ФЕСТИВАЛЬ  Длинные руки и живые звуки

В центре "Дом" при большом стечении публики прошел совместный концерт Татьяны Гринденко, Владимира Мартынова и Леонида Фёдорова. И это совместное музицирование классической скрипачки, композитора-минималиста и пост-рокера можно считать центральным событием фестиваля "Длинные руки-3".

В воскресенье 1 октября в хорошо известном московским любителям "музыки с нестандартной нарезкой" культурном центре "Дом" при большом стечении публики (среди которой было замечено немало известных музыкантов) прошел совместный концерт Татьяны Гринденко, Владимира Мартынова и Леонида Фёдорова. И это совместное музицирование классической скрипачки, композитора-минималиста и пост-рокера можно считать центральным событием "домашнего" фестиваля "Длинные руки-3".

Культурный центр "Дом" в Большом Овчинниковском уже восьмой сезон, с осени 1999 года последовательно занимается тем, что разрушает возведенные отнюдь не музыкантами барьеры между "классикой", "джазом" "авангардом", "фольклором" и т. д. Внезапная преждевременная смерть в апреле 2004 года неугомонного заводилы всех "домовских" проектов Николая Дмитриева поставила под сомнение продолжение этой работы - и ответом на эти сомнения как раз и стал организованный коллегиальным "домкомом" во главе с вдовою Дмитриева Людмилой ежегодный фестиваль новой музыки "Длинные руки". В этом году в нем принимают участие 16 коллективов и исполнителей из США, Японии, Германии, Австрии, Швейцарии, Великобритании и, разумеется, России. Самые именитые из них - пионер фри-джаза, австрийский саксофонист Питер Броцман, британский электронщик и перформансист Билл Драммонд (известный более всего благодаря поп-проекту KLF), а также трубач-универсал Маркус Штокхаузен - сын классика авангарда Карлхайнца Штокхаузена. Все эти музыканты имеют мало общего между собой, - кроме того, что все они работают как раз на стыке авангарда, джаза и новых медиа.

Но центральным событием фестиваля (и не только хронологически - оно пришлось на разделяющее пополам фестивальную неделю воскресенье), пожалуй, можно считать концерт несколько другой музыки - балансирующей на грани академизма ("новой компонированной музыки", как предпочитают называть это в "Доме") и пост-рока. Все трое его участников хорошо известны в своих областях. Татьяна Гринденко - не только уважаемый скрипач-солист, но и создательница ансамбля аутентичной музыки Академия старинной музыки, с 1999-го года известного также в другом обличье - ансамбля Opus Posth. Этот ансамбль выступает в масках и черных одеяниях - как наглядная иллюстрация идей мужа Гринденко, композитора (и весьма радикального музыковеда-теоретика) Владимира Мартынова о "конце времени композиторов" и необходимости возвращения к добаховским образцам великой традиции растворения творца в могучем музыкальном потоке - когда фигура композитора сливается с фигурой исполнителя.

В этом свете сотрудничество Мартынова и Гринденко с лидером рок-группы Аукцыон Леонидом Фёдоровым выглядит совершенно естественно.
"Аукцыон" - единственный выходец из некогда знаменитого ленинградского рок-клуба, представляющий интерес в собственно музыкальном, а не только историческо-социологическом смысле. Сам же Федоров в последние годы демонстрирует, что решительно вырос из рамок рок-музыки как таковой - записывая вместе с друзьями-джазменами в домашней студии самые невероятные диски, вроде радиотеатра на тексты из "Поминок по Финнегану" Джойса или диска на стихи обэриута Александа Введенского.

Сотрудничество это началось не сегодня. В январе 2004 года "Аукцыон" и Opus Posth вызвали всеобщий интерес большим "Рождественским концертом" в зале Чайковского (проведенного как раз по инициативе Николая Дмитриева). Но тогда два коллектива фактически просто играли друг другу. На этот же раз была предпринята попытка именно совместного творчества - прозвучало что-то вроде четырехчастной сюиты длительностью около часа.

