COLDCUT  Музыка "Афиши": ученики были лучше учителей

Cтатус легенд обернулся для Coldcut комплексом музейных реликвий. На них пришли посмотреть, отметиться, обвести кружочком дату. А вот то, что звучало до них на фестивале "Музыка "Афиши" - то была современность.

Манеж Кадетского корпуса начал содрогаться от басов. У Coldcut отлично получается посылать вибрации в зал. На сцене - пять человек. Один крутит диски, второй уставился в четыре экрана - он явно занимается монтажом видео-картинки в реальном времени. Двое главных дядек смотрят в ноуты, стучат по сэмплерам, крутят ручки обработки. Пятый - чернокожий MC.

Вообщем, профи. Да, опередили время. Правда, потом время их догнало. И это доказывает первая же композиции - медленная, тоскливая, с гулким битом, грустным вокалом. Наверное, в 80-е это звучало круто. А потом люди придумали трип-хоп. Выходит рэппер и начинает читать хвалу драм-н-бэйсу. Кому он нужен сейчас?

Но люди все равно танцуют - не так энергично, как хотелось бы. Видимо, статус легенд обернулся для Coldcut комплексом музейных реликвий. На них пришли посмотреть, отметиться, обвести кружочком 15 ноября 2006-го.

А вот то, что звучало до них на фестивале "Музыка "Афиши" - то была современность. Юноша по имени Который DJ? играл микс из брит-попа, приджазованных вариантов песен Franz Ferdinand, оригинальных версий White Stripes и нагонял меланхолии.

The Real Tuesday Weld, несмотря на статус электронной команды, выступили в роли коллектива из кабаре. Лидер Стивен Коутс (Stephen Coates) вышел на сцену с чемоданом и начал петь с раскрытым зонтом над головой и солнцезащитными очками на глазах. Немолодой небритый гитарист играл пальцами, ритм-секция была облачена в деловые костюмы. Перед самыми-самыми хитами очки были сняты, Стив нашел в зале Алексея Будовского, сделавшего им клипы на песни "Bathtime In Clerkenwell", "Return I Will To Old Brazil" и "Terminaly Ambivalent Over You" - их можно было увидеть на большом экране во время концерта А скрипачка Софи Соломон (Sophie Solomon) (игравшая еще и на мелодике) пыталась переводить его речи на русский язык: "та песня для тех, кто переспал... с кем не надо было". Она попала в состав на российских гастролях, заменив кларнетиста Жака Ван Рейна (Jacques Van Rhijn). Она сама по себе - уже звезда. Достаточно вспомнить концерты ее "основной" группы Oi Va Voi Некоторые слушатели не были в восторге от британской команды, но получили большое удовольствие от игры этой англичанки, которая уже два года живет в России.

И что же получалось при столь классическом составе? Клубная музыка эпохи 30-40-х - при минимальном добавлении электроники из сэмплера Коутса. Настоящая питерская музыка для мрачного зала, в котором несмотря на присутствие бара и ярмарки промыслов рядом не чувствуется праздника - скорее, это вечер для влюбленных одиночек (честно говоря, стоять в холле, где торговали дисками, значками и даже авторскими куклами и прочими игрушками, было иногда приятнее, чем в прокуренном зале).

Ситуацию спасли испанцы из The Pinker Tones. Они выскочили на свет - в одинаковых футболках и очках, включили свои штучки-дрючки и зажгли. Микс из лихо закрученных ритмов, пафосных клавишных, игривых духовых, на растерзание которых были отдано множество известных хитов - и народ наконец-то пустился в пляс. Самый угар начинался, когда в ход пускались электронные ударные. Напоследок каталонцы побаловали непонятным скетчем из разговоров и криков, вдарили еще раз по чувствам и удалились.

Далее, повторяю, были Cоldcut. Которые подтвердили теорию, что электронные кудесники не могут быть поп-звездами - потому что их секретами теперь пользуются все. А повторение в этом случае, увы, отнюдь не мать учения.

17.10.2006, Радиф КАШАПОВ (ЗВУКИ РУ)