ФЕСТИВАЛЬ  Rock-Line'2006: Взгляд из-под брезента

Пермские фестивали сопровождает необъяснимый природный феномен: тепло и ясно до и после мероприятия - холодно и дождливо во время его проведения. Так было в прошлом году на итоговом "Рокинге", так случилось и на нынешнем юбилейном "Рок-Лайне". Однако это не помешало ни публике, ни музыкантам.

Лучший друг рок-фестиваля - радиоточка в поезде дальнего следования. Пока едешь сутки до Перми, наслушаешься всяческих "тыц-дымсов" и "мусей-пусей" в таком невыносимом количестве, что самый оголтелый рык самого замшелого металлиста после этого покажется пением горних ангелов, глотком воды в пустыне и свежим ветерком в тюремной камере.

Кстати, о ветерке и вообще о погоде. Уже который раз пермские фестивали сопровождает необъяснимый природный феномен: тепло и ясно до и после мероприятия - холодно и дождливо непосредственно во время его проведения. Так было в прошлом году на итоговом "Рокинге", так случилось и на нынешнем юбилейном (десятом) "Рок-Лайне": 1 и 2 июля синоптики обещали +18, на деле оказалось +7. И это при 30-градусной жаре во всем обитаемом мире, да еще притом, что фестиваль, как водится, проходил в режиме open-air - в этот раз на территории бывшего аэродрома Бахаревка. Организаторы, журналисты и музыканты периодически спасались от непогоды в установленных в пресс-зоне брезентовых армейских палатках, отогреваясь чаем и/или напитками покрепче и словами покороче. Отогреться удалось не всем, - шеф "Бомбы-Питер" Олег Грабко, так рвавшийся на этот фестиваль, слег с жестокой простудой и большую часть мероприятия пропустил. Зрителям пришлось еще более тяжко, потому что в качестве укрытия им предлагались лишь хлипкие пивные павильоны, а из напитков в продаже имелось лишь все то же пиво, но, к некоторому нашему удивлению, их все-таки собралось немало. Рок-н-ролл в Перми, стало быть, любят. И, видимо, не только потому, что иногородние группы приезжают сюда в промышленном количестве не каждый день, но и благодаря усилиям покойного Олега Новоселова, неутомимо насаждавшего "рок-лайновское" движение, и его вдовы, Елены Зориной-Новоселовой, организовывающей фестивали в последнее время. Лена - вместе с командой энтузиастов-помощников, каждый из которых заслуживает много добрых слов, - сделала все, чтобы и музыкантам, и зрителям, и журналистам было на "Рок-Лайне" хорошо. Нельзя не отметить, в частности, на редкость качественный аппарат и, соответственно, отличный звук. Правда, в процессе выяснилось, что брезент, из-под которого вынужденно пришлось наблюдать большинство выступлений, удивительным образом срезает верхи, - так что периодически, дабы окончательно понять что-то о той или иной группе, приходилось жертвовать относительным комфортом и выскакивать под дождь и ветер поближе к сцене. В ряде случаев эти вылазки затягивались... но обо всем в должном порядке.

1 июля, собственно, проходило даже два фестиваля, - один, как было сказано, на пермском аэродроме, другой же - в Кунгуре, славящемся ледяной пещерой и прочими естественными красотами, а также тем, что именно в этом городе в 1996 году случился самый первый "Рок-Лайн". Все желающие могли отправиться на историческую родину юбиляра в специальном автобусе; меня среди них не оказалось, но, по отзывам коллег и друзей, всё прошло на уровне. Почти все участники "Кунгурской ветви" на следующий день выступили и в Перми, однако в их числе отсутствовали удмурты Ravager, омичи Лавсан и столичный хэдлайнер Галанин. С чужих слов описывать их выступления в Кунгуре не хочется, поэтому ограничиваюсь лишь констатацией факта.
Круглая дата была отмечена и новым приглашением на фестиваль двух ведущих исторического "Рок-Лайна" - московского гостя Сергея Четверухина и пермяка Игоря Гиндиса. Первый на этот раз особо никак себя не проявил, зато Гиндис, ныне седой и вальяжный телерепортер, городской любимец, был воистину блистателен, затмевая не только шустрых Дину и Якобину (постоянных конферансье упомянутых "Рокингов"), но и отдельных музыкантов.

