ФЕСТИВАЛЬ  Приключения на одно место

Тем, кто за три недели побывает на "Эммаусе", "Крыльях" и "Нашествии", предлагается давать медаль с надписью "Я пережил три российских опен-эйра". Чтобы каждый мог подойти и спросить: "Зачем?!"

"Гластонбери" и "Sziget", "Rock Werchter" и "V Festival" - фестивали на открытом воздухе давно стали неотъемлемой частью западной музыкальной культуры. Волшебное слово "Вудсток" перестало использоваться в рекламных кампаниях open-air: времена, когда фестиваль был лишь поводом предаться свободной любви под воздействием наркотических веществ как естественного, так и искусственного происхождения, остались в прошлом. Сегодня на фестивали едут слушать отменную музыку в диапазоне от мегазвезд до интересных инди-артистов; работает несколько сцен, где каждый может выбрать себе стиль по душе; к музыке прилагаются нехитрые блага цивилизации вроде биотуалетов и точек питания.

Но для российских организаторов опен-эйров дух Вудстока по-прежнему милее всего. В нашем климате даже выезду на шашлык принято придавать сакральное значение, поэтому главным фактором успеха открытого фестиваля является хорошая погода. По логике здешних устроителей, разлегшись на зеленой травке под палящим солнцем, московский меломан готов обойтись без еды и туалета, смирившись со зверствами охраны и довольно-таки ординарной музыкой, которая звучит со сцены. Если же с погодой не везет, выезд на опен-эйр превращается в разновидность экстремального туризма - недаром "Нашествие" сразу же запатентовало слоган "Главное приключение лета".
Российские фестивали цивилизуются, но крайне медленно. По сравнению с "тушинским попоищем" 1991 года (Metallica, AC/DC, стеклянные бутылки над головами, милицейские дубинки и "черемуха" в ответ, "туалет" под ногами и проч.) изменилось многое, однако "приключенческая" составляющая опен-эйров по-прежнему выражена очень сильно. Серьезные сложности с тем, как доехать до фестиваля (и особенно уехать с него вечером), были у зрителей даже тогда, когда "Нашествие" проходило в подмосковном Раменском: все обещания об организации дополнительных электричек остались обещаниями. Теперь же за приключениями предлагается ехать в Рязанскую ("Нашествие", 4-6 августа) и в Тверскую область ("Эммаус", 22-23 июля). Прокат палаток, бесплатные туалеты - все эти благие намерения осуществляются с большим скрипом.
Добавим сюда традиционный российский произвол правоохранительных органов - дубинкой по башке можно получить, ничего не нарушая: просто стянутые на фестиваль ментовские силы воспринимают отдыхающих граждан как личных врагов со всеми вытекающими последствиями.
Тем не менее, именно за приключениями народ на опен-эйры и едет. В этом лишний раз убеждаешься, знакомясь со списками участников фестивалей: практически всех можно в спокойных условиях послушать в Москве, никуда не подрываясь.

Идеологическую разницу между "Нашествием" и новоиспеченным фестивалем в Эммаусе объяснить не могут даже их организаторы. Здесь надо отметить, что "Эммаус-2006" проводит та же команда, что делала на этом же месте предыдущие "Нашествия": к конфликту между промоутерами и "Нашим радио" мы здесь возвращаться не будем. Скажем лишь, что у организаторов хватило дипломатических способностей развести фестивали по срокам - еще в июне ходили слухи, что они могут пройти одновременно.
Однако в участниках обоих опен-эйров можно запутаться: в Эммаус приедут "ДДТ", "Ленинград", "Аквариум", "Звери" и т.д., на "Нашествие" - "Алиса", "Король и шут", "Ария", "Кипелов", "Агата Кристи"... Или наоборот (шутка). В Рязанской области также обещают открыть две дополнительных сцены для "немейнстримовой" музыки. Посмотрим, успеют ли к этим сценам подвести какие-то коммуникации. В любом случае, зрители, которые отправятся к черту на кулички, чтобы послушать, к примеру, группу "Король и шут", явно будут в меньшинстве среди купивших билет. Музыка здесь является скорее не вполне обязательным бонусом к палаткам, дружескому бухалову, милицейским упражнениям и прочим вышеописанным опциям.

В выходные между "Эммаусом" и "Нашествием" пройдет еще фестиваль "Крылья" (29-30 июля) - своего рода light-версия летнего приключения: Тушинский аэродром находится в двух минутах ходьбы от метро, и этот фестиваль наверняка выберут те, кого не прельщают многочасовые путешествия в электричках и ночевка в палатках. Серьезный спонсор позволяет привезти иностранных хедлайнеров - в нынешнем году это будут Soulfly и Bloodhound Gang. В остальном список участников не сильно отличается от программы других опен-эйров.

А тем, кто за три недели побывает на "Эммаусе", "Крыльях" и "Нашествии", предлагается давать медаль с надписью "Я пережил три российских опен-эйра". Чтобы каждый мог подойти и спросить: "Зачем?!"

Специально для "Звуков.ру"

03.07.2006, Алексей МАЖАЕВ (ЗВУКИ РУ)