ФЕСТИВАЛЬ  И в 2006-м ДоДждались

Музыкальная, в частности, джазовая история Донетчины куда более славная, чем ее политическая репутация. Собственно, об истории донецкого джаза и о его дне сегодняшнем и пойдет речь в репортаже с фестиваля ДоДж-2006.


Знакомо ли Вам слово "ДоДж"? Нет, это не марка автомобиля Dodge. И не американская писательница Мэри Элизабет Мэйпс Додж. Это сокращенное название Донецкого Джазового фестиваля. Ах, Вы не знаете, где находится Донецк?.. Ну что ж. Возможно, некоторым из читателей вспомнятся события украинской оранжевой революции и часто-густо упоминавшаяся в сводках новостей территория "бело-голубых". Однако музыкальная, в частности, джазовая история Донетчины куда более славная, чем ее политическая репутация. Собственно, об истории донецкого джаза и о его дне сегодняшнем речь и пойдет, поэтому акценты в репортаже с фестиваля ДоДж-2006, проходившего 12-13 апреля, несколько смещены с чисто впечатленческих на общеобразовательные. Должен же кто-то рассказать "звучной" аудитории, откуда есть пошел джазовый Донецк. Итак: для начала - небольшая справка (она же хвалебная песнь), дабы читатели представляли себе масштабы происходящего.

Началось все в далеком 1969 году с фестиваля под названием "Донецк-100" (не потому "100", что к тому времени прошла сотня фестов, а оттого, что это начинание, по всей видимости, было приурочено к юбилею города. Занятный выбор отдела культуры для тех лет, но кто бы жаловался.)
По счастью, сохранились документальные "улики" событий 35-летней давности, по которым несложно определить, что у истоков одного из самых престижных и масштабных джазовых событий бывшего СССР стоял украинский джазовый обозреватель, дончанин Виктор Дубильер. Через горнило донецкого фестиваля прошли практически все выдающиеся музыканты бывшего СССР - Вячеслав Ганелин, Владимир Тарасов, Анатолий Вапиров, Лембит Саарсалу... Легче перечислить, кого из отечественных джазовых монстров там не было.
Донецк - вотчина легендарного трубача мирового класса Валерия Колесникова и почившего в 2005-м году уникального пикколо-контрабасиста Анатолия Бабия. По сути индустриальный, шахтерский город, которому едва исполнилась сотня лет (о каком-то особом, насчитывающем века культурном наследии, как у Львова или, к примеру, Запорожья, речи в ту пору вообще идти не могло) стал джазовой Меккой и поставлял кадры всему Советскому Союзу. Продолжает он это делать и поныне, теперь уже в масштабах СНГ.

Любопытно: немалую роль в развитии и росте феста сыграла "дружба братских народов". Напомню, что восточноукраинский Донецк всегда испытывал предрасположенность к добрососедским отношениям с Россией больше, чем все остальные регионы страны. Чтобы не быть голословной, проведу несколько параллелей: ленинградский (в ту пору) музыковед Владимир Борисович Фейертаг - изумительный Владимир Борисович, ироничный, остроумный, потрясающе профессиональный - до сих пор, в свои чинные 75, не выпускает из рук функции ведущего фестиваля. Как встал он у руля фестивальной программы джазового Донецка треть века тому, так за ним и пребывает.
Некогда участник первых концертов фестиваля, ныне профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Игорь Бриль является бессменным председателем жюри конкурса ДоДж-Юниор.
Постоянный почетный гость феста - народный артист России Анатолий Кролл (автор музыки к фильму "Мы из джаза"). В общем и целом, джазовая элита России фигурирует на фестивале наряду с украинской, и это бросается в глаза: к примеру, представителей Польши, богатой роскошными джазменами и близкой Украине Западной, равно как и представителей иных государств в жюри и среди персон-грата ДоДжа почти не встретить. Хорошо это или плохо... Трудно сказать. В любом случае - тенденция уже стала традицией, а фестиваль с традициями заслуживает всяческого уважения.

