Немного представляя себе музыкальные вкусы Артемия Троицкого, нужно со
вниманием относиться к любым отмеченным им русским артистам. В разные годы он
выделял Мумий Тролля, Земфиру (раннюю), Татьяну Буланову
(тоже раннюю) - и действительно, все они были явлениями своего рода
выдающимися. Чего же можно было ждать от проекта, который стал первым релизом
лейбла Троицкого "Восход", ориентированного, в отличие от его же
лейбла Zakat, на российскую музыку? Доверьтесь вкусу мэтра - не прогадаете.
Группа Небесная канцелярия стала бы основным претендентом на звание
"дебют года", кабы не являлась старейшим рок-коллективом города
Новороссийска, готовящимся отметить свое 20-летие. Как мы не сподобились
познакомиться с их красивой и чувственной музыкой раньше, непонятно, но рвать
по этому поводу волосы будет как минимум неконструктивно. Воистину - лучше
поздно, чем никогда: мы пропустили лихорадочную смену стилей, перетряску
состава и череду вокалисток и получили "Небесную канцелярию" в ее
лучшем виде. Скорее всего, именно так мы и представляли себе правильную дамскую
рок-музыку в тот момент, когда (до дебюта Земфиры) у нас наблюдался дефицит
женских рок-голосов. Потом этих голосов вдруг развелось столько, что тот
дефицит на фоне толпы истеричных девиц сомнительной ориентации уже вспоминался
с ностальгией. Так что можно считать, что "Небесная канцелярия" с ее
вкусом и чувством меры "восходит" как раз вовремя.
Пусть моя сосредоточенность на вопросах пола не обидит автора песен Алексея
Чернякевича и остальных мужчин, составляющих группу. Думается, они
сознательно отошли на второй план, согласившись на роль идеальных
аккомпаниаторов для солистки Натальи Гущиной. Вкрадчивые аранжировки,
воздушные мелодии и проникновенные тексты призваны подчеркнуть ее простую, но
вместе с тем гипнотизирующую манеру пения.
Конечно, без влияний не обошлось -
чуткое ухо выхватит из песен "Небесной канцелярии" "музыкальные
приветы" Ирине Богушевской ("Космос"), Маше Макаровой
("Марка", "Мальчик"), группе Колибри ("Мой
эфир - ты"), Татьяне Литвиненко, Земфире ("Летим",
"Ночь-вечность"), Наталье Ветлицкой, Ирине Трепаковой, Ольге
Арефьевой ("Цыганская"), Глюкозе, наконец ("Упадем в
небо")... Но эти легкие заимствования дозируются с такой аптекарской
точностью, будто какой-то технический гений рассчитал на сверхмощном компьютере
параметры "певицы, которую ждали". Гущина никого не
копирует: все приведенные в скобках соответствия треков и предшественниц -
достаточно условны.
Диск, конечно, следует слушать целиком - и он принесет еще
немало открытий чудных.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)