METAL KARTOON  Бесы

В Москве выступил любимец меломанов всего мира - французский гитарист Кристоф Годэн со своей группой Metal Kartoon. Веря анонсам, от "Картунов" ждали ироничного высокопрофессионального металла, сумасшедшего фанка и виртуозного джаза.

4 августа в "Китайском лётчике Джао Да" выступил любимец меломанов всего мира - французский гитарист Кристоф Годэн (Christophe Godin) со своей группой Metal Kartoon. Лидер "Металлического мультика", как гуру и виртуоз, как один из лучших гитаристов Европы, как французская телезвезда (проект "Guitarre Attitudes" на "Canal +" ловился знающими людьми тарелкой, записывался на видеокассеты и ставился на одну полку с записями Сатриани, Вэя и Фридмана) в особом представлении москвичам не нуждался. А вот от Metal Kartoon в целом, веря анонсам, ждали ироничного высокопрофессионального металла, сумасшедшего фанка и джаза.

Дождались - это мало сказать. Сказать по правде, гитара Годэна так по-хорошему эгоцентрична, так могущественно величава и при этом проказливо опасна, что даже если всем остальным героям (бас, скрипка, клавиши, барабаны) предоставить возможность пуститься в разболтанный какофонический экспромт, беспорядка не получится. Годэн при этом отнюдь не тоталитарен, даже напротив, снисходителен. И есть к чему быть снисходительным.

Приятно удивляет, что при всей своей хард-рок-компетентности эти люди "умеют кабаре и шансон": компактная ностальгическая карикатурка на некоего символического Ива Монтана мелькнула - и тут же была зашлифована металлом. Скучно, когда музыкальная ирония происходит от поверхностности, и упрекать в ней Metal Kartoon смешно: музыканты действительно очень профессионально оперируют аллюзиями как музыкальными, так и вполне жизненными. Вот здесь с особым удовольствием отзовусь о визуальном пилотаже музыкантов. Но часто мелькающее в релизах слово "шоу", да простят меня коллеги, здесь никак не подходит. Metal Kartoon - это театр. Годэн изыскан, что, казалось бы, никак не должно вязаться с кедами "Converse" и короткими широкими штанами о глубинных карманах - спецодеждой "Картунов".

Годэн изысканно прерывает очередную песню ради мастер-класса гитары для начинающих металлистов. За этим, к восторгу зрителей, следуют этюды: Годэн смеётся своей гитарой до колик и с её же помощью мчится на гоночной машине. По возвращении, приняв овации, как ни в чём ни бывало, заказывает "два пива в первый ряд" и продолжает концерт. Тем временем скрипач, он же клавишник - абсолютная звезда "Картунов", бесноватая тень Годэна с гуттаперчевым лицом циничного менестреля - заменяет роскошным юродивым вокалом все недостающие инструменты, скрипкой вырезает тонкие венгерские фигуры из барабанных перепонок. И по его технике легко вообразить, как этот мальчик корчил рожи, выпиливая каприсы и инвенции.

Музыка Metal Kartoon захватывающе непредсказуема, как в плане жанрового разнообразия треков, так и в масштабе каждой конкретной композиции. Чудное регги выливается в ироничную тягомотину металлического припева; рэп, наложенный на фанк, приобретает черты высокого монолога, а неожиданный рэгтайм вдогонку - это вообще ни в какие ворота. Приводить подобные примеры - давать повод усомниться как в адекватности автора, так и в наличии у него вкуса.

Но терять уже нечего, так что изъяснюсь образно: Metal Kartoon, господа, это как если бы благородный бес Стравинского, попрыгав в Виане, вселился бы, раздвоившись, в Кирка Хаммета и Майлза Дэвиса, и, натворив дел, да метнув по дороге семечко в Сергея Мазаева, понёсся дальше...

07.08.2006, Ксения ЖЕГЛАЯ (ЗВУКИ РУ)