MADONNA  Спасибо, до свиданья

От Звуков.Ру на концерте Мадонны присутствовала делегация в количестве двух персон. Посему логичным показалось решение и отчет с концерта представить в виде своеобразного диалога. А поскольку в диалоге говорящие высказывают свое персональное - естественно, субъективное - мнение, то и репортаж вовсе не претендует на тотальную объективность.

От Звуков.Ру на концерте Мадонны (Madonna) присутствовала делегация в количестве двух персон. Посему логичным показалось решение и отчет с концерта представить в виде своеобразного диалога. А поскольку в диалоге говорящие высказывают свое персональное - естественно, субъективное - мнение, то и репортаж вовсе не претендует на тотальную объективность.

Татьяна Балакирская: Затруднить попадание на концерт удалось не только для зрителей, но и для журналистов - людей, которые, по идее, должны рассказать о выступлении тем, кто на нем не присутствовал. Организаторы, безусловно, вольны определять, кто из представителей СМИ для них "персона грата", а кто - "нон-грата", но надо же изначально давать знать о своей позиции и не лукавить. Помнится, как-то, на одной из пресс-конференций, журналист, явно не работающий на издание-инфоспонсор, спросил организаторов в лоб: "А зачем же вы нас здесь в третий уже раз собираете, если Мадонне не нужна инфоподдержка, так как, дескать, на ее выступление и без публикаций в прессе все придут?" Пресс-секретарь сделал большие глаза, возопил, что это неправда и пообещал сделать все возможное для нормальной работы журналистов. Все возможное и сделали: никто, кроме информационных спонсоров, аккредитован не был. Своя рука, конечно, владыка, однако нехорошо, не по-людски как-то вышло.
От бесконечной неразберихи и плотного информационного шума публика изрядно подустала еще до концерта. Помнится, по Москве были расклеены плакаты "Мадонна Go Home", да только не руками радикальных православных, а, скорее, руками уставших от повсеместного ажиотажа и довольно озлобленных персон. Озлобиться было от чего и за полчаса до события: на станции "Спортивная" милиционерши вопили дурными голосами в мегафоны, приставляя их чуть ли не к ушам несчастных пассажиров: "Не стоиэм на платформеа! Все ажидания наверхуэ!", а на выходе из метро люди в погонах (коих было не меньше, чем зрителей) в тех же формулировках рекомендовали придерживаться того или иного направления. Может, кто-то уже и привык, а мне всегда было противно употребление хамского "Проходим!" вместо нейтрального "Проходите".

В начале концерта я не могла отделаться от двух мыслей. Первая: есть ощущение, что, если бы не тот безумный ажиотаж, нагнетаемый с каждым днем, если бы не выходки Союза Православных Хоругвеносцев, предсказания смерти Мадонны и обрушения Лужников, невозможность попасть на концерт как представителям СМИ, так и простым смертным, короче, если бы не было таким насыщенным и самое "ожидание праздника", праздник не был бы настолько сладок. Вторая: шоу Мадонны, безусловно, в высшей степени профессиональное, яркое, дорогостоящее. Но особой какой-то изюминки, чего-то потрясающего принятые устои/мировосприятие я не заметила. Промелькнуло даже такое чувство, что передо мной какая-нибудь Кайли Миноуг (Kylie Minogue) - такая же малоросленькая, тонкоголосая и ладно скроенная.

Санитар Леса: Ну, калибр у Миноуг все-таки помельче. Хотя бы потому, что она прилежно играет по правилам. А Мадонна играет поперек них - так же прилежно их учитывая, но только для того, чтобы правильно срезонировать. Убрать ее провокативность - и это уже не Мадонна.

Т.Б.: Совершенно согласна, "провокативность" - в десятку. Но трактую провокативность следующим образом: нет в Мадонне какого-то сколь-либо сильного феномена, кроме желания быть "у всех на устах".

С.Л.: Не желания (у кого из артистов его нет?) - а умения.

Т.Б.: Пусть так. Но давай честно: разве зрители пришли послушать музыку мадонны, вот скажи?

С.Л.: А и послушать пришли. Радовались, как дети, танцевали и прыгали. Правда, концерты устраиваются не ради музыки - это понятно. Это вполне религиозное событие. Люди приходят причаститься той энергией, тем успехом, что делает певца их кумиром.

Т.Б.: Снова согласна. И снова с оговоркой. Пришли увидеть: 1) сильную, красивую, уверенную в себе, скандальную, но не вульгарную женщину. Такой набор характеристик - редкость. На это стоит посмотреть. 2) доказательства тому, что не стоит бояться мнения большинства. Возможно, некоторые даже пришли увидеть крест, который прокляли церковники во всех странах-участниках тура. кстати говоря, ничего крамольного в использовании этого самого креста я не заметила, ни пошлости, ни богохульства. Все происходило в контексте, под вполне соответствующий видеоряд, под вполне адекватный текст и музыку. Во время демонстрации страданий безвинных африканских детей воздвигается символ искупления - что здесь криминального? Когда актеры играют Христа, кажется, никто из церковников особо не голову не поднимает. Мадонна, можно сказать, по-своему внесла политкорректность в этот вопрос: рассказывают же юным афроамериканцам, что Иисус был черным. А Мадонна изображает женщину на кресте. Вполне в духе времени.

С.Л.: Вот уж не думаю, что кто-то пошел специально "ради креста". Если не интересна Мадонна как таковая - на кресте она не становится интереснее. А он да, вполне был грамотно вписан в контекст. И, как ни странно, не казался символом ее самолюбования при всем своем нарочито дешевом блеске. Люди любили ее до этого - и до креста, и до 48-ми лет.

Т.Б.: Любили... ну, да, не без того: фанов на концерте хватало, конечно. Но ведь не вся аудитория из одних фанов состояла. Было много не-танцевавших и не-испытывавших особого энтузиазма людей. Они ради чего пришли, как думаешь?

С.Л.: Это были журналисты! Ну, в любом случае, Мадонна - это не певица, а культурное явление. И я бы, очень может быть, пошла бы туда добровольно, потому что мне интересно, как это работает. Она действительно делает качественную музыку, очень качественное шоу и она умеет дарить простые удовольствия. Которые я, вполне возможно, испытала бы, если бы к началу концерта у меня остался бы какой-то энтузиазм.

Т.Б.: Культурное явление, говорите. Качественная музыка. Если по первому пункту ничего не имею, то по второму - сколько угодно. 70 процентов концерта я слышала вокал с заниженой минимум на четверть тона партией. Если на концерте были "абсолютники" - люди с абсолютным слухом, хотя что им там особо делать - им должно было поплохеть уже к середине концерта. Что касается инструментала: в хорошей домашней акустике супер-современные "жидкокристаллические" грувы, вписанные в необычную звуковую панораму, наверное, слушаются прилично. Но в мега-мощных динамиках бОльшая часть программы воспринималась - как это ни парадоксально - довольно жиденько. Из динамиков извергался главным образом какой-то мутный поток нечитаемых тембров, поверх которых накладывался вокал. Кстати, зачастую предпрописанный: в тех эпизодах шоу, когда Мадонне было бы трудней всего петь (танцы вокруг парящего в воздухе шеста, резкие переходы с балладных вещей на энергичные) всю ответственность на себя брали бэк-вокалистки и звукорежиссеры. В принципе, так оно и должно быть на большом шоу, но, наверное, поэтому я большие шоу и недолюбливаю. Музыки там или мало, или вся она какая-то... лживая.

С.Л.: Музыку она делает отдельно - концерты отдельно. Несмотря на воспетую всеми физическую форму, у нее и дыхание терялось, и просто непопадание в ноты случалось - так что и без абсолютного слуха можно было огорчиться. Но накал шоу держался же не за счет ее вокала

Т.Б.: Нет, не за счет вокала. За счет интересных видеороликов - чего стоит изображение опадающих лепестков сакуры или трансформациями стилизованных городских видов в псевдо-рОковом номере "Мадонна с гитарой". За счет прекрасного балета. За счет светового шоу.

С.Л.:Да, звук не читался. Но, повторюсь, все же туда ходят не за музыкой. Когда басы бьют по ушам и резонируют с венами - они запускают другие механизмы восприятия, не слух. Это шаманизм.

Татьяна Балакирская: А, ну тогда вопрос совсем снимается. Хотя я себе шаманизм немного в другом децибельном пространстве представляла, хм. В общем-то, конечно, придираться к самому шоу - кроме того, что начало было задержано на 2 часа - нет смысла. Тот, кто Мадонну искренне любит, несомненно, получил колоссальный кайф. Однако у меня как у человека, который к творчеству этого "культурного феномена" довольно равнодушен, сложилось такое (свободное от предрасположенности) впечатление. Прежде всего, Мадонна, как бы она ни размахивала волосами, какие бы горячие телодвижения не исполняла на шесте, кажется очень холодной. Светит, что называется, но не греет. Шоу ее изумительно. Супер-профессионально, но не более того. Тоже какое-то... снежнокоролевское. Постановки цирка "Солейль" и то больше за душу берут. Заявки на глубокомыслие (пропаганда "мира во всем мире", политизированность роликов, изображения Кондолизы Райс вкупе с Бен Ладеном и Папой Римским, надписи "Don't speak, is anybody listening?) есть, но малоубедительные. Хоть и толково исполненные. Противоречивые остались чувства. С одной стороны, я сама подпрыгивала под хиты "Ray Of Light", подпевала "Substitute For Love", "Hang Up", "Sorry", а с другой стороны, выйдя со стадиона, задавалась вопросом "И это все, ради чего затевался весь сыр-бор"? С третьей стороны, - очень, очень хорошо могу понять мадоннских поклонников. Если воочию видишь человека, под музыку которого (какой бы эта музыка ни была, она все равно пробуждает определенные душевные вибрации - vibes, как принято сейчас говорить) танцевал/учил уроки/занимался любовью/подпевал всю сознательную жизнь, это не может не приводить в восторг. Поставьте передо мной сейчас Керта Эллинга. Да пусть он даже вообще ничего не поет, - я буду в экстазе.

С.Л.: Ну, так и вопросы к Мадонне и ее публике этим снимаются. Неважно, насколько изощрен твой фетиш - потому что действует он на тебя так же, как на других - их собственный. Вопрос у меня другой имеется: почему фанаты подпеть ей не смогли. Ну ладно, Леннона (John Lennon) не спели - целевые аудитории разные здесь. Но рефрен "Hung Up" - как было не спеть?

Т.Б.: Да почему. Пели. Только немногие. Ведь не секрет, что народ у нас неритмичный и слабо поющий. На концертах МакФеррина (Bobby McFerrin), например, одни студенты музыкальных училищ сидят. Остальные просто не врубаются - там же петь надо, и не всегда простые партии.

С.Л.: Ну, Мадонна-то не МакФеррин. Хотя, пожалуй, ее песни скорее пригодны для подтанцовывания, чем для подпевания. Но ты мне скажи: неужели они такие сложные?

Т.Б.: А там... синкопы есть. Смотри: "Time goes by (оп!) so slowly". Синкопы для нашего брата - убийственная вещь.

С.Л.: Я пытаюсь вспомнить, что из ее хитов можно душевно затянуть. И получается, что эта, хоть и с синкопой, но чуть ли не самая простая. Мадонна под "душевное затягивание", получается, не "заточена"?

Т.Б.: Пожалуй, нет. Последние ее альбомы сплошь из непростых партий состят. "Substitute for love" - вообще неочевидна для подпевания, не говоря уже о развитии припева "Ray of light". Среднестатистическому посетителю наших диско-клубов остается только кайфовать от того, как звучит песня, не имея способности точь-в точь все повторить. Так что приходим к выводу, что Мадонна не такая уж и махровая попса. Впрочем, и изначально этого никто не утверждал.

С.Л.: "Rain", "Like a virgin", "Material Girl", "Secret", "Don't Tell Me", "Die Another Day" - запоминаются, цепляют, но не пускают внутрь. Не причастность слушателя - а любование становится его уделом. Да, все не так уж просто. Можно решить, что в этом и причина такой любви к ней? В этой кажущейся доступности и неподвластности на самом деле?

Т.Б.: Да! Послушай, точно! Недоступность. Если, скажем, для людей с музыкальным складом ума ее саунд не представляет трудности для понимания и восприятия, - ее можно "присвоить" и постичь, выучив все до единого мелодические выверты, то в отношении всего остального - физической формы, внешности, харизмы, пластики, танцев, менеджерской хватки, я не знаю, чего угодно - она просто недосягаема. Вообще, разговор неизбежно скатывается в область терминов "фетиш, кумир, идолопоклонничество" и к вкусовщине - гиблое дело, репортаж выйдет на 2 мегабайта в текстовом файле. Давай-ка лучше вспомним самые знаковые эпизоды шоу? Надо сказать, театрализованными постановками оно изобиловало на славу. Начиная с конных видео-зарисовок с привкусом БДСМ и мальчиков в сбруе, продолжая демонстрирацией спортивной подготовки танцоров, осваивавших брусья мини-спортзала, акробатическими этюдами самой певицы на парящем в воздухе шесте и заканчивая неожиданнными появлениями Мадонны "из-под земли" - то на главной сцене, то на сверкающем пятачке в конце подиума. Однако самым запоминающимся стал пресловутый номер с крестом. Очень удачное решение: пока Мадонна со смиренным видом поет, вися на сверкающем кресте, на экране демонстрируются 9-10 из 12-ти миллионов африканских детей, которых осиротил СПИД, статистические данные о том, что к 2010-му году их будет уже 20 миллионов, отсчитывает число в 12 миллионов своеобразный спидометр и высвечиваются стихи из главы от Матфея. Впечатляюще и по делу.

С.Л.: А меня больше интриговали исчезновения на этом пятачке, чем появления. Отлично были обставлены интермедии - пока Мадонна переодевается - танцоры буквально балет представляют. Мало того, что они сами по себе движутся как дум и пламя, так еще их нагрузили вполне осымсленными сюжетами, коррелирующими с видеодекларациями. Самоуничтожение черного дьявола перед "Live To Tell", драка со взаимным убийством под изображение политиков и декламация. Да и череда покаянных объятий в начале "Sorry" сместила акцент выигрышно для Мадонны.

Т.Б.: Да, супер-вещь вышла. Что Не понравилось в шоу? Мне - этно-вокалист (кажется, Yitzhak Sinwani ), игравший на роге. Малоубедителен и не особо талантлив. Сдается, его явно пригласили для пущей экзотики. И номер с клеткой и монахом тоже какой-то вялый и невнятный получился.

С.Л.: К этнопевцу у меня претензий нет. Никто, я думаю, к аутентичности и не стремился, использовали его как экзотическую пряность. "Isaac" звучит с ним отлично - большей достоверности там и не надо Мне не понравилась вся лирическая часть. И блок с гитарой, пожалуй, тоже. Как ни странно, когда акцент делался на Мадонну как личность и исполнителя - напряжение падало.

Т.Б.: Хотя, что касается лирики - видео с сакурами должно было неплохо смотреться, отражаясь в зеркальной поверхности сцены.

С.Л.: Видео везде было хорошее. Разве что "La Isla Bonita" мне не пришлась по вкусу - не картинка, а тайваньский календарь какой-то. Да и сама версия песни - не очень.

Т.Б.: : Показалось, что она была наспех состряпана к туру.

С.Л.: А все остальное - медленно состряпано? "Erotica", например, отлично была стилизована.

Т.Б.: Уж не знаю, как там на самом деле было. Может, и наоборот - долго делали, и из-за этого получилось как-то натянуто и смазанно. А впечатление такое, что на скорую руку: зациклили в нужных местах, разворвали куплет где надо и наложили на стилизованный под новый альбом грув. А тем временем, на allmusic.com, между прочим, Мадонна указана в жанре "rock". Вопросы есть? Нету? У меня есть: когда она еще раз приедет, с новой программой и (стопроцентно) новым имиджем, - ты пойдешь?

С.Л.: Да... мне кажется, что уже все понятно. Впрочем, если обойтись без истерики - просто прийти и посмотреть - можно. Потому что - вкусно!

Т.Б.: Да. На нее новую поглазеть - ключевое слово "поглазеть" - любопытно было бы. Ведь она же явно в следующий раз совершенно другой будет. Однако если нам снова грозит истерия и психоз - нет уж, спасибо.

13.09.2006, Редакция (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.madonna.com

MADONNA

Главное качество Мадонны Луизы Вероники Чикконе – умение чувствовать дух времени и в каждый момент оставаться актуальной, то и дело забегая вперед музыкального паровоза истории. Именно это чутьё со временем и привело дочку небогатых провинциальных выходцев из Италии и Канады к званию главной поп-звезды рубежа веков и самой успешной женщины в музыкальном мире.

Дата рождения:

16 августа 1958

Подробности из жизни:

Персона:

Мадонна Луиза Вероника Чикконе (Madonna Louise Veronica Ciccone) - певица, актриса.

Подробности из жизни:

Главное качество Мадонны Луизы Вероники Чикконе – умение чувствовать дух времени и в каждый момент оставаться актуальной, то и дело забегая вперед музыкального паровоза истории. Именно это чутьё со временем и привело дочку небогатых провинциальных выходцев из Италии и Канады к званию главной поп-звезды рубежа веков и самой успешной женщины в музыкальном мире. В восьмидесятые Мадонна вполне органично смотрелась в образе диско-дивы: исполняла незатейливые, но привязчивые и хорошо аранжированные танцевалочки и понемногу эпатировала публику чересчур сексуальным по меркам тех времен имиджем. И хотя многие справедливо замечали, что хореографическая подготовка певицы сильно опережает вокальную, те, кому довелось работать с Мадонной (а над её пластинками часто работали "лучшие люди" диско-эпохи вроде Найла Роджерса (Nile Rodgers) и Шепа Петтибона (Shep Pettibone))…

Далее... →