ЕВРОВИДЕНИЕ  А также в области балета мы впереди планеты всей...

Победа Lordi - отличное известие для всех кого много лет тошнило от тухло-эстрадного формата "Евровидения". Оказывается, можно привозить на конкурс другую музыку - и побеждать с ней. А вот что готовить к следующему конкурсу России? Балерин уже посылали - не помогло. Остается послать ракеты...

51-й конкурс песни "Евровидение" завершился в Афинах поздней ночью 20 мая сразу двумя сенсациями: российский представитель Дима Билан занял второе место, набрав 248 очков и уступив лишь финским хэви-металлическим циркачам Lordi (292). В первую десятку, дающую право на следующем конкурсе сразу начинать с финала, также вошли Босния и Герцеговина, Румыния, Швеция, Литва, Украина, Армения, Греция и Ирландия.
Первоначально казалось, что финские "масочники", не снявшие свои устрашающие наряды даже в "уголке слез и поцелуев", где все участники ожидали итогов голосования, нужны на конкурсе лишь для разбавления унылой бодяги, которой обычно являются песни "Евровидения". Большинство экспертов сходились на том, что шутка, конечно, удачная, но в лучшем случае она достойна попадания в десятку. Что ж, мы недооценили чувство юмора европейских телезрителей - лишь пара стран не дала "монстрам" ни очка, а остальные по заслугам оценили красочный номер "Hard Rock Hallelujah" в лучших традициях Элиса Купера, Kiss и King Diamond.

Наш Билан на фоне театра "орков" смотрелся, конечно, бледновато, зато по мере сил пропагандировал традиционные ценности "Евровидения", в чем и преуспел. Песня "Never Let You Go" по мере раскрутки стала казаться не такой скучной, как вначале, спел ее Дима хорошо, номер представил тоже запоминающийся: две внушительных размеров бэк-вокалистки, две порхающие балерины ("в области балета мы впереди планеты всей") и женщина, вылезающая из рояля - словом, было что обсудить. Внешний облик самого певца - джинсы, белая майка с номером - несколько контрастировал с антуражем его "саппорта", и это, возможно, повлияло на еврозрителей положительно. Вышел бы Дима в камзоле-трансформере от Юдашкина - никто бы не удивился, но и симпатий это ему не добавило бы. А так была сделана ставка на естественность, которая в конце концов и сыграла. Билан повторил российский рекорд "Евровидения" - как и Алсу в 2000 году, он занял второе место. Это, кроме шуток, замечательный успех - о лучшем итоге выступления, чем "серебро" вслед за Lordi, и мечтать, на мой взгляд, было нельзя. Поэтому нужно искренне поздравить Диму Билана, а не устраивать истерику по поводу "финских уродов, отнявших нашу победу", как сделали некоторые по горячим следам (об этом чуть ниже).

Победа Lordi - отличное известие для всех меломанов, которых много лет тошнило от тухло-эстрадного формата "Евровидения". Оказывается, можно привозить на конкурс другую музыку - и побеждать с ней. Осознание этого факта наверняка положительно скажется на "контенте" следующих конкурсов. Кстати, уже и в этом году было больше интересных песен, чем обычно. На предыдущих конкурсах за ходом зрительского голосования приходилось следить с некоторым удивлением: греки лидируют, говорите? а что у них за песня-то была? На сей раз в лидерах оказалось много действительно сильных артистов и номеров: шведка Карола с "аббаподобной" композицией "Evighet"; литовцы LT United с провокационным произведением "Мы победители (Евровидения)" - если бы их уморительные гримасы дополнились менее монотонной песней, итоговое место могло быть и выше; представляющая Украину Тина Кароль с исполненным на малороссийском английском гопаком "Show Me Your Love"; армянин Андрэ с московской подтанцовкой и треком "Without Your Love"; ирландская баллада "Every Song Is A Cry For Love" от Брайана Кеннеди (Brian Kennedy).

Как и ожидалось, не запомнился зрителям молдаванин Арсениум, хотя фигура его партнерши Натальи Гордиенко явно заслуживала больше высших оценок. А-капельное пение латышей Cosmos тоже показалось электорату конкурса скучноватым. Израильский негр, британский рэппер и немецкие ковбои также оказались недостаточно курьезными, чтобы получить хорошие баллы. Известная испанская группа Las Ketchup собственноручно задушила потенциально недурную песню "Bloody Mary", присовокупив к ней редкий по невнятности сидячий номер с участием офисных стульев - от исполнителей "Asereje" зрители были вправе ждать чего-то менее аморфного. А швейцарцы Six4one, песне которых "If We All Give A Little" я предрекал победу, увы, оказались далеко от призовых мест - возможно, сказалось и то, что они открывали финал конкурса, а к 24-му номеру зрители позабыли, что там было в начале.

К сожалению, впечатление от удачного выступления Димы Билана было смазано традиционной руганью, устроенной в прямом эфире Первого канала сразу по окончании конкурса. Каких только ругательств в адрес Lordi и Финляндии вообще не прозвучало в студии Андрея Малахова! Голосование было названо "протестным" (только чтобы Россию задвинуть!), а трансляция конкурса оборвана еще до награждения победителей. Лариса Долина отказала финнам в праве называться хард-рокерами, их обозвали уродами, фриками, клоунами и т.д. Пара разумных голосов утонула в псевдопатриотическом вое, поднятом нашими "болельщиками". В итоге вместо того чтобы радоваться успеху, наши, как обычно, занялись поиском врагов, "укравших нашу победу".

Из этого можно сделать печальный вывод, что для людей, осуществляющих национальный отбор на "Евровидение", победа России любой ценой по-прежнему является идеей фикс. А это значит, что и в следующем году выбирать будут не песню, а артиста, который по каким-то причинам покажется отборщикам способным выиграть конкурс. Учитывая неожиданный результат-2006, можно предполагать, что пошлют Арию или Кипелова, но скорее всего сгенерируют новую "тяжелую" группу из каких-нибудь доморощенных монстров, обрядив их в маски из "Детского мира".
А на самом деле, если уж и второе место нас не устраивает, то нужно перед следующим конкурсом вновь вспомнить четверостишие про наши успехи в балете и перекрытии Енисея. Балерин уже посылали - не помогло. Остается послать ракеты.

21.05.2006, Алексей МАЖАЕВ (ЗВУКИ РУ)