ФЕСТИВАЛЬ  И в 2006-м ДоДждались

Музыкальная, в частности, джазовая история Донетчины куда более славная, чем ее политическая репутация. Собственно, об истории донецкого джаза и о его дне сегодняшнем и пойдет речь в репортаже с фестиваля ДоДж-2006.


Знакомо ли Вам слово "ДоДж"? Нет, это не марка автомобиля Dodge. И не американская писательница Мэри Элизабет Мэйпс Додж. Это сокращенное название Донецкого Джазового фестиваля. Ах, Вы не знаете, где находится Донецк?.. Ну что ж. Возможно, некоторым из читателей вспомнятся события украинской оранжевой революции и часто-густо упоминавшаяся в сводках новостей территория "бело-голубых". Однако музыкальная, в частности, джазовая история Донетчины куда более славная, чем ее политическая репутация. Собственно, об истории донецкого джаза и о его дне сегодняшнем речь и пойдет, поэтому акценты в репортаже с фестиваля ДоДж-2006, проходившего 12-13 апреля, несколько смещены с чисто впечатленческих на общеобразовательные. Должен же кто-то рассказать "звучной" аудитории, откуда есть пошел джазовый Донецк. Итак: для начала - небольшая справка (она же хвалебная песнь), дабы читатели представляли себе масштабы происходящего.

Началось все в далеком 1969 году с фестиваля под названием "Донецк-100" (не потому "100", что к тому времени прошла сотня фестов, а оттого, что это начинание, по всей видимости, было приурочено к юбилею города. Занятный выбор отдела культуры для тех лет, но кто бы жаловался.)
По счастью, сохранились документальные "улики" событий 35-летней давности, по которым несложно определить, что у истоков одного из самых престижных и масштабных джазовых событий бывшего СССР стоял украинский джазовый обозреватель, дончанин Виктор Дубильер. Через горнило донецкого фестиваля прошли практически все выдающиеся музыканты бывшего СССР - Вячеслав Ганелин, Владимир Тарасов, Анатолий Вапиров, Лембит Саарсалу... Легче перечислить, кого из отечественных джазовых монстров там не было.
Донецк - вотчина легендарного трубача мирового класса Валерия Колесникова и почившего в 2005-м году уникального пикколо-контрабасиста Анатолия Бабия. По сути индустриальный, шахтерский город, которому едва исполнилась сотня лет (о каком-то особом, насчитывающем века культурном наследии, как у Львова или, к примеру, Запорожья, речи в ту пору вообще идти не могло) стал джазовой Меккой и поставлял кадры всему Советскому Союзу. Продолжает он это делать и поныне, теперь уже в масштабах СНГ.

Любопытно: немалую роль в развитии и росте феста сыграла "дружба братских народов". Напомню, что восточноукраинский Донецк всегда испытывал предрасположенность к добрососедским отношениям с Россией больше, чем все остальные регионы страны. Чтобы не быть голословной, проведу несколько параллелей: ленинградский (в ту пору) музыковед Владимир Борисович Фейертаг - изумительный Владимир Борисович, ироничный, остроумный, потрясающе профессиональный - до сих пор, в свои чинные 75, не выпускает из рук функции ведущего фестиваля. Как встал он у руля фестивальной программы джазового Донецка треть века тому, так за ним и пребывает.
Некогда участник первых концертов фестиваля, ныне профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Игорь Бриль является бессменным председателем жюри конкурса ДоДж-Юниор.
Постоянный почетный гость феста - народный артист России Анатолий Кролл (автор музыки к фильму "Мы из джаза"). В общем и целом, джазовая элита России фигурирует на фестивале наряду с украинской, и это бросается в глаза: к примеру, представителей Польши, богатой роскошными джазменами и близкой Украине Западной, равно как и представителей иных государств в жюри и среди персон-грата ДоДжа почти не встретить. Хорошо это или плохо... Трудно сказать. В любом случае - тенденция уже стала традицией, а фестиваль с традициями заслуживает всяческого уважения.

От исторической справки к делам сегодняшним.
"Донецк" в зените популярности взял... пятнадцатилетнюю паузу. И вплоть до начала ХХI века его судьба находилась в неопределенности. В 2001-м фест возрождается под названием "ДоДж". С возрождением меняется и направленность феста. Из года в год прослеживается единообразная концепция; стандартный же набор участников сегодняшнего донецкого джазового фестиваля таков:

1) Отечественные, украинские музыканты. Российские - по возможности. В 2006-м это:
- Night Groove: мейнстрим, Киев. Один из наиболее профессиональных украинских коллективов. В составе - израильский подданный, лучший барабанщик Израиля образца 1998-го Алик Фантаев, лучший бас-гитарист страны Игорь Закус, лучшая вокалистка бразильского толка Юлия Рома и лучшая джазовая пианистка нации Наталья Лебедева.
- Smack Band: латина, Киев. Крепкий, особо не блещущий солистами, но сбитый в ансамблевом отношении состав, концентрирующийся на исполнении (опять же) бразильской программы в стиле Сержио Мендеса (Sergio Mendez).
- ManSound - "экспортный" вокальный коллектив, признанные мастера а-капелльного пения. Звучали на фестивале великолепно. После смерти лидера и основателя Владимира Михновецкого ансамбль не сдался. Сейчас, с приходом новой крови, ManSound звучит по-другому, и звучит прекрасно. Честь и почет музыкантам.