От исторической справки к делам сегодняшним.
"Донецк" в зените популярности взял... пятнадцатилетнюю паузу. И вплоть до начала ХХI века его судьба находилась в неопределенности. В 2001-м фест возрождается под названием "ДоДж". С возрождением меняется и направленность феста. Из года в год прослеживается единообразная концепция; стандартный же набор участников сегодняшнего донецкого джазового фестиваля таков:

1) Отечественные, украинские музыканты. Российские - по возможности. В 2006-м это:
- Night Groove: мейнстрим, Киев. Один из наиболее профессиональных украинских коллективов. В составе - израильский подданный, лучший барабанщик Израиля образца 1998-го Алик Фантаев, лучший бас-гитарист страны Игорь Закус, лучшая вокалистка бразильского толка Юлия Рома и лучшая джазовая пианистка нации Наталья Лебедева.
- Smack Band: латина, Киев. Крепкий, особо не блещущий солистами, но сбитый в ансамблевом отношении состав, концентрирующийся на исполнении (опять же) бразильской программы в стиле Сержио Мендеса (Sergio Mendez).
- ManSound - "экспортный" вокальный коллектив, признанные мастера а-капелльного пения. Звучали на фестивале великолепно. После смерти лидера и основателя Владимира Михновецкого ансамбль не сдался. Сейчас, с приходом новой крови, ManSound звучит по-другому, и звучит прекрасно. Честь и почет музыкантам.

2) Несколько гостей из-за бугра, желательно поэнергичней да попонятней публике (исключение составил легендарный польский саксофонист Збигнев Намысловский в 2004-м):
- Tok Tok Tok: в программе было обозначено, что в их музыке "пересекаются Techno, Electro, House, Hardcore", а по факту имел место мягкий и довольно однообразный вокал на фоне мягкого же Rhodes-тембра синтезатора. Ударные инструменты имитировались с помощью органов ротовой полости саксофониста. Германия
- Hiram Bullock Band: джаз-рок, США. О Буллоке Вы и сами все знаете. Рельефные формы, что пониже спины, коие легендарный гитарист не упускает случая продемонстрировать (прямо, знаете ли, как в афро-американских комедяиях про "Большую Мамочку", где весь юмор на демонстрации пышных форм и построен). Звучит бэнд мощно, убедительно, крепко и попсово. В конце почти двухчасового выступления - оглушительные овации, массовое вставание зрителей с мест под попурри из "I Can't Get NO Satisfaction" и 'Smoke On The Water', превратившего джазовый фестиваль в рОковое буйство. Зато публика в экстазе - отличный задел на 2007-й год.

3) Обязательная составляющая - молодые исполнители в рамках международного конкурса ДоДж-Юниор. О нем - поподробнее.

Конкурс - это, несомненно, гордость фестиваля. Немного мне знакомо провинциальных (sic!) молодежных джазовых конкурсов - не считая зарубежных стипендий и грантов, само собой, - на которых премии Гран-При составляют 10 000 евро и стать лауреатом которого не менее престижно, чем победить в столичном музыкальном соревновании. Коих, повторюсь, также немного. Не будем вдаваться в подробности того, насколько объективно и адекватно в отдельных случаях проходит оценивание номинантов. ДоДж Юниор - это хороший шанс для молодых музыкантов и представляющее неизменный интерес для публики действо. Иные джаз-фаны приезжают в Донецк не столько на звезд посмотреть, сколько узнать, чем живет и дышит новое поколение, и это понятно. Даже в количественном отношении: за 2 фестивальных дня зритель успевает услышать максимум 6-7 профессиональных коллективов, а за один конкурсный день - от 10 до 18 (как было на ДоДже-2006). И, поверьте, уровень мастерства и креативности иных двадцатилетних джазменов порою ничуть не уступает уровню их маститых коллег. Только задора и искренности больше.

На 6-м фестивале, чуть ли не впервые за всю его историю, первую премию взяли "местные" - коллектив "RadaSt" , которым руководит Рада Покаржевская, студентка и по совместительству преподаватель ансамблевого джазового пения Донецкой государственной музыкальной академии им.С.Прокофьева. Учитывая тот факт, что в конкурсе, помимо музыкантов из Ростова-на-Дону, Кишинева, Киева, Кривого Рога, Томска и Харькова принимали участие студенты московской Гнесинки, а главой жюри был ее ректор, можете себе представить масштабы творчества донецкой группы. Если вкратце - ребятки умудрились в продуманную до одной тридцать второй длительности аранжировку затертой до дыр 'The Girl From Ipanema' втиснуть элементы r-n-b, фри-джаза, умопомрачительные бас-гитарные фокусы и квази-сэмпловое баловство вокалистки. В общем, было ради чего просыпаться в 7 утра после затянувшейся до ночи программы первого дня...

На самом деле о ДоДже я могла бы говорить бесконечно. Главное - вовремя остановиться, дать место для интриги. Поэтому - несколько строк в качестве резюме.

У донецкого фестиваля со сменой эпохи, безусловно, сменился формат. От него не стоит ждать авангардных откровений и концептуально-альтернативной программы. Иллюстрацией служат даже слоганы: "ДоДж - это модно", "ДоДж-Это культ". Но обвинять фестиваль в конъюнктуре и "попсовости" нет смысла, как нет смысла предъявлять претензии к прогрессивным фестивалям в том, что они недостаточно понятны слушателю. Каждому свое. Ежегодно фест собирает аншлаги и по-прежнему остается одним из главных джазовых событий страны. А что касается внутренней политики события... У организаторов ДоДжа (Александра/Натальи Серых и арт-директора, киевского радио-журналиста Алексея Когана) горят глаза, когда они произносят в конце последнего концертного дня фразу "С этого момента начинается обратный отсчет до следующего ДоДжа". Фанаты своего дела, они смотрят вперед с завидным, заразительным энтузиазмом. А то, как делается фестиваль, начиная от написания пресс-релизов и заканчивая отношением к каждому участнику конкурса, а в конечном итоге, уважением к зрителю - вообще отдельная история. И дело не в том, что хорошо осуществляется спонсирование события, мол, были бы деньги, а организация сама собой образуется. Отнюдь - сколько примеров обратному. И в этом отношении у ДоДжа практически нет конкурентов. Так что - "хай живе"!

(P.S. На официальном сайте ДоДжа, а также на украинском джазовом портале заинтересовавшиеся вскоре смогут найти полный список участников и победителей конкурса, а также ознакомиться с программами прошлых лет.)

16.04.2006, Татьяна БАЛАКИРСКАЯ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - И в 2006-м ДоДждались - ваше мнение о статье
  • товарищ, да успокойтесь вы... автор статьи, вообще-то, сама дончанка, желающая, чтобы это упоминание расценивалось как горькая самоирония - о Донецке российские пользователи в большинстве своем действительно знают по обозначенным событиям...
    Написал(a): tet, 20/04/2006 11:41
  • К чему тут политические изыскания, скажите пожалуйста!!! Может для звуков это типа перлы своеобразной, а Д-цк устал уже от подобных неоднозначных высказываний. Может все-таки ХВАТИТ!!! Или прикажете ругаться с вами??? В результате настроение испорчено вконец, спасибо...
    Написал(a): TrenT, 20/04/2006 10:07
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

И он станет фиолетовым в крапинку – PRINCE Новый оттенок фиолетового цвета назовут в честь Принца »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2 – SZIGET P!nk, Brutto, Wiz Khalifa и The Vaccines на юбилейном Sziget: первый репортаж Звуков с Острова… »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

19:00 – Ресторан Shore House –  ШУРА ШУРА »»

20:00 – Клуб Volta – ЛЕСОПОВАЛ ЛЕСОПОВАЛ »»

Хроника18/08

1949 – Ralph Flanagan Orchestra записывают одну из первых пластинок на воске. Это сингл «You’re Breaking My Heart»  »»

1958 – Пластинка "Короля мамбо" Переса Прадо получила одну из первых "золотых" наград ассоциации RIAA - cингл "Patricia" был продан тиражом более миллиона копий  »»

1969 – Мик Джаггер был случайно ранен выстрелом в руку во время съемок фильма «Нед Келли» в Австралии  »»

1971 – Магистр электроники Ричард Дэвид Джеймс aka Aphex Twin родился в Ирландском городе Лимерик. Афекс - известный композитор, dj и продюсер, чей конек - техно, эмбиент, эсид, драм-энд-бэйс, Intelligent Dance Music. Ни одного лимерика он так и не написал  »»

1997 – The Rolling Stones начали мировое турне "Bridges to Babylon" с пресс-конференции под Бруклинским мостом. К месту проведения конференции Мик Джаггер, Чарли Уоттс, Ронни Вуд и Кит Ричардс прибыли из Манхэттена в вишнево-красном кадиллаке 1955 года выпуска с полицейским эскортом  »»

Curtis JONES

Григорий Максимович ПЛОТНИЧЕНКО

Lee JACKSON (1921)

Oscar BRASHEAR (1944)

Sarah DASH (1945)

Владимир МИГУЛЯ (1945)

Наталия ВЕТЛИЦКАЯ (1964)

Johnny OSBORN (1972)

MIKA (1983)

Frances Bean COBAIN (1992)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить