MORRISSEY  Моррисси вблизи

Мы продолжаем публикацию репортажей "музыкальных туристов": в этот раз Макс Хаген рассказывает о поездке в Хельсинки на Така Моррисси, экс-участника группы The Smiths и успешного сольного артиста. Концерт в заброшенном кабельном заводе - что может быть интереснее?

Когда я ездил в Финляндию смотреть Sigur Ros, я пересказал одну и ту же историю раз двадцать, наверное. Естественно, после пятого раза ощущения стираются и остаются только слова. Поэтому, призвав на помощь современные возможности связи, я спешу поведать о выезде на концерт Така Моррисси (Morrissey), экс-участника группы The Smiths и успешного сольного артиста, ибо полагаю, что всем это будет интересно.

Итак, дело было в Хельсинки. Всегда имейте в виду этот город, ибо хороших концертов там много, и добраться туда едва ли не проще, чем до Москвы. Естественно, при наличии загранпаспорта и действующего "шенгена". Билеты, как показал опыт, разруливаются через знакомых. Ну, их, правда, надо иметь, но ведь есть еще знакомые знакомых и т.п. Крепите международные связи!
Мероприятие проходило 4 апреля в месте, которое называется по-фински Kaapelitehdas, а по-английски - Sea Cable Factory. Для тех, кто не знает, - это здание бывшего завода по производству кабелей на юго-западе Хельсинки, почти на побережье, в районе современного офисно-промышленного центра. Вокруг масса занятных образчиков финской индустриальной архитектуры. В этом деле я разбираюсь плохо, но, навскидку, все застраивалось примерно в середине 80-х и чуть позже. Само здание Kaapelitehdas, можно было бы и не заметить из-за монструозных сооружений из бетона, стали и стекла, если бы не вывеска. Выглядит оно очень странно - мрачные кирпичные стены с множеством окон, длинный двор, закрытый с трех сторон - посмотрев снаружи, и не подумаешь, что внутри может быть концертный зал. Однако, зал есть, и в нем несколько раз проходил электронный фестиваль Koneisto. Вместимость из-за пожарных соображений ограничивается 2800 зрителями, хотя при желании можно и больше людей впихнуть. Зал необычный, сильно растянутый в длину и оттого обладающий довольно странной резкой акустикой - высоких частот больше чем хочется, но низкие не пропадают и все вполне разборчиво. Впрочем, по первому разу судить трудно - может, это звукорежиссер Моррисси так постарался, хотя он должен быть толковым человеком.

Начиналось все буквально минута в минуту. Ровно в восемь - разогрев, который мы почти целиком пропустили из-за очереди в гардероб. Были довольно странные товарищи, игравшие нечто английское, голос лысого вокалиста очень смахивал на самого Моррисси, особенно снаружи. Народ пришел довольно разношерстый, фанатов особенно не замечалось, простая такая финская публика, которую можно встретить на любом концерте. Примерно пополам молодежи и людей в возрасте. Народ постепенно переползает из гардероба в зал, причем особенно никто не перемещается - кто как встал, так и стоял. Друзья потом рассказывали, что когда переходили на новое место, их не очень-то хотели пропускать: не шныряйте, мол, не портите удовольствие. Может и верно, но не для тех кому не повезло с ростом. До режиссерского пульта все стояли очень плотно, дальше свободнее, но народу все равно было очень порядочно.
Сцена оформлена без лишних претензий, разве что на заднике был портрет французского поп-артиста Саши Дистеля. Это еще из шестидестяых. В общем, все выглядело вполне по моррисейски. Ударная установка разукрашена в цвета итальянского флага - дань Моррисси стране, где он "наконец-то нашел любовь". Над ней - огромный гонг, а рядом такой же огромный барабан. О нем позже. Перед концертом на конструкцию над сценой забрался осветитель, обслуживающий Главный Персональный прожектор. Я все думал, что за безумец в последний момент под потолком ползает, а он, оказывается, к своему специальному шестку пробирался.