Она началась с длинного сольного опуса Владимира Мартынова (представшего не только в качестве композитора, но и пианиста) который можно было условно охарактеризовать как минималистская рефлексия на тему рок-музыки. Потом к ней присоединился Федоров, представляя совсем новый материал. Его песни последних лет (что не новость для его поклонников) нарочито безыскусны - словно автор давних хитов с ярко выраженным авторским началом на свой лад ищет возвращения к безымянной песенной традиции. Но на сей раз они "прокладывались" сложными ритмическими и гармоническими сбивками мартыновского рояля - что производило впечатление известного постмодернистского шика - джинсов, отороченных кружевами. Затем началась огромная сольная часть подзвученной электроникой скрипки Гринденко - сначала вполне минималистическая и репететивная, но постепенно набирающая все больше экстатичности и закончившаяся яростным апофеозом, после которого исполнительница без сил откинулась на стул. После этого, явно чтобы ослабить напряжение, Фёдоров заиграл свою известную песню "После меня", давно уже в разных вариантах звучащую в разных программах. И когда к ней присоединились скрипка и рояль, прозрачная тема, одушевленная нервным федоровским голосом, неожиданно зазвучала в стилистке салонного джаза (чтобы не сказать кафешантана) - что, похоже, оказалось неожиданностью и для самих музыкантов.

Завершила концерт еще одна квазиклассическая фортепианная вариация Марытнова с явными цитатами из классицизма и романтизма, раскрашенная гринденковской скрипкой и федоровской засэмплированной гитарой и голосом с электронной обработкой.
Все происходящее на сцене делалось почти что спонтанно - Фёдоров лишь несколько дней назад вернулся из Нью-Йорка (где "Аукцыон" записал альбом с участием корифеев даун-тауннного джаза - гитариста Марка Рибо и клавишника Джона Медески). Фактически, три высококлассных разноплановых музыканта на глазах у публики искали пути возможного взаимодействия и развития традиции - как они ее понимают. Результат оказался неровным, но чрезвычайно интересным. А главное - живым.

05.10.2006, Михаил ВИЗЕЛЬ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

По нотам – THE BEATLES Страницы с нотами песни "Eleanor Rigby" The Beatles выставлены на аукцион »»

Богическая рапсодия – ИЗ ЖИЗНИ Талантливая и смешная версия "Богемской распсодии" на тему Игры Престолов »»

Дни затмения – Taylor SWIFT Тейлор Свифт закрыла все аккаунты в соцсетях и сайт, а потом открыла для премьеры странного видео »»

Нечестный ход – LCD SOUNDSYSTEM Лидер LCD Soundsystem сообщил о распаде группы, чтобы продать побольше билетов »»

Кладбище домашних животных – ИЗ ЖИЗНИ На экраны возвращается легендарное шоу MTV Unplugged. Теперь это программа по заявкам наших… »»

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, выступит в Москве. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Jerry LEWIS Ушел из жизни актёр и певец Джерри Льюис »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – Музей современного искусства «Гараж» – Ane BRUN Ane BRUN »»

20:00 – Stadium – John HALSEY John HALSEY »»

20:00 – Stadium – HALSEY HALSEY »»

Хроника22/08

1956 – Элвис Пресли начал снимать "Братьев Рено" (именно там прозвучала знаменитая песня "Love Me Tender")  »»

1987 – Сингл Мадонны "Who's That Girl" достигает первого места в чартах  »»

2002 – Вор из Новой Зеландии смешно облажался на месте преступления. Он заказал альбом The Wall группы Pink Floyd в музыкальном магазине города Крайстчерч, оставив свое имя и номер телефона, прежде чем ограбить кассу. Забавно, что мужчина был постоянным клиентом в магазине и уже делал несколько заказов  »»

Claude DEBUSSY

Bumps MYERS

Карлхайнц ШТОКХАУЗЕН (1928)

Howard GRIMES (1941)

Ian MITCHELL (1958)

Roland ORZABAL (1961)

Михаил ЗУЕВ (1963)

Tori AMOS (1963)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить