THE ROLLING STONES  Brown Sugar и опасное лето: Свидетельство Очевидца

Этим летом Rolling Stones так и не добрались до наших земель. Остается лишь вспоминать о том, каким было их выступление на российской земле восемь лет назад... Не видел ли кто-нибудь из вас Rolling Stones после этого?

Этим летом Rolling Stones так и не добрались до наших земель. Остается лишь вспоминать о том, каким было их выступление на российской земле восемь лет назад... 11 августа 1998 года. 21. 30. Стадион "Лужники", БСА. Rolling Stones.

Москву лихорадило. В самом начале лета газеты сообщили о том, что Кита Ричардса угораздило сломать пару ребер. Через месяц ураган сорвал и повалил рекламные щиты с афишами турне "Bridges To Babylon". Потом грянул кризис, в ходе которого обесценились все имевшиеся у граждан ценные бумаги кроме зелёных билетов, на которых был изображен приготовишийся к нападению лев. Как насчет симпатии к дьяволу?
Однако ветераны рока добрались-таки до Москвы. И слухи об их приключениях в городе разносились по миру со страшной силой. Интересно, каково было "роллингам", когда во время прогулки по городу они наткнулись на парня, одетого и причесанного так же, как и они тридцать лет назад, да ещё и протягивавшего для подписи виниловый сборник "Big Hits: High Tide And Green Grass"? Говорят, этот стиляга в вельветовом пиджачке, ожидая появления кумиров, пару часов проспал в обнимку с ценным винилом ни где-нибудь, а прямо на Лобном месте. Другой любитель автографов, некий блюзмен, бросившись за подписью к Чарли Уоттсу, подрался с негром-секьюрити. Разнимал их, гнусно бормоча под нос: "Никакого толка от охраны, всё - самому..." непосредственно Мик Джаггер. Говорили также, что, прибыв в гостиницу, Ричардс тут же вывесил в форточку свою "пиратскую" бандану - дескать, парни, мы здесь! А затем к вящей радости столпившихся внизу выкинул из окна забытую прежним постояльцем новогоднюю елку.
А потом наступили день и час, указанные в зеленых билетах.

...Первую проверку я миновал сравнительно легко: открыл портфель, и продемонстрировав его содержимое, был пропущен за ограду. Со вторым барьером, непосредственно у входа на стадион, оказалось сложнее: двойные кордоны с магнитоискателями. Я малость стреманулся, но виду не подал. Писк магнитоискателя проверяющие свалили на кодовый замочек портфеля, и я благополучно ступил под свежевозведённый над стадионом купол. Хрустящие подушечки с шоколадной начинкой в буфетах стадиона не продавались, а потому изъяты не были. Присыпанный сверху оными, в коробке покоился диктофон. Да здравствует Brown Sugar!
Позже я узнал, что какой-то мужик воткнул в диктофон наушники и выдал его за плейер. Но перестраховаться никогда не помешает... Тем более, что цифровые методы записи в 1998 году еще не были особенно распространены в Москве.
Ассортимент продаваемого в кулуарах радовал глаз. Такого изобилия мерчандайза Москва еще не видела. Полное переиздание всех альбомов героев дня на CD (Virgin), кое-какие видео (я тут же прихватил "Rock`N`Roll Circus"), майки со львами (белые и чёрные), с языками всех типов: классическими, шипастыми (нераспроданными, очевидно, в ходе предыдущего турне "Voodoo Lounge"), и шоколадными. "Brown Sugar", подумал я, и как оказалось, не ошибся...