Главное началось ровно в девять с интродукции - Jobriath "What a Pretty". Как мне потом рассказали, это был первый открытый гей в американском глэм-роке 70-х. Поначалу показалось, что это какая-то неслышанная вещь Клауса Номи (Klaus Nomi) - тоже высокий вокал и странная музыка. По печальному совпадению, Jobriath, также как и Клаус Номи, в начале 80-х умер от СПИДа. Сцена подсвечена зеркальным шаром, бегут-летают всякие звездочки-зайчики. Я, нервно перепроверяя настройки, топчусь перед сценой в компании всего лишь пяти (!) финских фотографов. Еще раз оценил, насколько мне повезло с фотоаккредитацией. Даже Дэвида Боуи (David Bowie) на Provinssirock при разговорах о недостатке места снимало гораздо больше народу. Охрана вполне дружелюбна, единственное требование - не собираться в одну кучу, потому что Мозз будет бегать туда-сюда, а за ним снизу - охранник. Если внимательно посмотреть DVD, то это можно разглядеть - прикрывают драгоценное тело от фанатских посягательств. Как там сказал Моррисси очередному неудачнику, попытавшемуся прорваться на сцену в Манчестере - "You will never make it". Но здесь вроде никто и не собирался так безумствовать. Во втором ряду, хорошо знакомый некоторым из нас, страшно счастливый Дима Дарин вопит 'Mor-ris-sey! Mor-ris-sey!' Потом он жаловался, что финны в силу национальной сдержанности не слишком-то старались, в отличие от него. Кстати, только в этот момент до меня дошло, что я уже здесь и вот-вот увижу Это. Предконцертная суета как-то забила ощущение ожидания события.

Моррисси появляется на сцене под радостный вой толпы - кричат и свистят даже фотографы, хотя люди вроде солидные. И поехало: Первой прозвучала First of the Gang to Die. Величайший душевный подъем, вживую она в сто раз лучше студийной версии. Мозз, понятное дело рисуется, машет ручками, шнур от микрофона летает по всей сцене. Музыканты - все те же, что и на предыдущем туре, кроме барабанщика - стараются, но не светятся, скромно так на заднем плане работают. Дальше - Still Ill. Здесь я уже мало что помню, потому что слишком увлекся выдержками-фокусировками. Когда все смотришь через видоискатель, восприятие музыки как-то отключается. Помню только, что в какой-то момент Моррисси хлобыстнул шнуром буквально в полуметре от меня, и я от неожиданности слегка присел.
Вблизи артист выглядит не слишком высоким, наверное, из-за наклевывающегося брюшка. Но живой, очень живой. С голосом у него все на редкость в порядке, да и вообще выглядит он очень неплохо. Стареет, но красиво и со вкусом. Один из поклонов после песни пришелся прямо передо мной - можно было просто рукой коснуться. Очень странное ощущение, когда так близко оказывается большой человек, которого слышал и видел несколько лет только в колонках и на видео.

На "You Have Killed Me" Моррисси сам стал дотягиваться до первого ряда и пожимать руки. Ну, опять же рисуется, "ах дорогие зрители, убиваете вы меня". Ну, это нормально, мы же знали на кого идем. И получается у него все как-то честнее, чем у Борюсика Моисеева, у которого из поп-трагизма всегда какая-то комедия дурацкая получается.
Youngest Was the Most Loved и Reader Meets Author пришлось пропустить, потому что фотографов вывели в гардероб (некоторых аккредитовывали только поснимать, а без билета на концерт обратно не пускали). Мне же пришлось сдать камеру и - скорее обратно. Вообще сет-лист был интересным в плане того, что были странные вещи, вроде того же Reader: Из подобных приятных странностей были "Trouble Loves Me" из Maldjusted и дивно согревшая "My Life is an Endless Succession of People Saying Goodbye" (би-сайд с ...Quarry). Здесь я уже снова в зале и пристроился на самом краю толпы на левом фланге метрах в пятнадцати от сцены. Все видно и слышно, никто не наступает на ноги и дышать можно.

