ФЕСТИВАЛЬ  Дневник Roskilde Festival'06. День третий

Продолжаем рассказ о Роскильде. Третий день фестиваля: басист Primal Scream становится героем датской прессы, автор переживает полтора часа ступора с группой Tool, у Джорджа Клинтона горит крыша, а Kanye West рассказывает о своей нелегкой жизни...

Глава третья, в которой басист Primal Scream становится героем датской прессы, автор переживает полтора часа ступора с группой Tool, у Джорджа Клинтона горит крыша, а Kanye West рассказывает о своей нелегкой жизни.

В первый день июля и третий день фестиваля с моим камрадом Тоней приключился день рождения. Новорожденная немного сокрушалась на предмет того, что субботняя программа не радовала именами. На это я стала пламенно восклицать: мол, Tied & Tickled Trio - это крутой джаз! The Ex - это крутые панки! Two Gallants - это крутые калифорнийцы! А Бобби Джи?! - да он круче тысячи чертей!

...В полдень немцы Tied & Tickled Trio лепили саундтрек для ленивого лета: немногочисленные зрители в Pavilion отмахивали такты макушками, кто-то даже вальяжно топтался под сценой в намеке на танец. В "трио" насчитывалось не менее семи-восьми человек: впрочем, все одновременно почти не играли, так, будто чередуясь согласно необязательному плану. Подобный "электронный джаз" можно было запросто извлечь из недр умной операционной системы - однако немцы оказались дотошны до живых нюансов. Чудесные подробности (деликатный контрабас, солирующие саксы, изнеженная труба), нанизанные на, скажем, дабовый хребет, приятно располагали зрителя к сценическому действу. Саксофоны и труба солировали по очереди - не соревнуясь, и тем не менее ревниво и ретиво оспаривая друг друга - пока инициативу не отбирал один из драммеров, не церемонясь, по-хозяйски: главный по тарелочкам, задавала ритма Маркус (Marcus Archer) - один из основателей Tied & Tickled Trio, вместе с братом-трубачом Мишей (Micha Archer). В этом году Tied & Tickled выпустили CD/DVD-дуплет "A.R.C." на лейбле Morr Music - сама при случае приобрету и вам настоятельно рекомендую.

По соседству с Павильоном, в Metropol, тем временем начался концерт шведского электро-джазового бэнда Koop - похоже, шведы в Дании пользовались большей благосклонностью аудитории, нежели немцы: к часу дня Роскильде просыпался - и шел в дансинг. Однако нам быстро наскучило прилежное музицирование ретроспективных Koop в стиле cool, и мы направились к Арене, где с 14-00 были заявлены некто Seeed.
Шоу-машина в красных одеждах: дюжина немцев отряхнула остатки сна с фестиваля. Seeed похожи на профессиональный балаган: они знают, как заставить людей танцевать. Музыка - неизобретательная, утилитарная, слушать такую в наушниках - потеря времени: даб, хип-хоп - канонически скроенные. Это "подложка" для шоу трех энергичных афро-немцев-вокалистов и кордебалета из трех энергичных афро-немок: они подзуживали публику, как умелые массовики-затейники на детском утреннике, и только Джордж Клинтон на той же Арене, но девятью часами позже, переплюнул балаган Seeed.

Между тем, с 15-00, в опустевшем после Koop Метрополе, айдиэмщик Киран Хебден (Kieran Hebden) и джазовый барабанщик Стив Рейд (Steve Reid) демонстрировали друг другу свою интеллигентную, деликатную музыку. В том году Kieran был соло на фестивале: молчаливый человек- тогда показался мне чересчур отчужденным, одиноким. Теперь Хебден разделил сцену с гуру - и выглядел довольным. Человек с лэптопом и человек за барабанами устроились аккурат друг напротив друга, боками к залу - и, казалось, играли друг другу, улыбались друг другу, а зал тут ни при чем - так, случайные, непосвященные, зеваки. Престарелый Рейд упоенно колотил по ударной установке - интровертный Хебден склонился над лэптопом: "такое ощущение, что мы посмотрели два выступления, вместо одного", - позже написали в рецензии на сайте http://gigwise.com. Не соглашусь: несмотря на то, что Хебден и Рейд априори из разных миров, - они существуют в монолитном тандеме, как две прямые, которые все-таки пересеклись. И если в том году Хебдену было неуютно со зрителями - то в этом ровно наоборот: зрителям стало чуток неуютно под сценой - они в этой музыке лишние, будто детки-вуайеристы возле родительской спальни.

Зато на The Ex мы отвели душу. Старейшие голландские панки в прошлом году выступали на фестивале SKIF в Петербурге: нынешний их гиг на сцене, украшенной гигантскими тряпичными цветами, напомнил о том драйве, злом задоре, с каким The Ex штурмовали апатичную питерскую публику. Пламенные панк-прокламации были разжижены фолк-роковыми номерами - когда барабанщица Катерина (Katherina) покидала рабочее место, брала бубен и экспроприировала микрофон у вокалиста Сока (G.W. Sok). Грубая, обличающая страстность, с какой The Ex рубились под цветами, - один из самых искренних моментов постановочно-импровизационного спектакля Roskilde Festival.