Около восьми на сцене нарисовался разогрев. Роботоподобно выхромав на сцену, вокалист в белых штанах сообщил:
- Привьет! Как дьела? Ве а Сплин!
Неясно, было ли это намерением спародировать грядущий выход хэдлайнеров или же просто попыткой жителей Петрограда с их жёстким произношением утрированно воспроизвести мягкое московское.
Все песни предгруппы относительно студийных оригиналов были сыграны раза в два быстрее и тяжелее, за исключением "Выхода Нет", которая, будучи снабжена сверхдлинным клавишным интро на самых леденящих звуках и замедлена до предела, стала жутко смахивать на творения загибающейся невесты. Кроме того, света на сцене было явно в одну пятую силы. По окончании сей звуковой пытки музыканты сообщили: "Они приехали..." - и шустро покинули сцену, не желая, очевидно, проверять на себе слухи о той дедовщине, которую "роллинги" применяют по отношению к разогревающим командам.
Наступила сорокаминутная пауза, заставившая усомниться в необходимости разогрева вообще. Хотя... Надо же было на ком-то звук отстроить! Да и потом, Rolling Stones собирались выйти на сцену ровно в 21.30: не начинать же концерт в полдесятого. А им, согласно утверждённому райдеру, непременно требовался закат солнца. Сие было бы эффектно - если бы не пасмурная погода и дождь, нещадно заливающий незакрытый свежепостроенным козырьком танцпол.

Ровно в 21.30 из динамиков донеслось нечто инфразвуковое и располагающее волноваться. Тряпку на заднике сцены раздёрнули, и показался круглый экран, аналогичный знаменитому "пинкфлойдовскому". На экране всплеснул псевдоподиями и смачно перекувырнулся тройной виртуальный ёксель-моксель. Что-то дымно рвануло. Сквозь дым до дружно возопивших трибун загадочно донеслись до изумления знакомые, но меньше всего ожидаемые в этот миг риффы. Примерно через пять секунд, к началу первого куплета до публики дошло, что это "Satisfaction", непривычно утяжелённая и снабжённая безалаберным гитарным соло с атлетической духовой подкладкой. Вопли на трибунах приобрели удивлённую окраску. А не фига удивляться - похоже, браткам просто надоело приберегать сию песню на финал. Да и пора уже было приучать публику к тому, что кроме этого "сникерса" есть у них кое-что ещё...
На сцене смутно мельтешили некие фигурки. Положение спасал видеоэкран, на обеспечение коего работало операторов пять, не меньше. Причём работали они столь грамотно и синхронно, окрашивая изображение компьютерной графикой, ураганно перебрасывая кадр с одного музыканта на другого и периодически впаривая знакомые гопнической части зрителей по MTV-эфиру, и встречавшиеся потому бурными и продолжительными охами фрагменты видеоклипов, что впору было заподозрить кручение фильма-концерта. Однако наблюдаемая в бинокль синхронность в движении фигурок на сцене и их изображений на экране, несколько успокаивала.

Вторым номером шла "Let`s Spend The Night Together Now". После этого блока вполне удовлетворённый Джаггер безо всякой питерской имитации мягкого московского говора (учитесь, Сплин!) констатировал:
- Наконец-то мы здесь...
Восторгу публики не было предела.

"Gimme Shelter" меж тем прозвучала несколько вяло (лишь мощный бэк-граунд подпевающих девушек-растаманок спас дело). А в "Anybody Seen My Baby" Джаггер откровенно подхалтурил, фактически прочитав текст, чем показал, что сам от этого горе-хита не в восторге. Впрочем, на экране транслировался клип, так что публика осталась довольна. А быть может, он всё еще был оскорблён обвинениями журнала "Spiegel" в использовании фонограммы... Затем Мик со много большим энтузиазмом и снова по-русски объявил: "А теперь - новая песня!", после чего техники сцены вручили ему гитару. Ричардс, кстати, уже к моменту распросов: "Не видали ль вы (львы?) мою бабу?", сменил белый "Telecaster" на чёрный рогатый "Gibson". "Saint On Me" - вполне стандартный, кстати стадионный гимн - впечатлила куда больше. "Pаint In Black" исполнялась по требованию Его Величества Форума-На-Сайте. Свежая "Out On Control", под которую народ спалил все зажигалки, выгодно отличалась от студийного оригинала проигрышами трубы с сурдинкой. А потом были до боли родная "It`s Only Rock`N`Roll" и оргия в стиле диско-фанк "Miss You" - растянутая невесть на сколько и с целованием рук и ног одной из подпевающих растаманок (бурные аплодисменты, переходящие в овацию). Особо отрывался по части фанковых штучек-дрючек новый негритянистый басист.

Представив публике всех музыкантов сопровождения, включая басиста Дэрилла Джонса, клавишника Чака Ливелла и облизанную растаманку Лизу Фишер, Джаггер передал микрофон Ричардсу и ненадолго покинул сцену.

Ричардс, честно говоря, разочаровал. Нет, с голосом у старого уголовника всё в порядке, со слухом - тоже, но вот репертуар... Ни "Happy", ни "Memory Motel" мы от него не услышали. А "Wanna Hold You" c не слишком удачного "Undercover" (1983)- вещь решительно не стадионная, и оттого ощутимо пробуксовывавшая. Зато потом началось форменное светопреставление.
Вновь упала темнота. Вновь загремели инфразвуковые воздухомешалки. Из окутавшего сцену дыма к неясного пока что назначения пятачку посреди залитого дождём стоячего партера сэрегировал раздвижной мост.
В Вавилон? Не знаю, но в вавилонское столпотворение - уж точно!

Под джазовый импровиз оставшихся на сцене сессионщиков Джаггер, Ричардс, Рон Вуд (сменивший по такому случаю гитару на бас) и Уоттс ступили на мост. А добравшись до открывшейся среди толпы маленькой эстрады под зонтиком - учинили там панковский угар, ибо теперь гитара Дикого Цыгана и бас Сумасшедшего Художника звучали так, что Техасская Резня Бензопилой позеленела бы от зависти и ржавчины.
В центре поля были сыграны "Little Quenny" Чака Берри, недавний хит "You Got Me Rocking" и диланова "Like A Rolling Stone". А что? Ramones вот тоже поют хит "R.A.M.O.N.E.S.", которую им посвятили Motorhead. После чего наша гоп-команда уже без моста, и чуть ли не по головам публики вернулась на сцену, где тут же урезала вдохновлённую Булгаковым "Sympathy For The Devil". Жаль, что ее логического продолжения её в виде "Чего Не Хватишься - Ничего Нет" ("You Can't Always Get What You Want") так и не последовало.

Ещё парочка хитов, "Start Me Up" и "Honky Tonk Womаn", прозвучали в новых аранжировках и со смачным духовым подспорьем. После чего о характере двух последних - на бис - вещей можно было заранее догадаться по экранным подсказкам. Завертелся фирменный язык в центре мишени - "Jumping Jack Flash". Тот же язык, но на сей раз шоколадных цветов - "Brown Sugar"!!! Фейерверк и всеобщее ликование. Уже удалившаяся со сцены четвёрка застыла над стадионом в виде огромного, во весь видеоэкран, стоп-кадра.

На том и кончилась сказка. Под проливным дождем расходились мы со стадиона. В моём кармане лежал свежезаписанный "Moscow Bootleg `98"...

P.S. Таким было пришествие Rolling Stones в Москву в далеком 1998 году. В те дни я еще не занимался профессионально рок-журналистикой, и этот текст взят мною из дневниковых заметок, написанных удовольствия ради. Это всего лишь рок-н-ролл. Не видел ли кто-нибудь из вас Rolling Stones после этого? Расскажите, как это было...

