеристикам и положительным отзывам иностранных музыкантов, модель обещает быть популярной и у нас, тем более что за последние годы тенденция к покупке профессионального оборудования в России увеличивается. Конечно, за эти деньги можно приобрести кучу других приятных мелочей, например, подержанный мотоцикл "Урал" с коляской (огнетушителем и саперной лопаткой в комплекте), но ведь никто не покупает мотоциклы на зиму. Его надо будет приобрести весной, так как носить самостоятельно в студию многокиллограмовое изделие Дэйва Смита будет непросто. Кстати, когда-то Дэйв Смит собирал легкие клавиатуры для программных синтезаторов и писал программное обеспечение. Вовремя он все-таки сообразил, что полностью цифровые устройства не применимы к серьезной записи.

Roland

Фирма Roland исправно работает над новыми изделиями и почти каждый год являет миру новое творение клавишного типа. В этом году Roland представила новую модель сценического синтезатора JUNO-G с расширенными возможностями редактирования звука, улучшенным секвенсором и системой аудиозаписи. Так что если вам совсем негде записываться, можно записать себя в сценический синтезатор.

Вообще, Roland действительно удивляет: создание относительно недорогого синтезатора с возможностями рабочей станции является очень сложным процессом, хотя с позиции маркетинга явно беспроигрышным. В новом JUNO-G используется тонгенератор Fantom от рабочих станций Fantom X, что позволяет получать качественные звуки рояля и других инструментов, от классических до современных электронных. Использование Fantom также дало возможность устанавливать платы расширения SRX, что открывает новые области для создателей сложных аранжировок.

Полифония и мультембральность типичны для синтезатора профессионального уровня и оставляют 128 голосов и 16 частей соответственно. Клавиатура реагирует на скорость и силу нажатия и имеет 61 клавишу. Процессор эффектов включает 78 типов эффектов (5 видов реверберации) и разделен на три уровня для более удобного поиска и быстрого вызова нужного эффекта.

Встроенная четырехдорожечная система аудиозаписи позволяет записывать композиции в 16-битном стереоформате. Время записи составляет без карты расширения 23 секунды, с картой - до 51 минуты. Кроме того, в синтезатор встроен секвенсор в 16 дорожек, с его помощью треки можно записывать как в реальном времени, так и пошагово. Длина пьесы в секвенсоре может составлять 9998 тактов.

Управление синтезатором максимально упрощено. На панели расположены кнопки и ручки регуляторов для изменения звука, пять слайдеров аудио секции, ручка ввода данных, ручка высоты тона и модуляции и инфракрасный контроллер D-Beam. Последний представляет собой сенсор, водя рукой над которым можно изменять характеристики звука. Благодаря простому управлению, синтезатор можно позиционировать как инструмент для сцены, а так же для тех немногих, кто не сможет понять инструкцию на японском языке, входящую в комплект поставки.

Возможности коммутации этого синтезатора включают разъем для наушников Headphone, выходные разъемы Output (L/MONO, R: джеки 1/4), входные разъемы Input (L/MONO/MIC, R: джеки 1/4), разъемы MIDI (IN, OUT), разъем для педали Hold Pedal, разъем для управляющей педали Control Pedal, разъем USB (поддерживает передачу MIDI).

Большим плюсом JUNO-G является его совместимость с PC. Производитель пошел на встречу пользователям, которые используют компьютер в качестве основного инструмента звукозаписи: весь обмен данными (включая и MIDI-сообщения) производится через слот USB. Более того, в каждую коробку с синтезатором производитель любезно положил лицензионный диск с программой SONAR LE от Cakewalk.

Широкие возможности по работе с тембрами и возможность использования рекордера для записи вокала или акустических инструментов, делают Roland JUNO-G одним из лучших в своем классе и своей ценовой категории.

Другой новинкой от Roland является синтезатор SH-201. Появление этого синтезатора вызвало горячие споры в форумах, где посетители старались оценить инструмент по демонстрационным примерам. Стоит заметить, примеры эти особых восторгов у российских музыкантов не вызвали.

Синтез в SH-201 происходит по технологии моделирования. По части моделирования Roland всегда шли с красным флагом впереди планеты всей. Лет пять назад слово COSM вызывало мечтательную улыбку у всех басистов и гитаристов. Тогда фирма сделала себе имя на моделировании гитарных усилителей и акустических систем, собирая процессоры BOSS по COSM-технологии.