Между песнями Моррисси, как обычно, отпускает шуточки. Вот например: "Шведы здесь есть?" (слышится крик) "А, немного же вас!". Или вот еще "Я вижу много молодых людей. Вы еще не устали? Нет, я не шучу". Самая милая была такой: "Прошлое давно умерло, но это не значит, что оно было плохим". И... "Girlfriend in a Coma". Пританцовывает весь зал, иные, включая меня, подпевают. Как раз тут понимаешь, что The Smiths были великой поп-группой - очень сладкая мелодия, цепляет сильно, но без соплей.

На "Life is a Pigsty" дошла очередь и до супер-барабана, о котором я упоминал выше. В этой вещи есть звук дождя и грома. Так дождь они погнали через компьютер, как и большую часть клавишных партий, а вот в барабан били по настоящему. Занимался этим, по моему, клавишник. Тюкнет очень аккуратно, а звук получается такой, что все печенки вибрировать начинают. Гитарист, освободившийся на время от инструмента, в это время постукивает палочкой по стакану, так что стеклянное позвякиванье, слышное в студийной версии воспроизведено "дозвучно". К этому времени Мозз уже успел переодеть пару рубашек. Рубится он как на тяжелой физической работе. Хотя, это оно и есть, на самом деле. Песня-другая - рубашка насквозь мокрая, пот по лицу льет. Хотя хохолок торчит весь концерт, лаков-закрепителей не пожалели на прическу. Как раз самую смешную и живописную ярко-розовую рубашку он, вытершись как следует, запулил в народ - если уж на сцене кусочек не удастся оторвать, хоть так можно каплю драгоценного пота заиметь. Между прочим, за кулисы Он убежал не сразу - помните, друзья, мы обсуждали снятие рубашки в Манчестере? - а посветил пузиком секунд пятнадцать. Про такое говорят, что не растолстел, а заматерел. Матерый, в общем, человечище.

Я ожидал услышать живьем I Will See You in Far Off Places - уж больно она хороша для концертов - драйв да ритм, и здесь она была просто как шторм. Но впереди была еще How Soon Is Now. И..!? Это было К-Р-У-Т-О! Была сыграна длинная версия, в отличие от того же Манчестера и Earls Court - все шесть минут. Тебя просто размазывает, вещь огромна во всех отношениях. Если у t.A.T.u. этот широкий звук нарулен искусственно всякими синтезаторами и ловким продюсированием, то здесь все играется просто, но это убийственная мощь. И очень необычное ощущение: гитара с подгруженным тремоло на такой громкости оказывает разве что не гипнотический эффект, а в грудь поддает могучей ритм-секцией и соло-гитара вползает удавом. Можете попробовать, воткнув концертную версию из Earls Court и выкрутив громкость так, чтобы соседи стучать начали. Еще можно подогнать немного эха, у кого есть в настройках, и чуть приподнять низкие частоты. Ну, в зале, конечно, ураган. Даже очень спокойный финский чувак чуть старше средних лет, который весь концерт переминался с ноги на ногу справа от меня, поднял руки и начал хлопать. Моррисси, конечно, чувствует себя хозяином вечеринки и позирует с еще большим смаком. Голоса он, кстати, не теряет в течение всего концерта. Все очень красиво и четко. А то помнится, когда я "Бетховена" в первый раз услышал, испугался прямо.

О новых вещах вроде At Last I'm Born или Youngest Was the Most Loved ничего особенного сказать не могу, потому что... новое. Хорошие качественные песни, Моррисси постарался. На концерте, кроме "Far Off Places" и "Pigsty", ничего особенно не впечатлило. По-моему, в общем и целом, ...Quarry был получше в плане песен. Хотя, глядишь, расслушаю через неделю-другую. Хорошие вещи не всегда раскрываются сразу. А те, что сразу обычно быстро надоедают. Посмотрим.
Последней в основном сете была "Irish Blood, English Heart". И если How Soon..." была ураганом, то здесь накатил девятый вал. Когда начинается припев, буквально крышу сносит, с такой силой это играется. Наверное, Моррисси много эмоций в эту песню вложил, доняла его неласковая родина. Но и отдача та еще получается. Если уж здесь финны (и русские) начали с ума сходить, то что же творится в Англии!?