2) Несколько гостей из-за бугра, желательно поэнергичней да попонятней публике (исключение составил легендарный польский саксофонист Збигнев Намысловский в 2004-м):
- Tok Tok Tok: в программе было обозначено, что в их музыке "пересекаются Techno, Electro, House, Hardcore", а по факту имел место мягкий и довольно однообразный вокал на фоне мягкого же Rhodes-тембра синтезатора. Ударные инструменты имитировались с помощью органов ротовой полости саксофониста. Германия
- Hiram Bullock Band: джаз-рок, США. О Буллоке Вы и сами все знаете. Рельефные формы, что пониже спины, коие легендарный гитарист не упускает случая продемонстрировать (прямо, знаете ли, как в афро-американских комедяиях про "Большую Мамочку", где весь юмор на демонстрации пышных форм и построен). Звучит бэнд мощно, убедительно, крепко и попсово. В конце почти двухчасового выступления - оглушительные овации, массовое вставание зрителей с мест под попурри из "I Can't Get NO Satisfaction" и 'Smoke On The Water', превратившего джазовый фестиваль в рОковое буйство. Зато публика в экстазе - отличный задел на 2007-й год.

3) Обязательная составляющая - молодые исполнители в рамках международного конкурса ДоДж-Юниор. О нем - поподробнее.

Конкурс - это, несомненно, гордость фестиваля. Немного мне знакомо провинциальных (sic!) молодежных джазовых конкурсов - не считая зарубежных стипендий и грантов, само собой, - на которых премии Гран-При составляют 10 000 евро и стать лауреатом которого не менее престижно, чем победить в столичном музыкальном соревновании. Коих, повторюсь, также немного. Не будем вдаваться в подробности того, насколько объективно и адекватно в отдельных случаях проходит оценивание номинантов. ДоДж Юниор - это хороший шанс для молодых музыкантов и представляющее неизменный интерес для публики действо. Иные джаз-фаны приезжают в Донецк не столько на звезд посмотреть, сколько узнать, чем живет и дышит новое поколение, и это понятно. Даже в количественном отношении: за 2 фестивальных дня зритель успевает услышать максимум 6-7 профессиональных коллективов, а за один конкурсный день - от 10 до 18 (как было на ДоДже-2006). И, поверьте, уровень мастерства и креативности иных двадцатилетних джазменов порою ничуть не уступает уровню их маститых коллег. Только задора и искренности больше.

На 6-м фестивале, чуть ли не впервые за всю его историю, первую премию взяли "местные" - коллектив "RadaSt" , которым руководит Рада Покаржевская, студентка и по совместительству преподаватель ансамблевого джазового пения Донецкой государственной музыкальной академии им.С.Прокофьева. Учитывая тот факт, что в конкурсе, помимо музыкантов из Ростова-на-Дону, Кишинева, Киева, Кривого Рога, Томска и Харькова принимали участие студенты московской Гнесинки, а главой жюри был ее ректор, можете себе представить масштабы творчества донецкой группы. Если вкратце - ребятки умудрились в продуманную до одной тридцать второй длительности аранжировку затертой до дыр 'The Girl From Ipanema' втиснуть элементы r-n-b, фри-джаза, умопомрачительные бас-гитарные фокусы и квази-сэмпловое баловство вокалистки. В общем, было ради чего просыпаться в 7 утра после затянувшейся до ночи программы первого дня...

На самом деле о ДоДже я могла бы говорить бесконечно. Главное - вовремя остановиться, дать место для интриги. Поэтому - несколько строк в качестве резюме.

У донецкого фестиваля со сменой эпохи, безусловно, сменился формат. От него не стоит ждать авангардных откровений и концептуально-альтернативной программы. Иллюстрацией служат даже слоганы: "ДоДж - это модно", "ДоДж-Это культ". Но обвинять фестиваль в конъюнктуре и "попсовости" нет смысла, как нет смысла предъявлять претензии к прогрессивным фестивалям в том, что они недостаточно понятны слушателю. Каждому свое. Ежегодно фест собирает аншлаги и по-прежнему остается одним из главных джазовых событий страны. А что касается внутренней политики события... У организаторов ДоДжа (Александра/Натальи Серых и арт-директора, киевского радио-журналиста Алексея Когана) горят глаза, когда они произносят в конце последнего концертного дня фразу "С этого момента начинается обратный отсчет до следующего ДоДжа". Фанаты своего дела, они смотрят вперед с завидным, заразительным энтузиазмом. А то, как делается фестиваль, начиная от написания пресс-релизов и заканчивая отношением к каждому участнику конкурса, а в конечном итоге, уважением к зрителю - вообще отдельная история. И дело не в том, что хорошо осуществляется спонсирование события, мол, были бы деньги, а организация сама собой образуется. Отнюдь - сколько примеров обратному. И в этом отношении у ДоДжа практически нет конкурентов. Так что - "хай живе"!

(P.S. На официальном сайте ДоДжа, а также на украинском джазовом портале заинтересовавшиеся вскоре смогут найти полный список участников и победителей конкурса, а также ознакомиться с программами прошлых лет.)

16.04.2006, Татьяна БАЛАКИРСКАЯ (ЗВУКИ РУ)