ФЕСТИВАЛЬ  "Рыбка" золотая, юбилейная

Сегежскому фестивалю "Рыбка" исполнилось 10 лет. Он вышел на принципиально новый уровень, но не потерял тот дух, ради которого столько лет подряд и с таким явным довольствием в Сегежу едут и музыканты, и журналисты. То "настоящее", чего так не хватает нам в больших городах.

Сегежской "Рыбке" исполнилось 10 лет! Согласитесь, возраст солидный: немногие фестивали могут похвастаться таким долголетием. В связи со столь важной датой фестиваль расширился до трех дней, перебрался на воздух, лексикон местных жителей обогатился понятием open air, а вместо билетов появились "ласточки цивилизации" - настоящие цветные несмываемые браслеты.

А начиналось все с форс-мажора. Буквально за три дня до фестиваля, когда на городском пляже уже начали возводить сцену и ограждение, вышло постановление о запрещении мероприятий в лесной зоне в связи с пожароопасной обстановкой в Карелии. Юбилей оказался на грани срыва. И только нечеловеческими усилиями организаторов и не в последнюю очередь благодаря дружественным отношениям с городской администрацией удалось перенести мероприятие в местный ЦПКО.
В результате открытие задержалось почти на шесть (!!!) часов! На площадке срочно достраивали сцену из неструганых досок и крыли ее полиэтиленом, забор обивали спонсорской черной бумагой. Дружно искали в парке пропавшее электричество - дядька-электрик карабкался по лесенке на фонарный столб, пытаясь определить, где фаза а где "ноль". Периодически накрапывал дождь.
Все это время верные и доброжелательные сегежские зрители (добровольно) и приезжий народ (вынужденно) совершенно мирно тусовались в парке, распивали на лавочках всякие напитки, подкармливали окрестных собак и кошек, общались культурно - и никто не роптал!
Наконец, ближе к девяти часам, началось.

Неразбериха этого дня почти не оставила воспоминаний от выступлений Александра Кира (что-то алкогольно-бардовское, согласно псевдониму), групп МегаФон (запомнились только зеленые одежки реаниматоров) и Нон-Стоп Контрафакт с философской песенкой про "любовь или секс".

Зато добротную сегежскую фолк-роковую группу Берега, довелось услышать дважды: сначала в записи (на их CD отстраивали звук), потом живьем. Сравнение оказалось не в пользу концертного выступления, но тому есть оправдание: в группе работают организаторы фестиваля Александр и Елена Дорофей, и волнения последних дней конечно же не могли пройти бесследно.

Непременно надо сказать про звук. Хороший аппарат от дружественной группы Мюлларит и качественная работа звукорежиссеров многим на этом фестивале открыла глаза (и уши, уши!) на то, как на самом-то деле звучат свои же родные и знакомые команды, и предоставила возможность даже самым навороченным гостям показать себя во все красе.

Хедлайнером первого дня была назначена московская Этника, приехавшая в Карелию в усеченном составе, но сумевшая за время ожидания своего выхода найти на месте неплохого бас-гитариста. Совершенно замерзшие музыканты, трогательно весь вечер гревшие свой шаманский бубен над мангалом с шашлыками, не выдержали и попросились на сцену пораньше. В публике поначалу возникло некоторое замешательство: к такой музыке не все оказались готовы. Красиво, волшебно, но и головой не потрясешь и с девушкой не потанцуешь. Наверное, на берегу озера эти русалочьи песни звучали бы гораздо органичнее. Но концерт затянулся далеко заполночь, охрана по причине окончания рабочего дня просто ушла спать, народу на площадке стало больше, и постепенно все втянулись. А в сочетании со слегка потемневшим небом и подсвеченными снизу чайками все встало на свои места.

Завершал день (в третьем часу ночи!) качественный инструментальный рок из Новодвинска - Solar Limit. Впрочем, к тому моменту все уже с ног валились от усталости, и остаток выступления мы дослушивали из окошка уютной гостиницы ДОСААФ - благо от нее до площадки три минуты ходьбы.

День второй, оказался самым насыщенным. Помимо петрозаводских групп (о которых - позже) здесь показала себя во всей красе ударная часть сегежского рок-клуба "Котел".
Разухабистые punk-not-dead Zаражено исполнили глубоко патриотичную песню "Эх, Сегежа-городок/ Про тебя пою я рок/И в другие жить края /Не поеду ни...!"
Anima, щегольнула ритмом на 5/4 и запомнилась трагическим припевом "Найди меня, сведи меня с ума..."
А вот Черепа, некогда так впечатлившие прессу отчаянным неумением играть, нынче носят титул "корифеи сегежской альтернативной сцены", исполняют фрагменты программы "Классицизм", стали попадать в ноты, и относительно синхронно менять ритм, отказались от концептуального "Урала" и... утратили всякую оригинальность.

На фоне разношерстных команд хорошее впечатление произвела The Крыша (Северск, Томск) со своими песнями про "тамагочи" и "руки мастера tatoo", славным контрастом звонкого девичьего и рычащего мужского вокала и мастерским умением держать зал. Отыграли сет практически нон-стоп, ни на секунду не снижая накала, на одном дыхании. Отличный пример по-настоящему грамотной работы на сцене!

Долгожданная Абвиотура из Москвы, частый гость Сегежи, собрала на площадку весь народ из парка. Их здесь нежно любят, и любовь эта вполне взаимна. Великолепное выступление, в очередной раз подтверждающее, что эту группу надо слушать непременно живьем: на студийных альбомах нет и малой доли той позитивной энергии, что буквально волнами хлещет со сцены.
"Недоразумением дня" оказались BRO Sound (Сургут - СПб) поначалу неплохо заигравшие реггей, но выступавшие так мучительно долго, что успели надоесть всем до чертиков! Похоже, в этот момент организаторы на что-то отвлеклись, и просто некому было согнать их со сцены.

Отыгравшие свой сет в середине дня монстры питерской тяжелой сцены из группы Кома к вечеру соединились с Кириллом Немоляевым, превратившись в Бони Нем.
Народ, едва ли опознавший в несколько неловко сыгранном реггей "The Final Countdown", радостно завизжал под "Черный Бумер". И дальше с восторгом принимал все славно утяжеленные мелодии и ритмы зарубежной и родной эстрады, пел хором "Нас не догонят!", пытался сносить заграждения, лезть на сцену - словом отрывался по полной программе. Немоляев, безоговорочно стал "своим" в этом славном городе.

На третий день выглянуло солнышко и стало тепло. Концерт открыл легендарный прадедушка карельского рока Герман Фирсов с верным стратокастером и кошмарной группой Всё.
Северо-Западный Лес, безусловно самая сильная и группа Сегежского рок-клуба, как и всегда порадовал хорошо сыгранным и глубоко прочувствованным "правильным" ритм-н-блюзом, с серьезными текстами. Недоумение вызвала только некстати возникшая посреди выступления блок-флейта.

Целая куча команд из Петрозаводска, дружных между собой и с переходящими из состава в состав музыкантами, работала два дня, но запросто укладывается в один абзац.
Зажигательные Задвиги Поплавского, мощные Посторонним В, солнечная Кутерьма, Блэнш с громкой солисткой в короткой юбочке, Funkies - все, кроме стабильно провального Диктатора Дубова, были вполне хороши и весьма разнообразны.
А группа Истинный Облик, запомнилась потенциально интересным вокалистом: чуть-чуть поработать с голосом, убрать модные "форматные" подмяукивания, подчеркнуть "мужское начало", и - смерть всему женскому населению! Да, вот только музыкантов неплохо бы подучить...

Еще одно наблюдение по поводу переходящих музыкантов. Ритм секция, напрочь запоровшая мурманский якобы ска-реггей Jahngle, вдруг чудесно зазвучала в составе Кузя Бэнд. Все встало на свои места, позитивные Кузины песни обрели весьма приличные и приятные слуху аранжировки, а на щемяще-актуальной композиции "Все! Все! Все! Я хочу в отпуск!" кое-кто в зале тайком утирал скупую слезу.
Работали в этот день и просто неплохие группы, ровные и... ничем не примечательные - такие как Облико Морале (Великий Новгород), АД (Питер) или Модель неба из Владивостока. В последней справедливости ради надо отметить интересную вокалистку, которая, к сожалению, совершенно не бережет свой красивый голос.

Были некоторые опасения по поводу записаных в хэдлайнеры откровенно коммерческих проектов Ранетки и The Revolution. Опасения эти усилились после реплики в районе пульта: - "Ну вот, "Рыба" закончилась, началась Москва!", но быстро рассеялись в процессе их выступления.
Юные московские Ранетки с поющей барабанщицей и отвязной клавишницей потрясли публику не только хулиганским задором: никто не ожидал такой сокрушительной мощи и реально качественной работы от столь нежных созданий. В рядах слушателей возникло смятение, некоторые пытались даже выяснить у звукорежиссеров, правда ли девчонки играют вживую. Выяснив, прониклись уважением.
Заведенные Ранетками зрители на ура восприняли и The Revolution (Н. Новгород - Москва), исполняющих, согласно пресс-релизу, fashion-rock, и отличающихся трепетно серьезным отношением к звуку, хорошими аранжировками и сильным вокалом. Явно экспортный вариант вполне европейского уровня, как ни странно, оказался весьма кстати. Публика не желала отпускать их со сцены, и в качестве бонуса получила диппёпловский "Child in Time" с попаданием во все верхние ноты. Очень мило ...На сем, собственно, фестиваль и закончился.

Наутро традиционная фраза "Кто сегодня играет?" повисла в тишине. Всё.
Ни привычной отстройки аппарата за окнами, ни людей в парке: понедельник. И только на краешке опустевшей сцены Лена Дорофей поет под гитару, и так не хочется уезжать.

Юбилей удался на славу. Остались обще-приятные впечатления, забылась нервотрепка первого дня, и можно уже делать определенные выводы.
Итак, "Рыбка" явно вышла на принципиально новый уровень. Фестиваль уже не загонишь "назад в подвалы" (а точнее, в душный ДК): народ познал свободу open air'а, и почувствовал вкус к качественному звуку.
Уже строятся наполеоновские планы на следующий год. Очень хочется, чтобы они сбылись, и при этом не потерялась бы первозданная чистота и искренность этого мероприятия. Тот дух, ради которого столько лет подряд и с таким явным довольствием в Сегежу едут и музыканты, и журналисты. То "настоящее", чего так не хватает нам в больших городах.

31.07.2006, Анастасия ЯГОДИНА (ЗВУКИ РУ)