ФЕСТИВАЛЬ  Старый новый рок: дорога назад

В Екатеринбурге на рубеже предпоследнего и последнего летних месяцев в течение двух дней прошел фестиваль "Старый новый рок на волне". За это время впечатления утряслись, дефиниции отформатировались, а автор фестивального репортажа захотел туда вернуться.

Покаянное предисловие:
Репортаж этот чудовищным образом задержался со своим появлением на свет Божий - аж на полтора месяца. Виной тому были разные обстоятельства, от нерадивости автора до коварных сетевых обломов. Автор нижайше просит прощения у всех заинтересованных сторон, но замечает вдобавок, что буквально перед окончательной отправкой в редакцию произвел некоторый рерайт - и понял, что задержка оказалась даже полезной: впечатления утряслись, дефиниции отформатировались, чуть ли не отлились в чеканную форму. Может быть, та, первая, свежая версия была непосредственней - как знать.

Intro
На рок-фестивалях я не был лет, наверное, 14 - на фестивалях в том еще, старом, постперестроечном их понимании, когда они не были парадами приоритетов популярных радиостанций и манифестами рок-гламура, а были, грубо говоря, отчетом о проделанной работе, смотром достижений. Удивительно, что стоило мне подумать об этом, как немедленно подвернулась оказия посмотреть именно на такое мероприятие - в Екатеринбурге на рубеже предпоследнего и последнего летних месяцев в течение двух дней должен был пройти фестиваль "Старый новый рок на волне", с довольно мощным пулом хедлайнеров от Пятницы до Воскресения и большим количеством локальных групп. Избежать такой возможности - просто-напросто себя не уважать, да и что-то закис автор в первопрестольной.

День 1
Ночной Екатеринбург встречает нас чистым ночным небом, которое наутро превращается в "хмарь ужасную" - так пел некогда герой перестроечных фестивалей Дима Ревякин: Впрочем, кажется, собравшихся на турбазе "Волна" (собственно, откуда название фестиваля) в живописном лесу на берегу Белоярского водохранилища (напротив одноименной АЭС), это не смущает. База пестрит палатками разной степени изношенности, кишит рок-фанатами разных стилей и направлений (что также определяется визуально), в этих палатках проживаюших и в данный момент направляюшихся к трем сценам фестиваля.

...У "Старого нового рока", взявшего на себя ответственность за при- и зауральский регионы, довольно мощный спонсорский пул. На открытие, которое было ознаменовано выступлением членов оргкомитета фестиваля Владимира Шахрина и Владимира Бегунова, мы по независящим от нас причинам не попали, но познакомиться с человеком-взрывом, на тот момент времени (у него есть и несколько других ипостасей) президентом "Старого нового рока" и лидером группы Топ Евгением Горенбургом не преминули. Евгений Львович, улыбчивый и приветливый, кажется, успевает все на свете - общаться с приезжей прессой, решать одновременно несколько десятков оргвопросов, отвечать на досужие приставания музыкантов и сокрушаться о том, что "эх, не повезло с погодой - вот прошлым летом жара стояла адская, все из воды не вылезали!" .
Ваш покорный слуга делится с ним одним из старых своих рок-н-ролльных переживаний - с этим городом у меня связана личная рок-н-ролльная инициация. Ровно 19 лет назад я вез на такси из аэропорта Домодедово на фестиваль в Черноголовке прилетевшего позже всех остальных участников Наутилуса Помпилиуса клавишника того, золотого состава - Алексея Хоменко. - Да ты что? - удивляется Евгений Львович. - А ну-ка оглянись назад! И точно! Вот он, за столом, нарезает хлеб - член оргкомитета фестиваля и одновременно завхоз, ветеран свердловской рок-сцены, участник концертного состава барда Александра Новикова, неунывающий Алексей Павлович Хоменко. На главных сценах страны играть или хлеба нарезать - небольшая разница, главное - дело делать хорошо. Позиция понятная, а главное - очень симпатичная, жаль, редко встречается...

Все группы на всех трех сценах одновременно отследить невозможно. Мимо главной сцены маршрут лежит к сцене "Улет фестиваля", где собрались, по мнению организаторов, наиболее интересные молодые экспериментирущие группы. Финал выступления челябинской группы Встреча рыбы: трип-хоповая прихотливая ритмика, неплохой вокалист, отменная солирующая скрипка - группа вполне могла бы совершить небольшой московский клубный тур, а там, как знать, и перспективы какие-то открыться могли бы.
Челябинцев сменяют томские DikoBrothers. Ребята одеты в одинаковые красные футболки с логотипом группы. Настройка закончена, и томичи начинают лихо нарезать банальный, но веселый и боевой ска-панк с истошно солирующим саксофоном. Дождь тем временем все усиливается, но никого это не смущает, в том числе и музыкантов.

