АКЦИЯ  Заседание продолжается

Московская Рок-Лаборатория продолжает проводить музыкальные конкурсы по поиску и выявлению перспективных молодых рок-исполнителей. К сожалению, последний из них производит довольно нерадостное впечатление. Похоже, или выбирать стало особенно не из чего, или система оценки качества выступления зашла в тупик.

Московская Рок-Лаборатория продолжает проводить музыкальные конкурсы по поиску и выявлению перспективных молодых рок-исполнителей. К сожалению, последний из них, состоявшийся 17 апреля 2006 года в стенах клуба "Б2", производит довольно нерадостное впечатление. Похоже, или выбирать стало особенно не из чего, или система оценки качества выступления зашла в тупик. Впрочем, это лишь личное мнение автора репортажа. Все-таки в этот раз в жюри сидели такие гроссмейстеры, как президент фирмы звукозаписи "Никитин", ветеран групп Веселые Ребята и Аракс певец Анатолий Алешин, а также небезызвестный собиратель "песен, любимых народом" Дмитрий Широков. И тем не менее стоит попробовать дать собственную оценку произошедшему, какой бы удручающей она ни была.

Вне конкурса выступила чукотская команда Нулевая Позиция. Было объявлено, что группа исполняет арктический рок - хотя это это скорее вопрос имиджа, нежели музыки. Ребята играют нормальный, мелодичный и драйвовый молодёжный панк, однако этнические татуировки и косички, бесспорно, являются новым словом в панк-моде и хорошо дополняют уже привычные нам ирокезы с булавками. После краткого, но энергичного вступительного сета горячих чукотских парней сцена была отдана конкурсантам.

Первыми играли Dirty Dog. Не так давно эта группа выпустила альбом "On/Off", который, однако, оказался не в силах утолить духовную жажду поклонников традиционного хард-рока, к каковому жанру музыканты себя причисляют. К сожалению, то, что играют эти матерые дядьки, оторвано от обязательной для настоящего хард-рока блюзовой основы и отдает скорее восьмидесятническим поп-метал. Четко выверенная по квадратам и лишенная какого то бы ни было намека на импровизацию, музыка группы по сути мало отличается от "типа металла", в изобилии играемого сейчас по клубам неискушенными подростками. Сейчас в составе группы появился, видимо, вслед за Young Heart Attack, дополнительный женский вокал. Музыку это никак особенно не украсило, а припев "C.U. Around Midnight" все так же отдает молодыми Judas Priest.
Высокое жюри порадовалось классу игры, и в духе "Сказки О Тройке" Стругацких сошлось на том, что "проделана большая работа".

Вышедшие вторым номером молодые ребята из Черноголовки, объединившиеся под игривым названием Хамишь (remember Эллочку Людоедку!), признались, что играть "после таких отцов" им даже как-то не по себе. Однако первая же песня команды показала, что жители упомянутого города способны производить освежающий эффект не только газировкой, но и музыкой. Ребята играют альтернативный поп, не слишком тяжелый, прифанкованный и полный модных вокальных гнусавостей. Гитарист способен как на актуальный "вымолот", так и на техничные соло, что сейчас редкость. По словам самих музыкантов, они объединились в группу где-то с полгода тому назад, а музыка для них - лишь повод замутить добрую тусовку. Кстати, уже сейчас за Хамишь мотается по концертам солидная толпа поклонников.
Членов жюри, в частности, порадовал тот факт, что добившаяся столь неплохих результатов команда выступает экономически выгодным квартетом.

Третья группа, Музыка Морзе, производит впечатление двойственное. С одной стороны, основа ее репертуара - довольно занудный пост-сплиновский около-рок, полный минора и нытья. С другой стороны, финальная песня про Джекилла и Хайда - мощный пост-панковский боевик, построенный на ломовом гитарном риффе и способный потягаться с лучшими работами Кино.
Жюри отметило начитанность музыкантов, порадовалось помещенному на инструмент ритм-гитариста логотипу группы и выразило надежду на то, что следующие работы не будут столь депрессивны.

Много шума устроил ансамбль с характерным названием Зима. Две полуакустических гитары, перегруженные так, как обычно такие гитары перегружать не принято, с первых же аккордов устроили в ушах слушателей настоящую звуковую свалку. К концу первой песни соло-гитарист лишился струны и обменался инструментом с ритм-гитаристом, который потом вдохновенно риффовал на пяти оставшихся. Завывали ледяные синтезаторные ветры, а на микрофоне вис манерный мальчик и пел в миноре про несчастную любовь.
Все это чертовски напоминало пресловутый love-metal, однако члены жюри решили, что группа развивает лучшие традиции британского пост-панка, и баста.

Группа Небослов запомнился раздутым инструментальным составом (ритм-гитарист и перкуссионист были явно лишними), а также малополезным русским роком последнего разбора - вроде того, что можно было в конце 90-х ХХ-го в изобилии услышать в стенах незабвенного клуба "Форпост". Впрочем, у группы очень миленькая клавишница - заводная, голосистая и обаятельная, как Цыпленок Цыпа из мультика.
Жюри умилилось, и нашло в музыке Небослова позитивные тона.

Закрыло конкурсную программу Бостонское Чаепитие. Эти стильные ребята в костюмах и при галстуках сильно продвинулись в своей работе со времен фестиваля "Кислород". Живых инструментов стало больше, и в затыкающих аранжировочные дыры компьютерных "фонах" музыканты уже почти не нуждаются. Соло саксофона и настоящие ударные сделали номера "Последнее Танго В Париже" и "Ноктюрн" более убедительными. Манерности и ехидства во многих песнях группы ровно пополам, и посвященный офисным работникам номер "Мультфильмы" можно смело ставить в один ряд с шедевром Нила Инеза "We Are Slaves Of Freedom". Выкрики из аудитории: "Гламур-рок!" несли скорее одобрение, нежели осмеяние.
Члены жюри демонстрировали явную растерянность. При всех достоинствах группы, ее представление было решительно непохоже как на все, ранее звучавшее, так и на господствующие сейчас рок-стандарты. Словно бы Palast Orchestra неожиданно затесался в хэдлайнеры металлического фестиваля "Wacken Open Air". Среди комментариев особо запомнились следующие: "Ну, тут скрипка вокальной линии мешала" и "На большую сцену им еще рановато". Присутствуя при таких сценах, как правило, ощущаешь некоторую гадливость - будто нечаянно зацепил по телевизору очередную серию "Фабрики Звезд".

Последними выступали лауреаты предыдущего заседания Рок-Лаборатории, группа Стокс. Вспомнилось, как лет десять назад любили стебаться над "Перекрестком" Чижа: "Если это осталось, то что же ушло?". Пресно-мажорные мелодии, с часовой точностью тукающий по четвертям бас, гитарный грохот, завывающие клавиши и многозначительно-бессмысленне тексты. Зато - уверенное исполнение и способность показаться одновременно стильными, как U2, и игривыми, как Мумий Тролль.

Вот уже несколько лет кряду поддерживается священный огонь войны рока с попсой. На каждом втором сборном клубном концерте металлические группы препарируют хиты Тату и Бритни Спирс, а высоколобые обозреватели из "КонтрКультУры" сталкивают лбами Наталью Ветлицкую с Юлией Теуниковой. Между тем критерии оценки музыкантов в обоих областях давно уже строятся по одному шаблону, а внутри так называемого "неформата" сложились свои форматы, безжалостно отсекающие все по-настоящему самобытное и качественное. Печально, но факт.

Оценки членов жюри, которые подвели итог веечра, выглядят следующим образом:
Лучшее концертное выступление
1. Музыка Морзе
2. Z.I.M.A.
3. Dirty Dog
Хит вечера
1. Музыка Морзе
За песню - Зита и Гита
Фэн приз
1. Музыка Морзе

20.04.2006, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)