23.08.2006, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • > раз уж новых впечатлений от "камушков" ждать не приходится, то и ходить на их концерты мне больше незачем ага, но это не концерты хуже, а мы постарели. Я тоже роллингов видела в 2003-м, и тоже была разочарована.
    Написал(a): QQshka, 29/08/2006 20:54
  • ... в смысле не "поврею", а "поверю" ...
    Написал(a): Нехороший человек, 24/08/2006 1:34
  • Кто-кто, я расскажу :) Видел их в 2003 году на автодроме в Хокенхайме. Народу было тысяч 250, на разогреве Pretenders и AC/DC. Москва-1998 и Хокенхайм-2003 это небо и земля. Концерт был скучным, предсказуемым, ну разве что видеоэкран другой. Начали, помнится, с Brown Sugar, часов в 8 вечера, еще сильно засветло. Кит Ричардс просто тихо вышел из-за декораций к рампе и рубанул рифф. Поскольку от публики до сцены было далеко, а видеоэкран оживился только спустя полминуты, многие, в том числе я, вышедшего Ричардса просто не видели, так что началось все неожиданно. Продолжили песней Sway, с духовой секцией, как и положено. Сыграли также единственную в тот год новую песню "Don't stop". В какой-то момент на сцену вывалились Ангус и Малколм Янги, сыграли с роллингами классический блюз "Rock me baby" и, кажется, еще пару нероллинговских вещей. В середине концерта, как и в Москве, тоже устроили переход на малую сцену, ну а потом, под тамтамы в "Sympathy for the devil", протопали обратно на большую. Как всегда, Ричардс спел пару песен, Ронни Вуд, помнится, на его номерах за клавиши сел. Кстати, Ронни Вуда вообще как-то не было слышно, и если мне скажут, что его гитару вообще не подключали к аппарату, то я поврею. Хотя и в этот раз, как и в Москве, он цеплял видеокамеру на гриф гитары. Видеоэкран состоял из четырех прямоугольников, причем они были подвижные, двигались на тросах вдоль линии занавеса. Если их сводили друг с другом вплотную, то они могли работать как одно целое, то есть экран большей ширины. Иногда было четыре изображения - на каждого "форварда" по своему экрану, иногда один большой экран, иногда два экрана из двух кусков - вобщем комбинировали как хотели. В какой-то момент докомбинировались - три из четырех кусков отрубились, работал только один, на который после пары минут раздумий пришлось переводить всю картинку. Минут через 10-15 все-таки починили. Видеоэффектов было мало, запомнилась разве что песня "Sympathy for the devil", в которой пару раз имела место одновременная вспышка компьютерного огня на экране и настоящего огня из факелов над сценой - эффектно, но как-то не совсем к месту. Концерт закончился фейерверком. Выехать с автостоянки удалось только спустя часа три после окончания. Впрочем значительная часть публики расположилась в палаточном городке в окрестностях автодрома, там они и оставались ночевать. Поскольку у меня за плечами был московский концерт, этот концерт меня уже нисколько не впечатлил. Тогда я и решил - раз уж новых впечатлений от "камушков" ждать не приходится, то и ходить на их концерты мне больше незачем, только зря тратить большие деньги. За прошедшие три года я этого своего мнения не изменил и вряд ли изменю в будущем.
    Написал(a): Нехороший человек, 24/08/2006 1:31
  • > Не видел ли кто-нибудь из вас Rolling Stones после этого? Расскажите, как это было... Издеваетесь, сударь... Кто ж, кроме Вас, расскажет, да с подробностями, да таким слогом? ;)
    Написал(a): QQshka, 23/08/2006 17:56
THE ROLLING STONES - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Капитаны Америка – АКЦИЯ 5 экс-президентов США и Леди ГаГа посетили благотворительный концерт и собрали для пострадавших от… »»

Лейкемия – Genesis Breyer P-ORRIDGE Дженезис П. Орридж отменяет концерты Psychic TV: у музыканта обнаружена лейкемия »»

Песня на 24 часа – Marilyn MANSON Мэрилин Мэнсон записал кавер на композицию Джонни Кэша для саундтрека к фильму "24 часа на жизнь". »»

Что новенького пишут? – Taylor SWIFT Тейлор Свифт выпустила клип, составленный из газетных заголовков и статей »»

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Доставай Метлу – APOCALYPTICA Apocalyptica анонсировала большой российский тур со своей знаменитой программой "Metallica" »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

"Мы попытались искоренить свой собственный формат" – МУХА Лидеры группы Муха презентуют на Звуках свой новый альбом и рассказывают, как достичь состояния… »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника23/10

1959 – На свет появился "Weird" Эл Янкович - пародист, снимающий самые смешные в мире клипы-пародии на весь поп-истеблишмент: от Мадонны и Джексона до U2  »»

1964 – Родился Роберт Трухильо - до того, как стать бас-гитаристом Metallica, он составлял гордость таких групп, как Ozzy Osbourne и Suicidal Tendencies  »»

Gary McFARLAND (1933)

Johnny CARROLL (1937)

Ellie GREENWICH (1940)

Ernie WATTS (1945)

Александр "Полковник" ГНОЕВЫХ (1957)

Weird Al YANKOVIC (1959)

Robert TRUJILLO (1964)

VV BROWN (1983)

Paradise OSKAR (1990)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить