NITZER EBB  Величайшая любовь Бона Харриса

Nitzer Ebb, которые взялись двигать индастриал-электро-панк еще в нежном возрасте, сейчас редко выступают вместе. А после тура в поддержку релиза больше не будут этого делать вообще. Звуки.Ру взяли у Бона Харриса интервью накануне выпуска антологии Nitzer Ebb - лучше повода для беседы и придумать трудно.

Глядя на записи живых выступлений Nitzer Ebb, не верится, что дуэт существует 25 лет. Вокалист Дуглас МакКарти (Douglas McCarthy) и "ударник программирования" Бон Харрис (Bon Harris) создали свой проект в нежном пятнадцатилетнем возрасте. "Нежном" - это сказано, конечно, мягко - такое определение едва вяжется с индастриал-электро-панком, который парни взялись двигать. И который, к слову, в то время даже не существовал как класс. До расцвета творчества Prodigy еще было далеко, конкуренты в той нише, которую для себя избрали молодые нон-конформисты, практически отсутствовали, и, освоив клубные площадки родного британского Челмсфорда, МакКарти с Харрисом твердо и уверенно шли к популярности. Совместный проект с продюсером Pet Shop Boys Филом Хардингом (Phil Harding), приглашение записываться на лейбле Mute, дебютный альбом, сотрудничество с Depeсhe Mode - и пошло, поехало. Агрессивная, убийственно-монотонная и вместе с тем убедительная музыка нашла своего слушателя.

Сейчас МакКарти и Харрис редко играют вместе. 29-го мая выпускают двойной диск - сборник "Body Of Work 1984-1997" и после тура в поддержку релиза выступать дуэтом больше не намерены. Во всяком случае, Бон Харрис нашел себя в новом проекте- Maven - и чувствует себя там, кажется, гораздо комфортнее. Звуки.Ру взяли у Бона Харриса интервью накануне выпуска антологии Nitzer Ebb - лучше повода для беседы и придумать трудно.

Звуки.Ру: 25 лет сотрудничества, жизни бок о бок - немалый срок, его не всякая группа выдержит. Тем более, что Ваша состоит всего из двух человек - никуда друг от друга не деться. Какие моменты в совместной жизни были наиболее трудными?

Бон Харрис: Наверное, период завершения работы над последним альбомом "Big Hit". Мне кажется, для одного коллектива у нас было чересчур много идей. Мы пытались "протащить" слишком разные направления в музыку. Но, с другой стороны, мы на тот момент были вместе уже так долго, что просто приросли друг к другу и не могли оторваться. Не могли делать все по собственному разумению. Различия во мнениях сильно отразились на конечном результате и на качестве гастрольных концертов. Не всегда мы относились друг к другу с уважением, и это нехорошо сказалось на отношениях. Тоскливый был период.

Звуки.Ру: Если сравнивать тот продукт, что Вы делали в рамках "Nitzer Ebb" и проект "Maven", то первый кажется более напряженным и агрессивным. Всегда ли музыка "Nitzer Ebb" соответствовала Вашему внутреннему состоянию? Или были случаи, когда Вам хотелось отдохнуть от такого напряжения? В чем разница между "Nitzer Ebb" и "Maven" и какое направление в музыке повлияло на Бона Харриса-участника обоих проектов?

Бон Харрис: Мы были очень молоды - потому и агрессия, потому и напряжение. В таком возрасте энергия бьет ключом, но одновременно тебя одолевают большие идеи и, как следствие - преследуют разочарования. Музыка была выходом для всех этих эмоций. С "Maven я все еще исследую различные стороны суровой реальности, но выражаю приобретенные впечатления более мягкими средствами. А музыкальные влияния, можно сказать, в обоих случаях идентичные. Я все еще очень стремлюсь к активному присутствию электроники, но без танцевальных акцентов, как это было в "Nitzer Ebb". Я занимаюсь самообразованием и все открытия, которые мне удается сделать, я интегрирую в музыку "Maven". Сейчас, оглядываясь на сделанное, я могу сказать: то, что мне больше всего нравилось в раннем Ebb-е - это минимализм. "Maven" в этом отношении сильно отличается от Ebb-а.

Звуки.Ру: Что Вам больше всего нравится в создании музыки? Какая именно деятельность - композиция, аранжирование, запись, выступления?

Бон Харрис: Я получаю удовольствие от всех аспектов. Самое главное - найти золотую середину. Если слишком долго сидишь в студии, то все больше хочется выходить на сцену. И наоборот. Если ты редко работаешь вживую, то теряешь контакт с аудиторией, и записи могут от этого тоже потерять. Баланс - наверное, единственно важный концепт человеческого бытия.

Звуки.Ру: Если говорить о программировании - какой софт Вам сейчас наиболее по душе? Какой покупкой можете похвастаться и порекомендовать ее коллегам?

Бон Харрис: "Ableton Live". Супер-программа. Я ждал чего-то подобного годами, и теперь пользуюсь этим продуктом ежедневно.

Звуки.Ру: Любимый вопрос. Вы когда-нибудь подумывали о смене сферы деятельности? Если бы не музыка, чем бы Вы занимались? Что привлекает так же или даже больше, чем музыка?

Бон Харрис: Литература. Я люблю писать. Но делать это удается редко - музыка занимает все мое время и является самым сильным увлечением. Вообще - любое проявление искусства меня может увлечь. Но больше всего - то, в котором соединено ментальное, духовное и физическое начало: музыка, моя величайшая любовь.

Звуки.Ру: Что вдохновило Вас к тому, чтобы взять в руки инструмент?

Бон Харрис: Когда был ребенком, смотрел по ТВ на Марка Болана (Marc Bolan), Дэйвида Боуи (David Bowie) и Гэри Глиттера (Gary Glitter). Подумал - а что же надо делать, кем работать, чтобы каждый день так одеваться и все время танцевать. Потом услышал "I feel Love" в исполнении Moroder/Donna Summer и немедленно захотел производить такие же волшебные шумы, как они. Ответом на мои желания стало создание группы.

Звуки.Ру: Вопрос, касающийся грядущего релиза. Как составлялась компиляция? 2-й диск, как известно, состоит из редких записей "Nitzer Ebb". Какие песни стали наиболее неожиданным выбором для этого диска?

Бон Харрис: Мы постарались собрать воедино все знаковые вещи, наиболее значимые на тот или иной момент. Объединить треки, в свое время выпущенные в качестве синглов, на первый диск, было очевидным решением. А второй состоит из любопытных версий ремиксов.

Звуки.Ру: Дуглас объявил, что после летнего тура мы, возможно, больше никогда не увидим "Nitzer Ebb" во плоти. То есть, по сути, концерты давать Вы больше не намерены.

Бон Харрис: У нас просто пока нет никаких планов, кроме этого тура. Не то, чтобы мы совсем отказывались от идеи вместе выступать, но... пока что так.

Звуки.Ру: А каким Вы себя видите через пару десятков лет? Шестидесятипятилетним себя - видите?

Бон Харрис: Да, почему нет. Я надеюсь, что и в этом возрасте буду активно заниматься музыкой. Может, буду преподавать - передавать свой опыт. Да: наверное, у меня буду волосатые уши или что-нибудь в этом духе.

Звуки.Ру: Отмечаете ли в памяти моменты пронзительного счастья? Какое самое недавнее воспоминание?

Бон Харрис: Я играл на фортепиано. Летним утром. Пели птицы, рядом стояла чашка чаю. Это было в Лос-Анджелесе, Калифорния.

26.05.2006, Татьяна БАЛАКИРСКАЯ (ЗВУКИ РУ)