На сцене "Энергия" тем временем сменяют друг друга кузнецы тяжмета - только отыграли магнитогорцы Sarcophagus, выбравшие для общения с окружащей вселенной death-metal (а солирует у них, и играет на бас-гитаре, заметим, невысокая веснушчатая девчушка лет девятнадцати - по внешнему виду типичная веселая троечница), и на сцене происходит демонстративно-мрачное шоу екатеринбуржской группы D.N.O. Наблюдать за ним, честно говоря, непросто человеку, находящемуся вне "тяжелой" культуры. А дождь тем временем льет все сильнее, и поэтому знакомство с "Энергией" на этом прекращается. Надо бы где-то погреться, чем Бог послал.

Бог послал комнату отдыха со сдвинутыми койками и настенным обогревателем. На одной из коек спит Горенбург. Насквозь мокрая куртка определяется на просушку, хозяин пристраивается рядом, но ни высушиться, ни согреться не удается - Евгений Львович мгновенно просыпается и тащит на главную сцену смотреть выступление московской группы Звезда полынь, к которой очевидно неровно дышит. Ваш покорный слуга - что делать! - бредет следом за этим неуемным человеком практически под стеной рушащейся с небес воды и оказываюсь рядом с ним, под навесом пульта. Поэтому есть возможность и видеть, и слышать, не обращая внимание на погодные условия. А в поле зрения - отличное, сценически убедительное трио (вокалист, гитарист и барабанщик), которое выдает мощную, мелодичную и осмысленную рок-музыку с весьма - временами - поэтичными текстами. Если озаботиться какими-то сравнениями, то в 1996-м похожее впечатление производил Сплин - с той только разницей, что корни "Звезды Полынь" не так глубоко уходят в знаменитое прошлое русского рока - группа куда более актуальна сейчас, чем "Сплин" - тогда. У парней очень серьезное будущее - если, конечно, не оступятся на каком-нибудь повороте.

Следом - прогремевшие по весне местные рок-герои КедрыВыдры. Выглядят вполне эффектно, но по накалу и подаче своих вполне милых песен, легко вписывающихся в стандарты рокапопса, сильно уступали "Полыни". Михаила Лузина, конечно, встречали восторженно, но, на мой взгляд, с некоторым преувеличением.

Презрев стихию, на сцену поднимаются люди в агрессивно летних одеяниях - полосатых и белых пиджаках, в легких брюках и темных очках, а за ними - стройные длинноногие барышни в мини-юбках! Это группа Корпорация V дает погоде понять, что ей, группе, погода нипочем - и начинает свой безумно энергичный, эклектичный и немного разухабистый сет, чем-то напомнивший мне выступление Бригады С на Подольском фестивале 1987 года: все красиво и профессионально, никакой лажи... а зачем - непонятно. Одна только мысль мучает вашего покорного во время выступления "Корпорации": девчонкам ведь холодно...

Но и эта мысль уходит, поскольку начинается пресс-конференция группы Наив, и на веранде уже слышится голос Чачи Иванова:
- Дорога-а-а-я! А вот и я!
Пресс-конференция проходит в приподнятом настроении: прирожденный шоумен, в иных географических условиях наверняка избравший бы для себя вовсе не клуб CBGB, а жанр стэндап-комеди, держит пишущую братию в тонусе. И даже прорыв в пресс-центр и явление пред очи группы в дым пьяного фаната градуса не сбило. Фанат почему-то начал рассказывать о настойке боярышника, на что Чача бодро ответил:
- Так наливай!
Но фаната увели, и дегустация не удалась.
Отыграл "Наив" так же, как и пообщался с прессой - весело, настойчиво, предсказуемо, в общем, ничего неожиданного, разве что вот один из особенно активно слэмовавших в грязи юнош умудрился сломать ногу. Юношу увезли в больницу, и на ходе дальнейшего веселья этот инцидент не сказался.