Фестиваль же в Бахаревке открыла группа Esquire, исполнявшая крепкий, почти аутентичный ритм-энд-блюз. Нескрываемая любовь коллектива к творчеству Стиви Рэй Воэна (Stevie Ray Vaughan) не только не раздражала, но, напротив, внушала симпатию, ибо отдекларирована была с умом и талантом.
Следовавшая за ними Антарсия (Омск) играла чуть тяжелее, чем в прошлом году, и уже почти не вызвала ассоциаций с Cranberries; вокалистка Даша стала петь несколько четче, но при этом уже не произвела впечатления трепетной инженю. Да и попутного стриптиза на сцене, коим, по слухам, славится Даша, по причине холодной погоды не было. Хорошо это или плохо - решать не берусь.
А вот барнаульские панки из Зигзагов явно подучились ремеслу за отчетный период, и играли, и вели себя поприличнее, поэтому и отношение к ним не могло не улучшиться. Хотя истинным панкам, по мнению некоторых, так выглядеть и не подобает.

Еще об ассоциациях. Антрэ (Набережные Челны) однозначно напомнили Алису былых (лучших) времен и нисколечко этим сходством не огорчили: оно, конечно, русский рок, что для кого-то и не лучшая рекомендация, - но сыгранный слаженно и четко. Тексты неглупы, харизма наличествует, сценическое поведение отработано, скрипачка-красавица... что еще надо для положительной оценки? Разве что более широкая известность коллектива. Но, пожалуй, за Антрэ не заржавеет. Тем более что свои демо-записи они уже давно рассылают по различным СМИ.

Посторонним В (Воткинск) играли нечто весьма старообразное и не слишком выдающееся, зато ребята из Зеркала (Астана, Казахстан) удивили довольно приличным арт-роком. Женя Сегал (бас-гитарист омского Фауста и член жюри "Рокинга-2005") даже рискнул назвать Зеркало "Led Zeppelin'ом в акустике". С такой высокой оценкой, наверное, не соглашусь, но потенциал у группы неплохой.

А вот стиль группы Гаутама (Ижевск) определить достаточно сложно, хотя при беглом прослушивании из глубин брезентовой палатки его можно было бы назвать "утяжеленным Бритпопом". Впрочем, как ни назови, а в фактурности и убедительности этим музыкантам отказать невозможно. Флирт с публикой в виде исполнения в финале сета "Песни Бременских музыкантов" увенчался, конечно, большим успехом. Вообще ижевские коллективы, по моим наблюдениям, имеют обыкновение вдумчиво работать не только над музыкальным материалом, но и над имиджем. Демо-диск Гаутамы, который группа распространяла на "Рок-Лайне", оформлен со вкусом и любовью, а его название служит ненавязчивой рекламой сайта www.gautama.ru.

Традиционным метал-роком угостил всех присутствующих почтенный коллектив Фауст (они когда-то даже Круиз разогревали! Звучит почти как "Ленина помнят", правда?), а местные любимцы Атолл Нэрат (город Оханск Пермского края) долго и упорно изображали собой "альтернативную" мясорубку. Лязг стоял по всей округе, восторг публики описанию не поддается. В своем жанре - вполне достойная группа. Вот только кошачьи усы вокалиста и его раскрашенная физиономия ("Кросавчег!" - не преминул заметить Гиндис) навевали ассоциации, скорее, с группой Kiss... За горячими мясными блюдами последовало сразу две порции десерта - 21 Грамм (Самара) и Лике (Пермь). Обе команды исполняли лирические песни про непростую жизнь влюбленных, да и вообще всех подряд; вторая особо ничем не запомнилась, зато первая прямо-таки потрясла клиническим неумением вокалиста попадать в ноты. Странно, но все остальные "граммы" при этом исполняли свои партии довольно-таки прилично.

Закончился фестивальный день, однако, весьма профессиональными и энергичными сетами трех московских бэндов: Комманда Гу, Абвиотура и Ва-банкъ. Градус зрительских симпатий неуклонно повышался от сета к сету и к выходу на сцену Александра Ф. Скляра достиг той отметки, когда можно было смело надеяться пережить ночь без обморожений и встретить вторую часть рок-марафона в должном состоянии тела и души.

2 июля первой взорам не побежденных непогодой зрителей явилась юная челябинская группа Монарх, наивно и неумело исполнявшая нечто вроде new wave и тем самым вызывающая сочувственную симпатию. Дальше проследовали Bongels (Пермь), с которыми за истекший с прошлогоднего "Рокинга" временной интервал не произошло ничего существенного: все та же Земфира, только труба пониже да дым пожиже. Голос у солистки весьма недурен, но не более того.

Затем случилось несколько команд, исполнявших так называемую "альтернативу": Вакцина (Петербург), Альтэрна (Пермь), Экслибрис (Березники Пермского края). Первые были неожиданно самыми мягкими (на "Премии FUZZ-2006" они рубились гораздо ожесточеннее), вторые - самыми плотными по звуку и социально-ориентированными по текстам (эрго их приняли лучше всех), а третьи - самыми скучными. В качестве здорового жанрового противовеса перед собравшимся сначала предстал коллектив с чудесным названием Orgazmadrom (Пермь), исполнявший ядреный "американский рок" (на Motorhead, в общем, не тянет, но некие смутные ассоциации периодически возникали), а затем екатеринбуржцы, объединившиеся в формацию Джон Глюк, и предпочитавшие играть рок совершенно таки русский. Поелику наша страна опережает весь мир по-прежнему только в области ракетно-балетной, Orgazmadrom понравился несколько больше.

Совершенно уникальное при этом явление - старожилы фестиваля, Империя Снегов из Улан-Удэ. "Министр рок-н-ролла Бурятии" Владимир Батурин устроил воистину шаманское действо, разгоняя тучи при помощи хардкора, сакральных заклинаний и экстатических плясок примкнувшего к Империи тучного вокалиста группы Оргазм Нострадамуса. Было очень весело. Тучи, правда, остались на месте (может, потому что Империя Снегов славится своим умением погоду не улучшать, а, наоборот, портить, - на их многолетнем счету числится даже внезапная метель в конце апреля), но публика от души порезвилась, а заодно и отогрелась.

Еще одни экзоты - R7 c Чукотки - исполняли все ту же пресловутую "мясную альтернативу", но ухитрялись делать это с редкой для жанра утонченностью и элегантностью. Очень интересная и перспективная группа, которой, как обычно бывает, решительно нечего ловить в родном Анадыре. Собираются пытать счастья в Москве; искренне желаю им удачи. Так что если увидите на входе в какой-нибудь из московских клубов это название, а внутри, на сцене - красивого парня в дредах, который, несмотря на агрессивность выбранного стиля, чем-то неуловимо напоминает Боба Марли, - задержитесь и послушайте. Не исключено, что понравится.

К вечеру настало время хэдлайнеров. Таковыми были, во-первых, челябинская группа Томас, очень любимая и горячо принятая пермяками и побаловавшая их набором проверенных хитов ("Слезы дьявола", "До свиданья, командор", "Ягнята молчат" и пр.); во-вторых, легендарные Разные Люди, прилетевшие из знойного Питера в одних футболках и решившие, по-видимому, компенсировать климатический шок ударным трудом: они врезали так, что их слушали с открытыми ртами и те, кто не ждал от группы ничего удивительного. Даже оцепившие сцену стражи порядка невольно притопывали в такт, - что уж говорить о публике... Неоднократно просимую "Субмарину", правда, не исполнили, но остальным сетом просто разнесли все вокруг. Танцы продолжились во время выступления Чайфа, каковой также не подкачал, выступив не только мощно, но и удивительно свежо, а еще - весело, экспериментируя на ходу и играя заезженные, казалось бы, хиты в самых причудливых вариантах. На финал приберегли, конечно же, "Поплачь о нем", при этом к концу песни позвали на сцену сначала Сашу Чернецкого, а потом всех организаторов "Рок-Лайна" и еще не разъехавшихся по городам и весям музыкантов.

Действо вышло по-настоящему ярким и оставило очень теплые чувства. Да и дождь наконец-то прекратился, а из-за туч впервые за двое суток выглянуло багровое предзакатное солнце. Все окончательно выползли из брезентовых палаток и дружно поняли, что праздник все-таки удался. Потому что праздничное настроение создается не капризами природы, а усилиями хороших людей.

23.07.2006, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)