SZIGET  Дневник фестиваля Sziget-2006: дни 5 и 6

Продолжаем репортаж с острова Sziget. 13 и 14 августа: 17 хиппи, трудно быть готом в стиле Rasmus, травести, а я день Рожденья не буду справлять, дикий слэм из Ленинграда, аккуратные костюмчики Placebo, оторванный панк Exploited и тыц-тыц от Orb.

13 августа: 17 хиппи, трудно быть готом в стиле Rasmus, травести и танцы до упаду.

По традиции, мы стараемся провести на фестивале хотя бы одну ночь, чтобы потанцевать и понаблюдать за ночными жителями острова. Поэтому мы пропускаем первые выступления на Сигете, появляясь на нем лишь часов в шесть.
В программе дня на world stage заявлена немецкая группа 17 Hippies, однако, в полном соответствии с датой, на сцене появляются всего 13 музыкантов. И так немало - особенно если учесть, что вся эта развеселая толпа непрерывно танцует и прыгает. В основе своей акустическая, музыка берлинских хиппи развивает традиции "правильного" европейского фолка в сторону исполнительской и инструментальной эклектики, замешивая в одну веселую круговерть гитары, укулеле, тромбон, аккордеоны, виолончель, банджо, скрипки, кларнет и другие инструменты разных эпох и государств.
Музыка в результате отчасти напоминает опыты Chumbawamba - но с большим уклоном в разбитной фолк-поп в стиле "Цыпленок жареный". Cреди музыкантов выделяется сладкая парочка аккордеонистов - яркая эффектная блондинка и... пожилой панк в аккуратным красноватым ирокезом. Толпа на поле поражает размерами: сегодня поболеть за "своих" собрались разом все французы, немцы и итальянцы острова. В результате краткого голосования, проведенного группой, выясняется, что французов все-таки больше. Веселье на поле стоит отменное; толпа водит хороводы, прыгает и оторванно орет (не забывая, впрочем, попадать в такт и четко подчиняясь аккуратному "руководству" музыкантов). Я немедленно задаюсь вопросом: удастся ли на следующий день собрать хотя бы часть такой публики российскому Ленинграду? Исполнительский уровень у "хиппи" все-таки покруче, в их программе - вкусно аранжированные поп-мелодии и анархические гимны, известные всей Европе, в то время как "наши" будут, как им это свойственно, гнать со сцены скудную в мелодическом плане и хреново сыгранную музыку на неизвестном никому языке... Удастся ли "взять" эту сцену Шнуру и компании?.. Утро вечера мудренее - поглядим, что ждет нас дальше.

Примета Сигета: если по всем дорожкам к главной сцене потянулись готы всех стран и народов - значит, сегодня играть будут финны. В этот раз здесь нагнетают атмосферу частые гости острова - The Rasmus, чей прошлогодний альбом "Hide From The Sun" собрал сдержанные отзывы критиков, утверждающих, что группа пыталась преодолеть успех предыдущих альбомов - "Dead Letters" и "Peep". Таковое утверждение само по себе довольно забавно, если учесть, что группа играет добрый десяток лет, а первый свой релиз, давший начало "генеральной линии готической партии", она выпустила аж в 1997 году. Новые песни развивают и дополняют устойчивый музыкальный образ Rasmus, обладая, впрочем, немалой толикой новых находок (к числу коих относится, в частности, последовательная работа с бэк-сэмплами). Звук выстроен качественно: прямо-таки физически ощущаешь, как мрачные готические вампиры высасывают из тебя все силы, оставляя твою бренную оболочку колыхаться в толпе.

Тем временем на Hammer World рвет мир на части легенда британского дум-металла- Cathedral. Британцы, как и ранее, получают самый горячий (в прямом смысле слова) прием: ангар сцены заполнен восхищенным и потным народом.
Официальная часть вечера закончена, и мы отправляемся танцевать. Попутно попадаем на финал конкурса травести в павильоне Magic Mirror, в очередной раз поражаясь, насколько дружелюбно и юмористически организаторы обыгрывают такие деликатные темы.
В этот раз интересную ночную программу предлагает Party Arena, на которой демонстрирует свою версию прогрессива яркий латиноамериканский DJ Herman Cattaneo. Мало того, что парень приятен на вид - он еще и играет так, что двигаться начинаешь, еще не войдя под шатер! Его сету предшествуют прогрессив и джангл от традиционного британского мастера жанра Маркуса Джеймса (Marcus James) и DJ Chriss, от выступления которого мы застаем лишь часть.
Наше дальнейшее путешествие по острову можно охарактеризовать как бездумное поглощение самого разнообразного музыкального фаст-фуда: ночью все сцены, включая главную, оснащаются вертушками и запускают "колбасу". На соседних сценах могут располагаться детройтское техно, брейкбит и ретро-дискотека - выбирай на вкус. Я выбираю этно-транс на сцене у кафе с говорящим названием Mokka Cuka и зависаю на острове, пока мои ноги не отказываются не только двигаться, но и стоять. Большая проблема - дойти до ночной электрички...

14 августа: А я день Рожденья не буду справлять, дикий слэм из Ленинграда, аккуратные костюмчики Placebo, оторванный панк Exploited и тыц-тыц от Orb.

14 августа - день Рождения нашего фотографа, Нади Лебедевой, с который мы пичкаем вас рассказами о Сигете уже не первый год. Мы гадаем: исполнит ли для нее Шнур песню "День Рожденья"?
На этой картинке вы видите классических представителей панк-тусовки острова. Сегодня у них тоже праздник: на Metal Hammer рубятся легенды жанра - Exploited.
Изобретательность и чувство юмора - наверно, то, чего больше всего отличает европейских посетителей фестивалей (далеко не только Сигета). Придумать забавный костюм, устроить шоу в стиле Stomp, играя на мусорных баках, - на такое способны и мы, но нам всегда чего-то не хватает. Смелости. Толики вкуса. Чуть большего кругозора и чуть большей внутренней свободы. любознательности, наконец. И тут мы плавно подходим к разговору о группе Ленинград, которую афиша называла "ska, deeply embedded in punk"...

Прийти на сцену "поболеть за своих" - святое дело для каждого зарубежного посетителя Сигета: поддержать родную команду всегда полезно. Особенно если она еще и популярна - а "Ленинград", невзирая на все запреты властей города Москвы и все "заказники" в Куршавеле, по-прежнему мил народу.
Группа выступала в расширенном составе: духовая секция, ритм-секция... а посреди сцены, как большая красно-зеленая неваляшка, расположился Стас Барецкий. Он просто сидел на стуле в многозначительном молчании, иногда Шнур подносит к его рту микрофон, и тогда Стас произносил в него нечто неопознанное. Ближе к концу концерта стул из-под Барецкого выдернули, а он картинно шлепнулся на сцену. (После выступления группы мы просили Шнура - а зачем, собственно, Барецкий был нужен на сцене? - на что Шнур пожал плечами и сказал "А я и сам не знаю").

Итак, "Ленинград" выходит под знакомое всем советским радиослушателям бравурное вступление - и тут же начинается бешеный, невообразимый слэм. Веселье хлещет через край. На поле собралась толпа, вполне сопоставимая по размеру со вчерашней; только состоит она из руских и украинских слушателей, поэтому ведет себя куда более агрессивно. Звучат знакомые хиты: "День Рожденья", "На дачу", "Терминатор", "Шоу-бизнес"... Поначалу веселье захватывает и меня - в Москве так не потанцуешь и по головам не покатаешься. Однако в какой-то момент я вылезаю из толпы передохнуть... и вдруг начинаю смотреть на происходящее другими глазами. В пляшущей у сцены толпе почти нет никого, кроме русских и украинцев - иногда венгров или каких-то уж совсем оторванных европейских панков, которых привлек слэм. Пришедшие на шум западноевропейские слушатели, часть из которых - мои коллеги-журналисты, преимущественно жмутся у забора и недоуменно переговариваются. Общий смысл их высказываний сводится к тезису: "эта группа играет какой-то буллшит, наверно, у нее очень прикольные тексты - впрочем, и фронтмен тоже бодр". Знали бы вы, ребята, какие у нее тексты!..
Содержание песен Шнур и компания до народа не доносили - наверно, английского не знают. Или, что гораздо больше похоже на правду, не стремятся контактировать ни с кем, кроме "своих", оставаясь ксенофобами в стиле какой-нибудь группы "Чайф". После выступления мы сделали небольшое интервью со Шнуром, во время которого я спросила:
- Сергей, а ты по острову уже ходил? Фестиваль видел?
- Что ты?! - искренне изумился Шнур,- по какому острову? Зачем мне все это?!
- Понимаешь, - принялась я объяснять, - здесь же совершенно особая атмосфера, практически гоcударство в государстве, тут дико прикольно!..
Шнур посмотрел на меня снисходительно и спросил:
- Тебе лет-то сколько?
- Тридцать пять.
- Аааа! Ну вот, значит, через два года я как раз до этого дорасту! - мгновенно нашелся Шнур. И остался при своем...

Тем временем на главную сцену уже взошли Placebo под предводительством Брайана Молко (Brian Molko), выглядящего весьма гламурно в ослепительно белой рубашке и жилетке. Прочие музыканты тоже не подкачали, обрядившись в светлые кружевные рубашки и камзолы. Первое, что мы услышали, подойдя к сцене, - это как Брайан обзывает организаторов Сигета "homofobic slut". Далее услышали неотстроенные микрофоны и нестройные партии - что в новеньких "Infrared" и "One Of A Kind", что в легендарной "Blackeyed" эффект от "расходящихся" гитар был одинаково хорошо слышен. Но если "Blackeyed" зрители группе простили в силу хитовости, то новые песни простояли, практически не хлопая. Тем не менее, собравшихся перед сценой все же было около 50 тысяч человек - так что народ разогревал сам себя.

Однако ночь была в самом разгаре: тем временем на Hammer Stage уже начинали игру Exploited - каковая игра сопровождалась толпой не очень внушительных размеров, зато повышенной прыгучести и громкости. А наш путь лежал дальше, на сцену Wan2, где уже развернули свои ноутбуки The Orb. Генеральное командование проектом доктора Алекса Патерсона (Dr. Alex Paterson) сводится в последние годы к тому, чтобы не сходить с протоптанной дорожки танцевального техно и брейкбита. Он и не планирует,- весь отведенный час приноравливая зал ходить строем. Если первые 20 минут такая музыка забавно слушается и под нее неплохо танцуется, то уже через 40 минут мы, устав от однообразия, начинаем выбираться из толпы, пришедшей послушать один из краеугольных проектов современной электроники.
Пройдя буквально 20 метров, утыкаемся в неизвестную площадку - одну из сотни на острове - где подают брейкбит в том же темпе, только разбавленный хитрыми сэмплами и смешными спецэффектами. Порадовались на Патерсона: достойную смену воспитал мастер...

Окончание следует.

18.08.2006, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)