ФЕСТИВАЛЬ  Проблема выбора

Из всех "домашних" фестивалей Альтернатива - самый радикальный, самый экспериментальный. И он пройдет уже в двадцатый раз.

"Альтернатива" - первый и единственный наш фестиваль, начавшийся в эпоху перестройки и гласности и переживший свое время. Даже два времени, если считать эклектичный и безденежный постсоветский период (с 1993 по 1998 гг.), когда бесхозной "Альтернативе", чтобы выжить, приходилось рядом с суперзвездными именами (от Ансамбля Модерн до Питера Хэммилла (Peter Hammil) включать в афиши концерты-квартирники.

Но в мае 1999-го года именно "Альтернативой" открылся культурный центр "Дом". В ряду "домашних" фестивалей ("Глубокая глотка, или Опасные связки", "По ковру", "Кубок Ориона", ФСК) "Альтернатива" - самый радикальный, самый экспериментальный. Его цель - объединение всех "авангардных" тенденций в мировой музыке, пост-роке, "свободном джазе" и высокотехнологичном звуковом творчестве. И - в последние годы - почти детективная интрига: обязательная свободная коллективная импровизация участников фестиваля.

"Альтернатива"-2006 - двадцатая. Все участники, за исключением польской флейтистки Эдиты Фил, хорошо знакомы тем, кто следит за "Альтернативой" с 1988 года. В конце 80-х открывалось столько нового, что тогда фестивали устраивались по два раза в год (и не только в Москве)! В духе первых "альтернатив" конца 80-х Эдита Фил откроет фестиваль сочинениями давно признанных на Западе, но практически не известных у нас западноевропейских композиторов.

Один из фестивалей середины 90-х носил подзаголовок "Альтернатива на конец времени" по знаменитому квартету Оливье Мессиана. И Квартет Мессиана прозвучит вновь, но... в новоджазовой интерпретации. Еще одна "Альтернатива" открывалась неизвестной музыкой Галины Уствольской (в исполнении основателя фестиваля Алексея Любимова)

. На первой же "Альтернативе" 1988 года - открывали не только новую композиторскую музыку, но и джазовый авангард. Пионер свободной коллективной импровизации в Западной Европе конца 60-х, барабанщик Хан Беннинк был и провозвестником постмодернистской эпохи в новом джазе.

Программа фестиваля:

17 мая, среда
КЛАССИКИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ВЕКА
Эдита ФИЛ (Edyta Fil) (Польша) - флейта соло
Иван СОКОЛОВ (Россия-Германия) - фортепьяно
Все сонаты Галины Уствольской

18 мая, четверг
АКАДЕМИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
Райнер Ван ХАУДТ (Reinier van HOUDT) (Нидерланды) - фортепьяно
Все не-сонаты Элвина Куррана (Alvin Curran, США)
Дмитрий А. ПРИГОВ, Ираида ЮСУПОВА, Александр ДОЛГИН (Россия)
Медиа-опера "Египет"
Уже два раза выступавший в России (в т.ч. на "Альтернативе" в 1997 году) пианист, пропагандирующий редко исполняемую музыку, в том числе авторов, стоящих вне академического мейнстрима. В этом году программа будет состоять из сочинений американского композитора Элвина Куррана (ученика Эллиота Картера), одного из основателей композиторского ансамбля американцев, живших тогда в Риме, Musica Elettronica Viva. Этот коллектив первым вынес электронную музыку из университетских студий в концертные залы. Создатель так называемой эмбиентной музыки ("Песни пути в магнитных садах", 1975), hoerspiel (радио-арт-пьесы) "Хрустальные псалмы" (1988), отмеченных престижным фестивалем "Ars Acustica", и ряда фортепьянных сочинений, эстетически близких минимализму.
Райнер Ван Хаудт изучал игру на фортепьяно в Королевской консерватории в Гааге и в Академии Листа в Будапеште. Затем он сосредоточился на современной музыке. Его интерпретации музыки начала 20 века принесли ему особую известность в Европе и США, где он выступал с сольными концертами. Он устраивал целые фестивали таких композиторов, как Giacinto Scelsi, Alvin Lucier, Alvin Curran, Chiel Meyering. Выступал с сольными концертами во всех ведущих залах Голландии, а также во многих странах, включая Москву ("Альтернатива"-97), и появлялся на многочисленных фестивалях, таких как "Варшавская осень", Rumori, November Music и the Gaudeamus Week.
Райнер ван Хаудт всегда руководствуется своими собственными интересами: будь то изучение архивов, сотрудничество с композиторами, создание концертных программ или фундаментальное, но не ортодоксальное исследование классических композиторов и исполнителей.
В настоящее время Райнер ван Хаудт является участником ансамблей Ives Ensemble и Maarten Altena Ensemble (MAE).

19 мая, пятница
НОВЫЙ ГОЛЛАНДСКИЙ СВИНГ ...
Хан БЕННИНК (Han Bennink) (Нидерланды) - ударные инструменты
...и свободная импровизация

Барабанщик и мультиинструменталист Хан Беннинк родился в пригороде Амстердама в 1942 году. Играет все - от диксиленда до фри-джаза. В детстве научился барабанить на стульях и до сих пор не оставляет это занятие. В Голландии в 1960-ых Беннинк быстро получил признание как необыкновенно универсальный барабанщик. Он аккомпанировал американским джазовым звездам, таким как Сонни Роллинз (Sonny Rollins), Бен Вебстер (Ben Webster), Вес Монтгомери (Wes Montgomery), Джонни Гриффин (Johnny Griffin), Эрик Долфи (Eric Dolphy) и Декстер Гордон (Dexter Gordon).
В то же самое время Хан Беннинк принимал участие в создании европейской импровизационной музыки, которая как раз тогда начала развиваться и отделяться от своих джазовых корней. Вместе с пианистом Мишей Менгельбергом и саксофонистом Виллемом Брейкером был со-основателем объединения свободной джазовой импровизации Instant Composers Pool (ICP), до сих пор определяющей развитие европейской импровизационной музыки от авангарда к постмодернизму. Параллельно участвовал также в легендарных проектах Петера Бретцмана периода "Machine Gun".

20 мая, суббота
ЕЩЕ ОДИН КОНЕЦ ВРЕМЕНИ группа SPOOKY ACTIONS (США)
Оливье Мессиан "Quatuor pour la fin du temps"
Состав:
Брюс Арнольд (Bruce Arnold) - электрогитара
Джон Гантер (John Gunther) - сопрано-саксофон
Тони Морено (Tony Moreno) - барабаны
Дэвид Филипс (David Phillips) - upright bass
Аарон Джексон (Aaron Jackson) - фортепьяно

Название Spooky Actions ("Призрачные действия") - это из мало известной у нас фразы Эйнтштейна, который таким образом охарактеризовал поведение элементарных частиц, сравнивая их с макромиром. Это проект гитариста и одновременно профессора Принстонского университета Брюса Арнольда - эзотерического экспериментатора, берущегося за совершенно, казалось бы, не подвластный новоджазовой импровизации материал: от григорианских хоралов Хильдегарды фон Бинген и индейских обрядовых песнопений до блюзов в додекафонной системе (с известным у нас французским гармошечником Кер-Урио) и даже сериализма Антона Веберна. Несмотря на это и на нетрадиционный импровизационный стиль, даже весьма консервативный джазовый журнал "Down Beat" дал двум его альбомам высшую оценку.

ФЕСТИВАЛЬ
АЛЬТЕРНАТИВА 20
17-20 мая 2006
культурный центр ДОМ
начало концертов в 19.30

05.05.2006, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)