...Перед тем, как, наконец, направиться к Большой Сцене, мы еще раз заглянули в Pavilion - c шести часов там играли резиденты Anticon, человек и группа Why? Мелодичные, ироничные - в мажорных тонах - песенки очень хороши, но, увы, до финала выступления я не дотянула: на Orange вот-вот ожидались Primal Scream.
Какими они будут? Я ожидала увидеть махрового хама Бобби Гиллеспи (Bobby Gillespie) - провокатора, дебошира. Но Бобби был сдержан и даже мил - манерный денди с бакенбардами. Вряд ли Бобби Джи внял фестивальному слогану "against drugs" (против наркотиков) - фронтмен Primal Scream явно был несколько не в себе: подтормаживал, делал несанкционированные паузы в песнях; интродукцию "Kill All Hippies" ритм-секция и вовсе растянула, как резиновую, на дополнительную пятиминутку - пока Гиллеспи делал передышку рядом с ударными и не спешил облобызать микрофон. Кроме того, одну из песен Бобби посвятил фанатам, предварив ее такими словами: "To our junky fans. We have a lot of junky fans". Тем не менее, концерт старых шотландских хулиганов удался на все сто.
В этом году Primal Scream выпустили альбом "Riot City Blues" - панк-н-ролльный вестерн, которому критики ставят не более трех звездочек из пяти. Новые песни - свежее "мясо", сырье для концертов; в записи нет того драйва и шарма, каковой они приобретают "вживую". ...PS обесточили синтезаторы - и ваяли первородный рок; интересно, что даже технократичные "Swastika Eyes" или ту же "Kill All Hippies" с альбома "XTRMNTR" сделали по-мужски гитарными; что уж говорить о новых боевиках "Country Girl" или "Suicide Sally & Johnny Guitar" (песня, как предполагает журнал Uncut, аппелирует к Кейт Мосс и Питу Доэрти). Кстати, пронзительные, лиричные "Little Death" и "Sometimes I Feel So Lonely" Бобби петь не стал - видимо, не хотел сбить градус, дать остыть публике. Та не спешила выказывать Primal Scream благорасположенность - и поначалу хлопала сдержанно, едва ли не скептически; но группа не сдавалась - и к финалу, когда отзвучали Rocks и "Medication", публика была покорена. Особая заслуга в этом - басиста Мани (Mani): он так задорно, задиристо, телом и гитарой, отрывался на сцене - что наутро второго июля роскильдская десятикроновая газета "Festival Globe" проиллюстрировала рецензию на концерт PS фотографией отнюдь не Гиллеспи, а басиста. И под фотографией поставила подпись: "Primal Scream доказали, что они все еще наслаждаются игрой в рок-н-ролл". Воистину так.

..."I don't need nobody / Nobody needs me" - в Павильон мы вернулись, когда калифорнийский дуэт Two Gallants допевал "The Prodigal Son" с новейшей пластинки "What the Toll Tells". Название дуэт позаимствовал у Джеймса Джойса, помните: "The two young men walked up the street without speaking, the mournful music following them" (Молодые люди молча прошли по улице, провожаемые скорбным напевом) - из сборника "Дублинцы"
...Два субтильных суровых юноши из Фриско - один на гитаре/губной гармошке, другой на барабанах - производили шума лишь на незначительное число ватт тише, нежели аналогичный (в смысле инструментария) хеви-роковый дуэт "Death from above 1979" годом ранее на той же площадке. Лицо драммера Тайсона Вогеля (Tyson Vogel) было занавешено непроницаемой челкой - не покидало ощущение, будто Тайсон лупил по барабанам вслепую. Вокалист-гитарист Адам Стивенс (Adam Stephens) - в свою очередь, эдакий физиологический оксюморон: ноги, обернутые в суженые черные джинсы, казались чересчур тонкими, будто спичечные - между тем, глотка Адама исторгала столь мощные звуки, что приходило на ум, будто все силы и соки хлипкое тело вложило в хриплый баритон вокалиста. Музыка Two Gallants - словно только-только из паба, не дублинского вовсе - американского, но виски от нее за версту несет тем не менее; музыка между Томом Уэйтсом и Конором Оберстом (Bright Eyes).
Галантные-рыцари поставили жирную размытую точку в своем выступлении: сами ушли - но гитару на фидбэке небрежно бросили на сцене довершать впечатление.