Работа звукового генератора проходит в несколько этапов, после прохождения через осциллятор сигнал подается на управляемый фильтр, затем на предусилитель. Форма волны может использоваться пилообразная, прямоугольная, прямоугольная с изменяемой скважностью, треугольная, синусоидальная. Предусмотрено управление высотой тона, расстройка, изменение атаки или затухания сигнала. Клавиатура синтезатора откликается на скорость нажатия. Сигналы с осцилляторов могут быть синхронизированы с помощью функции Oscillator Sync.

Как и в JUNO-G, инструмент оборудуется инфракрасным контроллером D Beam. Есть арпеджиатор с встроенными шаблонами построения арпеджио и возможностью изменения темпа, при этом каждый шаблон может быть запрограммирован или изменен с помощью компьютера. Коммутация включает: выходные разъемы Output (L/MONO, R) - джеки 1/4 дюйма, разъем для наушников Headphones, входные разъемы Input Jacks (L, R) - разъемы типа 'тюльпаны' RCA, разъемы MIDI (IN, OUT), порт USB (для передачи AUDIO и MIDI), разъем для педали Pedal, разъем для адаптера питания DC In.

Неплохой набор функций делает модель SH-201 одной из самых удачных в своей категории, а удобный интерфейс не поставит в затруднение даже начинающего музыканта. В общем-то, так и позиционирует новинку производитель - синтезатор предназначен, прежде всего, для тех, кто только входит в мир аналоговых приборов и у кого профессиональный инструмент может вызвать затруднение в настройках. Синтезатор, что немаловажно совместим с компьютером и обмен аудио и MIDI-информацией между инструментом и PC, идет в реальном времени через USB, что уменьшает потери в качестве.

Yamaha

Музыкальное подразделение компании Yamaha в этом году представило музыкантам две модели синтезаторов серии MO. Инструменты основаны на принципе синтеза "семпл плейбэк", который предполагает проигрывание звуковых фрагментов (сэмплов) из модуля Motif ES. Стандартная и проверенная схема.

Оба инструмента обладают 64-голосной полифонией, мультетембральностью в 16 частей. Память звукового модуля составляет 175 Мб, в которых помещается 1859 сэмплов. Есть банк с музыкальными фразами, арпеджиатор, секвенсор с возможностью записи в различных режимах.

Наличествуют 18 типов фильтров, процессор эффектов включает: ревербератор (20 типов), хорус (49 типов), пятиполосный мастер-эквалайзер, отдельный трехполосный стереоэквалайзер для каждой части, мастер-эффект (восемь типов) и три инсертных эффекта (116 типов).

Из полезных функций синтезаторы имеют возможность графически отображать внутреннюю структуру синтеза звука и управления, для этого есть жидкокристаллический дисплей (240 x 64) с подсветкой. Управление синтезатором осуществляется с помощью кнопок, колес модуляции и высоты тона, четырех назначаемых слайдеров, четырех назначаемых регуляторов, колеса ввода данных, предусмотрено подключение педали сустейна и экспрессии.

Модель МО 6 располагает клавиатурой в 61 клавишу (5 октав), а модель МО 8 - в 88 клавиш. Клавиатура динамическая, с послекасанием, возможно разделение на четыре зоны. Коммутационные возможности очень широкие: здесь и полная MIDI-совместимость, и цифровой выход и два слота USB, аналоговые выходы для усиления и наушников на джеках. Богатые характеристики позволяют использовать эти инструменты в профессиональной звукозаписи, а модель МО 6 послужит прекрасным сценическим прибором, компактным и универсальным.

KORG

Компания KORG начала производство рабочей станции PA-50 на основе операционной системы OPOS. Новый синтезатор имеет клавиатуру в 61 клавишу, чувствительную к скорости нажатия, 62-голосую систему HI-синтеза, более 660 высококачественных заводских программ и более 300 музыкальных стилей с широкими возможностями по вариациям, сбивкам, вступлениям-концовкам. Возможности синтезирования реализованы на высоком уровне, программные сэмплы включают вибрато, что позволяет качественно писать струнные и духовые с соблюдением всех акцентов.

Обмен данными происходит посредством аналоговых аудио-выходов, полного набора MIDI-коммутации, а так же дисковода. Количество эффектов достигает 89, для этого используются четыре эффект-процессора.

Секвенсор представляет стандартный набор функций: запись в реальном времени, пошаговое редактирование и запись аккордовых последовательностей, до 16 треков, сохранение материала в формате стандартных MIDI-файлов. Кроме того, в синтезаторе присутствует и запатентованный сдвоенный XDS-секвенсор, включающий два воспроизводящих секвенсора с независимым транспортным контролем и независимыми установками темпа для каждого, контролем баланса треков; есть два динамика по 15 Ватт с интегрированным усилителем и множество других полезностей.

Продолжение следует.

17.10.2006, Сергей МАТЯШ (ЗВУКИ РУ)