ФЕСТИВАЛЬ  Stereoleto: танго и другие танцы

В Москве начался сезон open-air фестивалей. В Саду "Эрмитаж" состоялся первый московский концерт фестиваля Stereoleto. А поскольку событие это - серьезное и интересное, мы решили представить вам сразу два репортажа с одного фестиваля...

В Москве начался сезон open-air фестивалей. После "Усадьбы-джаз" слушатели расстилали цветастые покрывала прямо на брусчатке Красной площади, садились в позу лотоса и внимали "нетленке" Роджера Уотерса. А уже на следующий день в Саду "Эрмитаж", месте куда более камерном и подходящем для интеллектуального отдыха, состоялся первый московский концерт фестиваля Stereoleto. А поскольку событие это - серьезное и интересное, мы решили представить вам сразу два репортажа с одного фестиваля...

Летом в столице очень мало сборных концертов редкой и андерграундной музыки под открытым небом. Только в последние пару лет эта ситуация стала понемногу улучшаться - и отрадно, что теперь у нас есть еще и Stereoleto - по происхождению питерское мероприятие, на которое в предыдущие годы привозились Orb, GusGus и масса всяких других интересных коллективов, которые до Москвы не доезжали. Справедливость решено было восстановить и показать фест москвичам.
Участников первого фестиваля было трое, все французы, но все очень разные - электросерферы Bikini Machine, электронщики Birdy Nam Nam и представители сильно любимой нашей публикой танго-формации Gotan Project.

"Bikini Machine" начали марафон первыми и поначалу не вызвали интереса публики - просто некоторое количество одетых в черное молодых людей, играющих нечто зажигательное. И только "посвященные" толклись у сцены - они-то знали кто перед ними выступает и в чем вообще дело. Через минут 20, когда "аффтары жгли" уже совсем серьезно, прогуливавшаяся публика перестала бесцельно ходить и лежать на лужайках сада и обратила внимание на сцену.
"Bikini" играли сборную программу с разных своих дисков в лучших традициях кинематографичного серф-рока - с длинными интро из винтажных ужастиков и электронными линиям поверх живых инструментов. Что интересно - в группе отсутствует четкий line-up - музыканты с калейдоскопической скоростью менялись инструментами - ударник перемещался к микрофону, бас-гитара за все время выступления побывала в руках почти всей группы. Настоящий музыкант должен быть мультиинструменталистом, да.
По сути, выступление Bikini получилось самым живыи и интересным с концертной точки зрения - коллектив раскрылся как компания шоу-менов,- и публику прошибли.

Затем на сцену поднялись четыре человека Birdy Nam Nam и разложили свои вертушки. О том, что началось выступление новой группы можно было только догадаться - все четверо выглядели как рабочие сцены, но те самые "посвященные" знали о том, кто они такие. Birdy Nam Nam выдали на-гора целый час импровизационного электро-клэша в духе Peaches. Ребята активно перемигивались с публикой, синхронно двигались в такт музыке и перебрасывались басовыми линиями - она в звуковом ряде Birdy Nam Nam основная - кто получил, тот и ведет импровизацию. Визульно их сет нельзя назвать интересным, но это совершенно не главное. Танцы были обеспечены по полной программе.

Когда, после долгого монтажа белых панелей инсталляции, появились таки долгожданные Gotan Project, люди были уже сильно измотаны - предыдущие участники свое забрали. К тому же - в соседнем открытом кафе на большом экране началась трансляция матча Эквадор-Англия, и мужское населени поляны потянулось к тому краю сцены, чтобы видеть одно и слышать другое. Нельзя сказать, чтобы Gotan Project не вызвали должного интереса у зрителей - они вызвали и сыграли очень неплохо - этакий электронный вариант знаменитого концерта Астора Пьяцоллы в Central Park - но слишком уж контрастировала их "беловоротничковость" с другими группами, да и накал страстей в их музыке уже совсем не тот. Но тем не менее, праздник получился - ждем следующего года. Да что там года - следующей недели, когда в том же саду начнется "Остров Света".

Юлия ГРИГОРЬЕВА

Трудно собрать 2000 человек в центре Москвы под открытым небом, когда уже вторую неделю погода ломит кости жаром. Жители столицы ютятся по маленьким кафешкам с кондиционерами, устраивают фантастические продажи боттлерам и укатывают на все выходные купаться и кушать шашлык за городом. Однако фестивалю "Stereo Leto" под силу и не такие трудности: практически аншлаг в Саду "Эрмитаж" и масса счастливых людей в воскресный вечер, несмотря ни на что.

Задорные Bikini Machine разогрели и без того горячую публику своими постоянными обменами инструментами. После каждой песни солист усаживался за ударные, басист брал в руки бубен, а потом они менялись, и гитарист кричал в микрофон. Публика несколько недоумевала от такой скоростной эклектики рок-н-ролла и блюза, кривляний солиста и ломающихся микрофонов. Группа сделала своё дело - стало интересно, что же за загадочный и малоизвестный у нас Birdy Nam Nam готовится выступать. Ведь Gotan Project знают все.

Четыре вертушки, 4 ящика пластинок, 4 молодых парня на сцене,- и тысяча людей сливается в едином ритме. Фантастический виниловый оркестр, в котором каждый из участников играет на своем "инструменте". Готовые произведения, и импровизация - ребята виртуозно делали своё дело, не оставляя равнодушным никого. Несмотря на проблемы со звуком, когда один участник не слышал себя; другой не слышал никого, кроме себя; третий просил сделать соседа потише, а четвертый наоборот, - Birdy Nam Nam сорвали овации, и в какой-то момент показалось, что они затмят своим шикарным выступлением главных звёзд фестиваля. Даже отвязный солист "Bikini Machine" сначала тихонечко за сценой сотрясался, а потом перестал стесняться и танцевал прямо перед вертушками. Как потом выяснилось, он - большой фанат 60-х и никогда не понимал современной "электронщины". Это было великолепное выступление - игра практически вслепую и "вглухую", по памяти, - настоящие мастера винила. Смело можно ожидать новых приездов ребят в Россию: им у нас понравилось. Впрочем, все три коллектива явно получали огромное удовольствие от своих выступлений - и малоизвестные "Birdy Nam Nam", и невозмутимые "Bikini Machine", и звездный "Gotan Project".

Подавляющее большинство публики, разумеется, ждало самых желанных гостей - изысканных GP. И они явились как раз, когда солнце пощадило уставших москвичей, спрятавшись за тучи. Классика жанра: прогремел гром, все ожидали сильного ливня под звуки долгожданного танго, чтобы потом рассказывать, как было здорово. Но нет. В тенистой прохладе в кремовых костюмах-тройках, шёлковых платьях, шляпах и дорогой обуви вышли все 10 артистов. Страстные и сдержанные, как само танго. И новые работы с "Lunatico", и старые-добрые "Santa-Maria", и "Triptico"... и мурашки по коже.
В фестивале каждый нашел для себя что-то свое: здесь были и детишки шести лет, и бабушки шестидесяти. Полтора часа живого выступления не оставили равнодушным никого. Выход на бис был предопределен. Удивительно, но даже самые скромные посетители мероприятия под конец бросились в пляс. Слишком много энергетики. Слишком много улыбок. Слишком много добра за один вечер. И это прекрасно.

Дмитрий ТИТОВ

30.06.2006, Редакция (ЗВУКИ РУ)