После двух-трех ОЧЕНЬ шумных минут начинается бис - "Last Night I Dreamed that Somebody Loved Me". Еще один очень эмоциональный, большой - и почти слезоточивый момент, который подкрепляется еще и знанием о том, что это - все.
Длительность концерта была примерно час пятнадцать - в этом туре все концерты короткие. С одной стороны немного, а с другой как раз столько, чтобы все, что нужно было, увидеть и слегка хотелось еще. Но слегка. По собственной доброй традиции подобрал себе настоящий сет-лист с пометками звукорежа и очень забавным написанием названий. От большого ума и знания языка товарищи, похоже, издеваются над английским специально.

Cет-лист с сохранением орфографии:

FIRST UV
STILL ILL
YOU HAVE KILLED ME
YOUNGEST
READER
JESUS
FAR OFF
MY LIFE IS A
COMA
LEMME KISS
PIGSTY
TROUBLE
HOW SOON
I JUST WANT TO
BORN
IRISH
--------
LAST NIGHT

В общем-то, даже неплохо, что все закончилось рано: мы даже успели на последний трамвай, выстояв очередную нефиговую очередь в гардероб.
Да, вот еще. По пути в Финляндию в tax-free на границе я нашел жидкое счастье! - вишневый ликер в маленьких бутылочках по сто или двести граммов, я не помню. Друзья, это супержидкость - в меру сладкий, в меру жидкий, очень вишневый, 21 оборот... и стоит эта радость ОДИН ЕВРО! Желаю всем! Уж не знаю даже что было круче, то что я Мозза живого повидал, или это открытие.
На этой прекрасной и очень прочувствованной ноте заканчиваю. До новых встреч!

16.04.2006, Макс ХАГЕН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
MORRISSEY - Моррисси вблизи - ваше мнение о статье
  • А зовут его на самом деле Steven Patrick Morrissey...
    Написал(a): y, 18/04/2006 23:32
  • Приятно видеть, что есть еще русскоязычные фэны Моззера! Привет Вам! :) Видел Морриссея в Стокгольме... до сих пор под впечатлением... Обожаю его! http://watergate.jino-net.ru/phpBB2/index.php
    Написал(a): SOFAD, 18/04/2006 16:18
  • отличная идея ездить в хельсинки замечательный отчет - спасибо!!! мечтаю увидеть Мозза
    Написал(a): magistell, 18/04/2006 12:39
MORRISSEY - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 22 мая 1959
Место рождения: Manchester

Кладбище домашних животных – ИЗ ЖИЗНИ На экраны возвращается легендарное шоу MTV Unplugged. Теперь это программа по заявкам наших… »»

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, выступит в Москве. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Jerry LEWIS Ушел из жизни актёр и певец Джерри Льюис »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – Stadium – BULLET FOR MY VALENTINE BULLET FOR MY VALENTINE »»

Хроника21/08

1904 – Уильям Бэйси родился в Редбэнке, Нью-Джерси. Позже он возьмет себе псевдоним Count Basie и прославится на весь мир как легенда свинга XX века  »»

1923 – В городе Каламазу (штат Мичиган) издано постановление о запрете танцев с пристальным взглядом в глаза партнёра  »»

1935 – Бенни Гудман и его оркестр сыграли свой первый концерт в Калифорнии. Этот день считается официальным началом эры свинга  »»

1976 – Во Франции начался первый европейский фестиваль панк-рока  »»

1989 – В Екатеринбурге создана группа "Смысловые галлюцинации"  »»

Count BASIE

Rodney RICHARDSON

Владимир ТУРИЯНСКИЙ (1935)

James BURTON (1939)

Jackie DE SHANNON (1944)

David MORALES (1961)

Олег "Шар" ШАВКУНОВ (1963)

Serj TANKIAN (1967)

Нино КАТАМАДЗЕ (1972)

ALIZEE (1984)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить