Леонид ФЕДОРОВ  Догадывающийся догадается

Для того, чтобы слушать современного Фёдорова надо полностью переконструировать залы, в которых он выступает. Всех слушателей необходимо отделить друг от друга перегородками, чтобы никто не мог видеть соседей или быть увиденным ими.

Когда встречаются два гения, они либо откусывают друг другу головы, либо создают нечто такое, что люди смогут по-настоящему оценить только через кутильон путильонов лет. Когда встречаются два инопланетянина, они начинают общаться между собой на недоступном для человеческого понимания языке. В клубе "Билингва" встретились два гениальных инопланетянина - Леонид Фёдоров и Владимир Волков.

Трудно сказать, для кого действительно выступали два эти столь непохожие и столь дополняющие друг друга артиста. Владимир Волков - один из лучших джазовых музыкантов страны, человек-контрабас и человек-оркестр, извлекающий из своего неповоротливого инструмента то выскребающие средневековый ужас инфраволны, то хихикающие и ласковые звуки флейты. Контрабас Волкова - это, несомненно, его второе "я", его двойник. И на все эмоции своего хозяина - будь то бешенство, порыв нежности, созидательное или безразличное настроение - инструмент отвечает абсолютной взаимностью. Широта артистического амплуа контрабаса Волкова по-настоящему удивляет: от задумчивости симфонического оркестра до яростных джунглей, от беспринципности и анархизма Шёнберга и Колтрейна до безоговорочной покорности Филипа Гласса.

Леонид Фёдоров известен широкой публике как лидер и вокалист группы АукцЫон. Однако в последнее время он уделяет всё большее внимание сольным проектам - именно в них начал раскрываться совсем другой Фёдоров, не тот, к которому многие привыкли. Это Фёдоров зауми и Фёдоров потока сознания, это шаман и пророк, небожитель и античный философ. Кажется, теперь певец нашёл своё истинное и окончательное воплощение в творчестве ОБЭРИУтов (в частности, Александра Введенского), в методах автоматического и минималистского письма. Тексты, на которые пишет свои песни Фёдоров, - это сплошь эвфония и звукопись и вместе с тем это разложение, умирание какого бы то ни было внешнего, привычного смысла. Его песни зачастую похожи на кухонные монологи, когда в уютном кругу близких друзей не требуется пояснять давно обговоренные категории, а потому многие мысли бросаются на полуфразе, на полуслове. Тот, кому надо - поймёт. "Догадывающийся догадается". В интерпретации Федорова бессмысленные авангардные и сюрреалистические тексты Озерского, Волохонского, Хлебникова, Введенского получают некий пронзительный, реалистично-трагический смысл. Создаётся ощущение, будто он постиг нечто невыразимое и безысходное и маскирует эту открывшуюся ему истину заумью и потоком сознания, оставляя для неискушённого слушателя только голые нервы.

Однако именно этот неискушённый слушатель, видимо, еще не понял, что прежнего "Лёньки" больше нет, что после такой программы трудно выйти и исполнить что-то еще на бис. Надо сказать, что публика в эту субботу собралась на редкость случайная.
Интересно, чего ждали эти наивные люди, когда шли на концерт Леонида Фёдорова и Владимира Волкова? Несмотря на бесконечные водочные заказы, несмотря на то, что люди вокруг постоянно разговаривали, а какой-то пошлый бородач очень долго ходил по залу и всех доставал, - несмотря на всё это и многое, многое другое, концерт получился незабываемым.

Программа состояла в основном из относительно новых вещей, большая часть из которых написана на стихи Введенского: "Червяк", "Сын", "Верьте", "Немцы" и т.д. Разумеется, звучали и песни из репертуара АукцЫона, но их было гораздо меньше: "Ягода", "Стало", "Что похуже на потом". За весь концерт ни разу не бросивший ни одной реплики в зал, Фёдоров был направлен вглубь себя. Казалось, он не слышит бешеных аплодисментов и вообще мало интересуется происходящим в зале. То привставая со стула с гитарой на весу, то сгибаясь пополам, певец будто заново переживал рождение новой песни, нового смысла, нового замысла.

Мне не нравится что я смертен,
мне жалко что я неточен.
Многим многим лучше, поверьте,
частица дня единица ночи.

Эти во многом манерные стихи Введенского в исполнении Фёдорова получали совсем иное - интровертное - звучание.

Для того, чтобы слушать современного Фёдорова надо полностью переконструировать залы, в которых он выступает. Всех слушателей необходимо отделить друг от друга перегородками, чтобы никто не мог видеть соседей или быть увиденным ими. Чтобы каждый мог полностью раствориться в созерцании тайны своей души.

Фёдоров и Волков - это два инопланетянина, которые выходят на сцену, чтобы поговорить друг с другом на своём языке. И им неважно - успел кто-то ещё понять их или нет. Догадывающийся догадается...

23.08.2006, Стас ЕФРОСИНИН (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.leonidfedorov.ru

Леонид ФЕДОРОВ

Дата рождения:

8 января 1963