22-30 - под оранжевым навесом большой сцены появилась группа Tool. Я, впрочем, так и не увидела своими глазами титанов арт-прог-металла - приближаться к сцене ближе, нежели на стометровку, посчитала небезопасным для грудной клетки: звук, как тупой металлический резец, и острые локти фанатов сулили боль... Возможно, на деле все было бы не так - но факт как он есть: Tool на полтора часа пригвоздили вашу покорную где-то вдали от сцены. И даже по большим экранам невозможно было отследить, что происходило на передовой: вместо живого Мейнарда (Maynard James Keenan) нам транслировали психоделические клипы - аморфные, но атмосферные. По показаниям очевидцев, Мейнард держался в глубине сцены - будто теневой шаман или удав над бандерлогами: он был столь уверен в покорности зрителей (или столь застенчив?), что посчитал излишним усугублять музыку собственным прилюдным присутствием.
Tool погрузили автора в состояние амбивалентного ступора: в том смысле, что, с одной стороны, все полтора часа музицирования сливались в одну монотонную угрюмую песню; с другой, уйти оказалось решительно невозможно - то ли Каа загипнотизировал, то ли стало жалко расставаться с легендой. Tool - тяжелое испытание: это как поднимать папины гантели без предварительной подготовки.

Полуночный Джордж Клинтон (George Clinton) и его Parliament / Funkadelic на соседней Арене после истязания Тулом показались невероятным праздником: будто мы вначале вкусили кнута - а потом заполучили пряник.
Увы, я не видела все выступление P-Funk, но то, что успела застать, походило на развеселый джем-сейшн. Негр в гигантской белой гламурной шляпе и пальто, поигрывая мускулами, прохаживался по сцене, как по подиуму, двигая бедрами в ритме фанка (вначале люди из "роскильде стафф" пытались согнать его - а затем оставили в покое); какая-то девица (Rolling Stone опознал в ней звезду канала VH1) рассекала на роликах - Клинтон, не прерывая джемующих музыкантов, изрекал что-нибудь вроде "Free your mind and your ass will folow" (Освободи разум и задница последует за ним), а потом, неожиданно, начинал петь "The Roof is on Fire"; и люди расслабленно вторили "Burn, motherfucker, burn". Я была вынуждена вернуться к Orange, не дождавшись окончания фанкадиллии; говорят, что в кульминации Клинтон извлек под софиты с десяток журналистов и тусовщиков, которых обнаружил под сценой и "за кулисами".

...Но к этому времени (01-00) на большой сцене уже появился Kanye West - самоуверенный, как новый Мессия. Композиция "Diamonds from Siera Leone" стала интродукцией к шоу рэпера - однако Кэни не стал доводить ее до логичного финала и бросил после второго куплета, будто песня ему обрыдла прямо здесь и сейчас. Точно так же Kanye West поступил с некоторыми другими своими песнями с обоих альбомов ("The College Dropout" и обласканного прошлогодней критикой "Late Registration"), а затем исполнил динамичный микс из "Sweet Dreams" Eurythmics, "Take on Me" A-ha, "Crazy" Gnarls Barkley и прочего "бест оф" - от Beatles до Майкла Джексона. Часть публики активно подпевала - другая пребывала в замешательстве. Недоумение зрителей усилилось после того, как Кэни едва ли не на полчаса покинул сцену, оставив солировать виолончелисток - а также двух бэк-вокалистов, которые выполняли, скорее, декоративную роль, так как восемьдесят процентов "бэков" оказались на фонограмме. Публика еще раздумывала, бунтовать или бойкотировать? - а Уэст уже, как ни в чем ни бывало, вернулся на рабочее место и жизнерадостно сообщил, что вот-вот, сейчас-сейчас начнется настоящее шоу. Как ни странно, он не обманул: с этого момента композиции допевал до условного конца - а между делом не уставал с пафосом рассказывать про свою трудовую жизнь и карьеру.

...Когда мы покидали фестивальную территорию - на арене играл HIM. Над восточными воротами висела круглая луна. Автобус до Копенгагена стоил 65 крон. Впереди был последний и самый трудный день фестиваля.

Продолжение следует

29.07.2006, Юлия ГАЛКИНА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, скоро выступит в Москве »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – 16 Тонн – BIG CITY JAZZ SHOW BIG CITY JAZZ SHOW »»

20:00 – Зеленый театр ВДНХ – Павел КАРМАНОВ Павел КАРМАНОВ »»

Хроника20/08

1991 – Началась работа над самым известным альбомом "Аукцыона" "Птица". Леонид Федоров и Олег Гаркуша запираются на даче, напиваются и сочиняют заглавную вещь. Кстати, альбом был закончен в день начала следующего путча – 3 октября 1993 года  »»

1998 – Скончался первый советский панк - Андрей "Свинья" Панов (группа Автоматические Удовлетворители)  »»

1999 – Группа "Сахара" получила свое нынешнее название (до этого они назывались "Джуманджи")  »»

Иннокентий АННЕНСКИЙ

Говард Филлипс ЛАВКРАФТ

Freddie MOORE

Frank ROSOLINO (1926)

Frank CAPP (1931)

Sneaky Pete KLEINOW (1934)

Isaac HAYES (1942)

David LASLEY (1947)

Robert PLANT (1948)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить