ФЕСТИВАЛЬ  И в 2006-м ДоДждались

Музыкальная, в частности, джазовая история Донетчины куда более славная, чем ее политическая репутация. Собственно, об истории донецкого джаза и о его дне сегодняшнем и пойдет речь в репортаже с фестиваля ДоДж-2006.


Знакомо ли Вам слово "ДоДж"? Нет, это не марка автомобиля Dodge. И не американская писательница Мэри Элизабет Мэйпс Додж. Это сокращенное название Донецкого Джазового фестиваля. Ах, Вы не знаете, где находится Донецк?.. Ну что ж. Возможно, некоторым из читателей вспомнятся события украинской оранжевой революции и часто-густо упоминавшаяся в сводках новостей территория "бело-голубых". Однако музыкальная, в частности, джазовая история Донетчины куда более славная, чем ее политическая репутация. Собственно, об истории донецкого джаза и о его дне сегодняшнем речь и пойдет, поэтому акценты в репортаже с фестиваля ДоДж-2006, проходившего 12-13 апреля, несколько смещены с чисто впечатленческих на общеобразовательные. Должен же кто-то рассказать "звучной" аудитории, откуда есть пошел джазовый Донецк. Итак: для начала - небольшая справка (она же хвалебная песнь), дабы читатели представляли себе масштабы происходящего.

Началось все в далеком 1969 году с фестиваля под названием "Донецк-100" (не потому "100", что к тому времени прошла сотня фестов, а оттого, что это начинание, по всей видимости, было приурочено к юбилею города. Занятный выбор отдела культуры для тех лет, но кто бы жаловался.)
По счастью, сохранились документальные "улики" событий 35-летней давности, по которым несложно определить, что у истоков одного из самых престижных и масштабных джазовых событий бывшего СССР стоял украинский джазовый обозреватель, дончанин Виктор Дубильер. Через горнило донецкого фестиваля прошли практически все выдающиеся музыканты бывшего СССР - Вячеслав Ганелин, Владимир Тарасов, Анатолий Вапиров, Лембит Саарсалу... Легче перечислить, кого из отечественных джазовых монстров там не было.
Донецк - вотчина легендарного трубача мирового класса Валерия Колесникова и почившего в 2005-м году уникального пикколо-контрабасиста Анатолия Бабия. По сути индустриальный, шахтерский город, которому едва исполнилась сотня лет (о каком-то особом, насчитывающем века культурном наследии, как у Львова или, к примеру, Запорожья, речи в ту пору вообще идти не могло) стал джазовой Меккой и поставлял кадры всему Советскому Союзу. Продолжает он это делать и поныне, теперь уже в масштабах СНГ.

Любопытно: немалую роль в развитии и росте феста сыграла "дружба братских народов". Напомню, что восточноукраинский Донецк всегда испытывал предрасположенность к добрососедским отношениям с Россией больше, чем все остальные регионы страны. Чтобы не быть голословной, проведу несколько параллелей: ленинградский (в ту пору) музыковед Владимир Борисович Фейертаг - изумительный Владимир Борисович, ироничный, остроумный, потрясающе профессиональный - до сих пор, в свои чинные 75, не выпускает из рук функции ведущего фестиваля. Как встал он у руля фестивальной программы джазового Донецка треть века тому, так за ним и пребывает.
Некогда участник первых концертов фестиваля, ныне профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Игорь Бриль является бессменным председателем жюри конкурса ДоДж-Юниор.
Постоянный почетный гость феста - народный артист России Анатолий Кролл (автор музыки к фильму "Мы из джаза"). В общем и целом, джазовая элита России фигурирует на фестивале наряду с украинской, и это бросается в глаза: к примеру, представителей Польши, богатой роскошными джазменами и близкой Украине Западной, равно как и представителей иных государств в жюри и среди персон-грата ДоДжа почти не встретить. Хорошо это или плохо... Трудно сказать. В любом случае - тенденция уже стала традицией, а фестиваль с традициями заслуживает всяческого уважения.

От исторической справки к делам сегодняшним.
"Донецк" в зените популярности взял... пятнадцатилетнюю паузу. И вплоть до начала ХХI века его судьба находилась в неопределенности. В 2001-м фест возрождается под названием "ДоДж". С возрождением меняется и направленность феста. Из года в год прослеживается единообразная концепция; стандартный же набор участников сегодняшнего донецкого джазового фестиваля таков:

1) Отечественные, украинские музыканты. Российские - по возможности. В 2006-м это:
- Night Groove: мейнстрим, Киев. Один из наиболее профессиональных украинских коллективов. В составе - израильский подданный, лучший барабанщик Израиля образца 1998-го Алик Фантаев, лучший бас-гитарист страны Игорь Закус, лучшая вокалистка бразильского толка Юлия Рома и лучшая джазовая пианистка нации Наталья Лебедева.
- Smack Band: латина, Киев. Крепкий, особо не блещущий солистами, но сбитый в ансамблевом отношении состав, концентрирующийся на исполнении (опять же) бразильской программы в стиле Сержио Мендеса (Sergio Mendez).
- ManSound - "экспортный" вокальный коллектив, признанные мастера а-капелльного пения. Звучали на фестивале великолепно. После смерти лидера и основателя Владимира Михновецкого ансамбль не сдался. Сейчас, с приходом новой крови, ManSound звучит по-другому, и звучит прекрасно. Честь и почет музыкантам.

2) Несколько гостей из-за бугра, желательно поэнергичней да попонятней публике (исключение составил легендарный польский саксофонист Збигнев Намысловский в 2004-м):
- Tok Tok Tok: в программе было обозначено, что в их музыке "пересекаются Techno, Electro, House, Hardcore", а по факту имел место мягкий и довольно однообразный вокал на фоне мягкого же Rhodes-тембра синтезатора. Ударные инструменты имитировались с помощью органов ротовой полости саксофониста. Германия
- Hiram Bullock Band: джаз-рок, США. О Буллоке Вы и сами все знаете. Рельефные формы, что пониже спины, коие легендарный гитарист не упускает случая продемонстрировать (прямо, знаете ли, как в афро-американских комедяиях про "Большую Мамочку", где весь юмор на демонстрации пышных форм и построен). Звучит бэнд мощно, убедительно, крепко и попсово. В конце почти двухчасового выступления - оглушительные овации, массовое вставание зрителей с мест под попурри из "I Can't Get NO Satisfaction" и 'Smoke On The Water', превратившего джазовый фестиваль в рОковое буйство. Зато публика в экстазе - отличный задел на 2007-й год.

3) Обязательная составляющая - молодые исполнители в рамках международного конкурса ДоДж-Юниор. О нем - поподробнее.

Конкурс - это, несомненно, гордость фестиваля. Немного мне знакомо провинциальных (sic!) молодежных джазовых конкурсов - не считая зарубежных стипендий и грантов, само собой, - на которых премии Гран-При составляют 10 000 евро и стать лауреатом которого не менее престижно, чем победить в столичном музыкальном соревновании. Коих, повторюсь, также немного. Не будем вдаваться в подробности того, насколько объективно и адекватно в отдельных случаях проходит оценивание номинантов. ДоДж Юниор - это хороший шанс для молодых музыкантов и представляющее неизменный интерес для публики действо. Иные джаз-фаны приезжают в Донецк не столько на звезд посмотреть, сколько узнать, чем живет и дышит новое поколение, и это понятно. Даже в количественном отношении: за 2 фестивальных дня зритель успевает услышать максимум 6-7 профессиональных коллективов, а за один конкурсный день - от 10 до 18 (как было на ДоДже-2006). И, поверьте, уровень мастерства и креативности иных двадцатилетних джазменов порою ничуть не уступает уровню их маститых коллег. Только задора и искренности больше.

На 6-м фестивале, чуть ли не впервые за всю его историю, первую премию взяли "местные" - коллектив "RadaSt" , которым руководит Рада Покаржевская, студентка и по совместительству преподаватель ансамблевого джазового пения Донецкой государственной музыкальной академии им.С.Прокофьева. Учитывая тот факт, что в конкурсе, помимо музыкантов из Ростова-на-Дону, Кишинева, Киева, Кривого Рога, Томска и Харькова принимали участие студенты московской Гнесинки, а главой жюри был ее ректор, можете себе представить масштабы творчества донецкой группы. Если вкратце - ребятки умудрились в продуманную до одной тридцать второй длительности аранжировку затертой до дыр 'The Girl From Ipanema' втиснуть элементы r-n-b, фри-джаза, умопомрачительные бас-гитарные фокусы и квази-сэмпловое баловство вокалистки. В общем, было ради чего просыпаться в 7 утра после затянувшейся до ночи программы первого дня...

На самом деле о ДоДже я могла бы говорить бесконечно. Главное - вовремя остановиться, дать место для интриги. Поэтому - несколько строк в качестве резюме.

У донецкого фестиваля со сменой эпохи, безусловно, сменился формат. От него не стоит ждать авангардных откровений и концептуально-альтернативной программы. Иллюстрацией служат даже слоганы: "ДоДж - это модно", "ДоДж-Это культ". Но обвинять фестиваль в конъюнктуре и "попсовости" нет смысла, как нет смысла предъявлять претензии к прогрессивным фестивалям в том, что они недостаточно понятны слушателю. Каждому свое. Ежегодно фест собирает аншлаги и по-прежнему остается одним из главных джазовых событий страны. А что касается внутренней политики события... У организаторов ДоДжа (Александра/Натальи Серых и арт-директора, киевского радио-журналиста Алексея Когана) горят глаза, когда они произносят в конце последнего концертного дня фразу "С этого момента начинается обратный отсчет до следующего ДоДжа". Фанаты своего дела, они смотрят вперед с завидным, заразительным энтузиазмом. А то, как делается фестиваль, начиная от написания пресс-релизов и заканчивая отношением к каждому участнику конкурса, а в конечном итоге, уважением к зрителю - вообще отдельная история. И дело не в том, что хорошо осуществляется спонсирование события, мол, были бы деньги, а организация сама собой образуется. Отнюдь - сколько примеров обратному. И в этом отношении у ДоДжа практически нет конкурентов. Так что - "хай живе"!

(P.S. На официальном сайте ДоДжа, а также на украинском джазовом портале заинтересовавшиеся вскоре смогут найти полный список участников и победителей конкурса, а также ознакомиться с программами прошлых лет.)

16.04.2006, Татьяна БАЛАКИРСКАЯ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - И в 2006-м ДоДждались - ваше мнение о статье
  • товарищ, да успокойтесь вы... автор статьи, вообще-то, сама дончанка, желающая, чтобы это упоминание расценивалось как горькая самоирония - о Донецке российские пользователи в большинстве своем действительно знают по обозначенным событиям...
    Написал(a): tet, 20/04/2006 11:41
  • К чему тут политические изыскания, скажите пожалуйста!!! Может для звуков это типа перлы своеобразной, а Д-цк устал уже от подобных неоднозначных высказываний. Может все-таки ХВАТИТ!!! Или прикажете ругаться с вами??? В результате настроение испорчено вконец, спасибо...
    Написал(a): TrenT, 20/04/2006 10:07
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Лейкемия – Genesis Breyer P-ORRIDGE Дженезис П. Орридж отменяет концерты Psychic TV: у музыканта обнаружена лейкемия »»

Песня на 24 часа – Marilyn MANSON Мэрилин Мэнсон записал кавер на композицию Джонни Кэша для саундтрека к фильму "24 часа на жизнь". »»

Что новенького пишут? – Taylor SWIFT Тейлор Свифт выпустила клип, составленный из газетных заголовков и статей »»

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Доставай Метлу – APOCALYPTICA Apocalyptica анонсировала большой российский тур со своей знаменитой программой "Metallica" »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника23/10

1959 – На свет появился "Weird" Эл Янкович - пародист, снимающий самые смешные в мире клипы-пародии на весь поп-истеблишмент: от Мадонны и Джексона до U2  »»

1964 – Родился Роберт Трухильо - до того, как стать бас-гитаристом Metallica, он составлял гордость таких групп, как Ozzy Osbourne и Suicidal Tendencies  »»

Gary McFARLAND (1933)

Johnny CARROLL (1937)

Ellie GREENWICH (1940)

Ernie WATTS (1945)

Александр "Полковник" ГНОЕВЫХ (1957)

Weird Al YANKOVIC (1959)

Robert TRUJILLO (1964)

VV BROWN (1983)

Paradise OSKAR (1990)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить