Roger WATERS  Почётный русский рокер

24 июня состоялся очередной концерт группы имени одного человека, посредственного певца и музыканта, которого до сих пор любят и уважают за написанные когда-то гневные и честные стихи для песен. Наш репортаж с Красной площади.

"...Теперь Уотерс навсегда заключен в самовоспроизведенные стены, но какой бы ужасный крик из своего добровольного заточения он не испустил, каждое его новое "послание" мирно уляжется пачками долларов рядом с остальными... Под плаксивой истеричностью Уотерса скрывается просто старомодный рок-монстр, и обыкновенный человек, которому в последнее время сильно не везет..."

Ричард Кук для "New Musical Express", 1983

Роджер Уотерс (Roger Waters) стал для российской публики гастролером федерального значения. Такие селятся в центральных гостиницах и выступают на главных площадях. Еще, правда, среди птиц такого полета считается дурным тоном разрешать организаторам концерта привлечение для спонсорской "отбивки" начальных вложений производителей сигарет и алкоголя. Даже такие неравнодушные к "зеленому змию" личности, как Rolling Stones, во время тура "Briges To Babylon" позволяли устроителям продавать рекламные площади лишь под газировку и машинное масло. Очевидно, Уотерса смогли убедить, что больших денег наподобных материях у нас не сделать.

Пресс-конференция с артистом никаких особенных откровений не принесла. Хотя знатокам и ценителям его творчества, возможно, будет небезынтересно узнать, что идея недавно обнародованой песни "Leaving Beirut" зародилась еще до начала его музыкальной карьеры - во время путешествия по Азии в начале 60-х. Или, что однажды Роджер, выступая по телевидению, исполнил битловскую "Across The Universe". На провокационный же вопрос: "С кем бы из cильных мира сего вы бы хотели встретиться, и в какую игру бы с ними сыграли?" - Уотерс невинно ответил, что самыми сильными в мире этом для него до сих пор являются футболисты из любимого "Арсенала", вот только для игры в футбол он, наверное, уже староват.

Хитроумно составленные афиши собрали на концерт толпу народа. Напомню их текст: "Роджер Уотерс. "Dark Side Of The Moon". Pink Floyd". Эффектный ход, дурной запашок которого можно свалить на двуязычные тонкости. "Роджер Уотерс. "Dark Side Of The Moon" by Pink Floyd" было бы честнее. "Роджер Уотерс: mr. Pink Floyd" мы перевалили еще в 2002 году. В итоге большая часть публики, несомненно, пришла не на музыку, а на раскрученное имя. Сутки спустя конерта пятеро ребят из стоячего партера обнаружились на дежурном r'n'b-тусняке. Блиц-опрос показал, что хотя r'n'b им гораздо ближе, они дико довольны тем фактом, что "сходили на тех самых Pink Floyd".

Интересно, что двое музыкантов группы Уотерса какое-то отношение к Pink Floyd все-таки имеют. Гитарист Сноуи Уайт (Snowy White) записывался и выступал с ними во времена "Animals" и "The Wall", а в прошлом году присоединился к группе во время концерта в Гайд-Парке в качестве второго гитариста и басиста в "Wish You We're Here". А клавишник Джон Карин (Jon Carin) вообще может считаться учеником Ричарда Райта (Richard Wright) - на его счету альбомы позних "флойдов" "A Momentary Lapse Of Reason" и "Division Bell", участие в турне "Delicate Sound Of Thunder" и "P.U.L.S.E.", и даже соавторство в "Learning To Fly". Уотерс считает альбомы, записанные Pink Floyd без него, "средними поделками", однако от помощи принимавшего участие в их записи музыканта не отказался.

Кроме того, с точки зрения репертуара сольным выступление Уотерса назвать никак нельзя. А ведь даже Пол МакКартни (Paul McCartney), от которого всегда и везде ждут старых хитов Beatles, на своем концерте в Санкт-Петербурге исполнял примерно четверть сольных вещей от общей программы. Самое обидное в том, что у Роджера много действительно сильных сольных номеров: взять хотя бы "Radio Waves", "The Tide Is Turning", "Running Shoes" или "The Bravery Of Being Out Of Range". Разумеется, ни одной из них мы не услышали. А на редкость скучная "Perfect Sence" погоды не делает. И не надо говорить, что публика чувствовала бы себя разочарованной: тем же поклонникам r'n'b из стоячего партера было бы просто все равно. И не только им.

Концерт предсказуемо открыла "In The Flesh". Жаль, что ее не сыграли Pink Floyd во время своего прошлогоднего выступления в Гайд-парке. Да с Бобом Гэлдофом в качестве лидер-вокалиста. Впрочем, раздающиеся на всю Красную Площадь вопли на тему жидов и курения дури, равно как призыв "get'em up against the wall" и резюме "If I had my way - I'd have all of you shot!" - тоже весьма эффектный ход. Эх, хорошо быть признанным классиком! Сейчас за подобную шуточку любого молодого артиста сжевали бы и костей не выплюнули.

Во время исполнения "Mother" за моей спиной произошел любопытный диалог:
- Насколько я знаю, он в 70-х был радикал по убеждениям...
- Да он и сейчас левее стенки. Кремлевской.
- Нет, но настоящий рок - он же всегда в оппозиции...
- Оппозиция тоже хорошо продается. Под рекламу водки.
- И все-таки он лучше, чем все эти наши...
- А по-моему он бы неплохо смотрелся рядом с Шевчуком...

Здесь зазвучала "Set The Controls For The Heart Of The Sun". Строго говоря, это была одна из немногих за весь концерт песен, ради которой стоило торчать плечом к плечу в т.н. "танцевальном партере" с его обзором сцены в полупрофиль, а не валяться где-нибудь за городом на травке в наушниках. Не буду уподобляться тем, кто в подобных случаях начинает говорить про "возвращение в 60-е". Скажу честно: эта песня, на редкость занудная и отвратно записанная в оригинале, сейчас звучит лучше. Не в последнюю очередь благодаря добавленному соло т.н. "прямого саксофона". Впрочем, никаким эксклюзивом здесь не пахнет. На своих солных концертах Уотерс исполняет этот номер с 1984 года.

Все остальные номера программы легко бы заменил mp3-проигрыватель с правильно составленным плей-листом. И блок из "Wish You We're Here" - "Shine On Your Crazy Diamond", "Have A Cigar", и заглавный номер, в котором Роджер пускал совершенно таких же "петухов", как в Гайд-парке год назад. И парочку песен из "Final Cut" - "Southampton Dock" и "The Fletcher Memorial Home", во время исполнения которых Уотерс оставил бас и сидел в обнимку с акустической гитарой. Впрочем, ценность Уотерса как бас-гитариста всегда была сомнительна, а отсутствие практики за годы вялотекущей сольной карьеры вообще свели ее до близких к нулю величин. В Гайд-парке он справлялся с явным трудом - впрочем, там ему почти не надо было петь. Теперь же в глубине сцены находится дублер со второй бас-гитарой. По-настоящему два баса звучали лишь в песне "Sheep", где, как известно, и в оригинале две басовые партии. Во всех же остальных случаях возникает вопрос - а шла ли игра Уотерса дальше микшерного пульта?

Как и было обещано, во втором отделениии исполнялась "Dark Side Of The Moon". Исполнялась от начала до конца, и, надо сказать, весьма неплохо. Только вот казус: Уотерс для этого вроде и не нужен. Забавно, что "Breathe" группа начала играть в его отстутствие - сам он в это время тусовался перед бедолагами, спрессованными в "танцевальном партере". Да, для этого альбома Роджер впервые в истории Pink Floyd написал всю лирику, однако в оригинале его лидер-вокал звучит лишь в финальных "Brain Damage" и "Eclipse". На концерте львиная доля вокальных партий была отдана Джону Карину и гитаристу Дэйву Килмистеру. Последний, кстати, показал высокий класс владения "телекастером" во время исполнения "Money" и "Any Color You Like". В целом же это исполнение все-таки уступает концертной версии Pink Floyd образца 1995 года. Там хотя бы было понятно, ради чего пришел на концерт. А здесь... Квадрофонические шумы в колонках? Да, забавно, но сомневаюсь, что те, кто слушают плейер в метро, оставив один наушник себе, а другой отдав соседу, это оценили. Жаль, что в составе группы Уотерса больше нет великолепного гитариста-левши Дойла Брэмхолла. Именно его исполнение "Money" в манере Джимми Хендрикса и превращало концертник "In The Flesh" из дежурного сувенира в запись, которую не только покупают, но еще смотрят и слушают.

Запланированный заранее "выход на бис" включал несколько фрагментов "The Wall": "The Happiest Days Of Our Lives" и "Another Brick In The Wall", "Vera" и "Bring The Boys Back Home", и финальную "Comfortable Numb" с огненными факелами, жар на лице от которых чувствовался аж возле Покровского Собора. Хотя если бы под конец Роджер просто спел под акустическую гитару "Outside The Wall" - такая точка была бы куда эффектнее.

В заключение о шоу-составляющей. Ее практически не было. Все сопровождающие "Dark Side Of The Moon" видео пришли к нам из семидесятых, и сейчас смотрятся весьма наивно (в то время как Pink Floyd в турне 1995 года показовали совершенно новые ролики). Да и "The Fletcher Memorial Home" не сопровожалась показом смешного клипа с Наполеоном, Гитлером и Черчилем в психушке. Свиньи над площадью тоже не летали. Крупные планы сцены на плазменных экранах то и дело "подтормаживали", а бегущие строки текста за спинами музыкантов и пиротехнику мы уже наблюдали на концертах Depeche Mode и Rammstein соответственно.

Итог: концерт группы имени одного человека, посредственного певца и музыканта, которого до сих пор любят и уважают за написанные когда-то гневные и честные стихи для песен. Да, рядом с Юрием Шевчуком и Михаилом Борзыкиным ему самое место. Настоящий русский рокер.

26.06.2006, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.roger-waters.com

Roger WATERS

Дата рождения:

6 сентября 1943