СБОРНИК  Джаз - он и в Африке джаз

В марте 2000 года в США будет выпущен альбом, который должен стать событием в мире джаза. Южноафриканские джазмены Hugh Masekela и Jonathan Butler играют вместе с американцами Americans Joe McBride...

В марте 2000 года в США будет выпущен альбом, который должен стать событием в мире джаза. Южноафриканские джазмены Hugh Masekela и Jonathan Butler играют вместе с американцами Americans Joe McBride and Andy Narell в сопровождении более чем двадцати южноафриканских музыкантов, известных только у себя на родине. В ЮАР альбом появится в январе 2000 года и будет продаваться на ежегодном фестивале Jazzathon в Кейптауне. Альбом выйдет на фирме Heads Up Records Int'l. Президент этой фирмы Dave Love сопровождал пианиста Макбрайда в поездке на Jazzthon 1999 и был абсолютно поражен игрой, чувством и профессионализмом никому (кроме местных жителей) не известных южноафриканских музыкантов. К их записи он привлек суперзвезд южноафриканской музыки Хью Масекела и Джонатана Батлера.

Dave Love оказался далеко не первым, кто оценил по достоинству искусство африканских джазистов. Впрочем, джазом в чистом виде такую музыку назвать трудно. Конечно, черные музыканты бывших колоний и ЮАР ориентировались в своей музыке на уровень игры американских джазистов, но они не копировали пластинки, которые слушали. Их музыка всегда была сплавом местных ритмов и звучаний с европейскими и американскими музыкальными формами. Те африканские музыканты, которым удалось эмигрировать, очень быстро завоевали признание в Европе и США. Среди них такие гиганты, как Мириам Макеба, Ману Дибанга, Арман Сабал-Лекко, группы "Стимела" и "Молокаи". Москвичи и питерцы могли оценить игру африканских музыкантов, которые играли с Полом Саймоном в его туре "Graceland". Саймон услышал пленку с записью полусамодеятельного ансамбля из трущоб Соуэто и специально поехал в ЮАР, чтобы разыскать этих музыкантов. В этих же концертах мы слышали Хью Масекала и Мириам Макебу, которые "живьем" слушаются еще мощнее, чем на записях.

Пьесы для выпукскаемого на Heads Up альбома были записаны в основном в Иоганнесбурге, кое-что добавлено уже в США - в основном, материал Масекала, Батлера и Макбрайда.

03.11.1999, Борис ЛАБКОВСКИЙ (ЗВУКИ РУ)