Дальше были "Торба-на-Круче", "Lumen"; и новые местные харизматики "Клан Марио Санти";, но от них вашему корреспонденту вновь пришлось сбежать - инстинкт, знаете ди, самосохранения: греться и сушиться. Остались в памяти только кадрики трогательно-акустической 5'nizza в резиновых сапогах - приехав на площадку в кедах, Запорожец и Бабкин развернули транспорт в сторону ближайшего города Заречный и там нашли себе довольно изящную водонепроницаемую обувь (к слову сказать, не одни они такие умные оказались - автохтоны потом говорили, что в Заречном начался резиново-сапожный дефицит). "Постмодернистское КСП с ямайским уклоном", как ни странно, не выглядело потерявшимся на большой сцене фестиваля и было принято на ура - впрочем, кто бы сомневался.

Завершало фестиваль монструозно-архаичное образование Черный кофе. Еще на пресс-конференции Дмитрий Варшавский поразил коллег тотальным отрицанием внешних влияний и заявлением о том, что музыку он практически не слушает, играет то, что ему хочется, на поводу ни у кого не идет, и, значит, так тому и быть. С дорожки этой сворачивать не намерен. Уловленные вашим корреспондентом полторы композиции показали - да, так и есть, с 1986 года мало что поменялось. Посему ваш корреспондент в сумраке ночи на авто, за рулем которого оказывается все тот же Алексей Павлович Хоменко, отбывает во локальные свояси - заниматься профилактикой гриппа и прочих потенциальных вирусов.


ДЕНЬ 2
Почти весь второй день ваш покорный слуга восполнял потери дня первого - занимался гигиеной и осмотром ранее незнакомых ему достопримечательностей Екатеринбурга. Весьма милый город, знаете ли. То напоминает Москву - гигантомания торгового центра "Гринвич" сродни "икейному" комплексу, только стоит прямо посреди города - то оборачивается к тебе почти что древним деревянным домиком из серии "охраняется государством" (в двух шагах от того же "Гринвича". Город меж тем отмечает день военно-морского флота, по улицам ездят автомобили с Андреевскими флагами, ну и тельняшечного народа тоже вдоволь (этот праздник еще аукнется на фестивале, уже почти ночью). В какой-то момент ваш корреспондент осознает, что еще полчаса - и на Белоярку можно не ехать. Незачем потому что будет. Стыд и осознание ответственности перед потенциальной аудиторией выгоняет его с поднятой рукой на площадку близ памятника основателям города, и вот, спустя всего лишь пару часов, он оказывается около главной сцены - чистый, теплый и довольный. Коллеги осуждающе смотрят на него и рассказывают отом, что он пропустил - речь прежде всего идет о проекте Anatomy Of Soul с новым фронтменом - он же актер Гоша Куценко. Отзывы разноплановы: от "ему даже петь не нужно - просто выходит, и публика его" до "лучше бы и не выходил - какой он, нафиг, певец!". Вторых, замечу, больше.

А на сцене - Алексей Романов, Андрей Сапунов и Алексей Коробков, то есть Воскресение. Ваш корреспондент слушает эту группу вот уже 26 лет, а видит на разнообразных сценах и в разнообразных инкарнациях полных 17 - и не устал покамест. Непонятно, что тому причиной, но уж точно не ностальгия. Наверное, дело в том, что Алексей Дмитриевч Романов не стоит глыбой в стороне от процесса, не соглашается с тезой "новые песни пишет тот, у кого старые плохие", но и не торопится. А на выходе - невероятно качественный, выверенный, за-душу-берущий рок-н-ролл. Не нужно ни героических поз, ни заигрываний с публикой - "Воскресение" держится на сцене абсолютно естественно, откровенно получает удовольствие от того, чем занимается - и публика это настроение подхватывает.
Понятно, что статус легенды автоматом подстегивает активность слушателей, но даже отстранясь от этого статуса видно и слышно, что по части владения инструментами и одновременно словом с ними мало кого можно поставить рядом. Ухо, знаете ли, не спотыкается.
Романов на "Старом новом роке" отошел от практики последних лет - играл и пел стоя, чем немало радовал публику. На открытой сцене, стоящей среди не высохшей после вчерашнего глины, он выглядел примерно так же, как в каком-нибудь JVL - делал свое дело. Особенно он разошелся в "Волчьей", которая, казалось, никогда не кончится, а нежный парафраз Жака Бреля "Не оставь меня" снискал слезы и овации, и это было правильно.

Правильно, надеюсь, поймет автора и читатель этого репортажа - автор не злой человек и не предубежден против уже упоминавшейся "тяжелой" культуры. Но выступление закрывавшей фестиваль группы Ария он перенес с трудом, все время напоминая себе, что да, Артур Беркут - это тот самый человек, который пел в Автографе. Потому что тот неприятный тип, который кричал со сцены "Привет, братва!" и "Поздравим с праздником наших морячков!", не очень-то напоминал человека, певшего в 1983-м песню памяти Леннона в московском ДК им. Владимира Ильича, под которую взметнулось ввысь несколько сиротливых зажигалок. Честное слово, в Кипелове было (и есть) что-то живое, не просчитанное, не вульгарное - при всей его манерности. Беркут же дает "своего в доску", и выглядит это малопристойно. Ну, а музыкальную специфику жанра обсуждать нет смысла - на вкус и цвет, сами знаете. Публика на поле осталась "своя", и была довольна.

Но было ведь еще и закрытие фестиваля, которое растрогало и растопило пост-арийный лед. Дело все в том - и сейчас ваш корреспондент напишет то, ради чего он, собственно, и мотался в опорный край державы - что в фестивале этом есть какая-то малоуловимая, но отчетливая при этом искренность и свежесть, которой уже давно не пахнут околостоличные open-air'ы сходной направленности. Есть здесь и определенного рода "домашнесть", потому что не приходится с километровой дальности разглядывать сцену в поисках вокалиста: все здесь, все как на ладони. Теплота и домашнесть были в том, как Горенбург озвучивал результаты фестиваля, как награждал дипломантов разными примочками и музинструментами, как, в конце концов, пел традиционную песенку "Соня любит Петю" - фестивальный гимн. Потому что это было то, что нужно - там и тогда.

О Горенбурге вообще стоит спеть отдельную песню - и прологом к ней стали бы ночные посиделки в лучшем екатеринбуржском пабе, где генеральный продюсер "альтернативного" телеканала A1 долго убеждал Евгения Львовича в том, что сейчас всем рулит маркетинг и социология, которых здесь, при всей теплоте и приятности, нет и в помине. Горенбург слушал, кивая головой, с чем-то соглашался, с чем-то мягко спорил, но стоял на своем, не забывая посмеиваться и поддевать собеседника, а также поддерживать общую беседу. С ним хочется соглашаться, и не столько из-за обаяния, сколько из-за его правоты. Потому что далеко не все может быть просчитано, сложено и разделено - у публики есть право на искренность события, и на "Старом новом роке" оно реализуется в полной мере.

Ваш покорный хочет туда вернуться.

19.09.2006, Артем ЛИПАТОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • да и в жопу, знаете ли, все суховатые, нежноватые и гладковатые коллективы этих лет и даже ооооочень безупречные. тоже в жопу. ни словечка они не стоят из ревякинской "В городе Париже в начале июля Я столкнулся с ним, когда играл в прятки; Он рвал свои стихи, пил дешёвый виски И плакал." з.ы. аж сам расчувствовался з.з.ы. и привет всем от наденьки з.з.з.ы. в жопу. в жопу.
    Написал(a): Ulianov-Lenin, 21/09/2006 21:15
  • Знаете ли, это мнение достаточно спорное. КМ тех лет был более чем сыроват, грубоват, и шероховат. И боооолеечем небезупречен. Впрочем, большую часть этих качеств он сохранил и поныне.
    Написал(a): Артем Липатов, 20/09/2006 19:24
  • Может быть, Д. Ревякин, конечно и "некогда герой перестроечных фестивалей", только вот героям фестивалей нынешних до уровня КМ тех лет - как до луны.
    Написал(a): A.B., 20/09/2006 15:19
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Песня на 24 часа – Marilyn MANSON Мэрилин Мэнсон записал кавер на композицию Джонни Кэша для саундтрека к фильму "24 часа на жизнь". »»

Что новенького пишут? – Taylor SWIFT Тейлор Свифт выпустила клип, составленный из газетных заголовков и статей »»

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Доставай Метлу – APOCALYPTICA Apocalyptica анонсировала большой российский тур со своей знаменитой программой "Metallica" »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника21/10

1940 – Родился Манфред Манн, британский клавишник, аранжировщик и композитор, лидер групп Manfred Mann и Manfred Mann's Earth Band. За свою музыкальную карьеру Манфред играл на многих клавишных инструментах, а его соло на синтезаторе Minimoog принесло музыканту широкую известность  »»

Don BYAS

Owen BRADLEY

Dizzy GILLESPIE

Malcolm ARNOLD (1921)

Celia CRUZ (1924)

Manfred MANN (1940)

Steve CROPPER (1941)

Elvin BISHOP (1942)

Ron ELLIOTT (1943)

Phil RYAN (1946)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить